Бары, особняки и сухой док в Кронштадте. Прогулка по Питеру с группой «Самое большое простое число»

Места • Алиса Петрова
Лидер группы СБПЧ Кирилл Иванов в канун приезда в Минск 13 декабря помог KYKY сделать авторский гид по местам Санкт-Петербурга. Бары, где пьёт питерская интеллигенция, заброшенный остров и стеклянный шар на крыше дома Зингера – список получился совсем не банальным. «Я совладелец бара «Мишка» и ресторана «Общество чистых тарелок» – это наши главные места, куда мы ходим постоянно», – говорит Кирилл.

Часть первая. Клубы, бары и рестораны

Бар «Мишка»: место без ощущения алкотрэша

Набережная Реки Фонтанки, 40

В феврале «Мишке» будет пять лет – он неоднократно признавался лучшим баром в Петербурге. Нам с другом Сашей Берковским давно хотелось сделать что-то свое – у нас большая компания друзей. Всё давно вышло за пределы компании – каждую ночь через «Мишку» проходит по 500-600 человек. В этом году у нас был сезонный проект: «Мишка» работал в Москве всю весну, лето и осень. Там вообще были рекорды: по 1200 человек за ночь проходило.



В основном в «Мишке» играет диско, хип-хоп, хаус. Мы стараемся, чтобы звучали не заезженные вещи, чтобы не было мэшапа из Prodigy и Nirvana, и не было ощущения алкотреша. В «Мишку» разные люди ходят – здесь одновременно могут отдыхать и ученики Перельмана, и Даша Жукова (директор Музея современного искусства «Гараж» в Москве и жена Романа Абрамовича – прим. KYKY). Главная традиция – выпить два фирменных шота: «Мишка» и «Лисичка». Из чего они состоят – секрет. У нас работают видные бармены, победители всяких конкурсов. Знаменита наша охрана и её начальник Коля – он большой, с ним всё время фотографируются, обнимаются, и все его любят.

Не могу вспомнить самую классную вечеринку – у меня в памяти все смешались в один огромный ком. У нас более-менее все на свете играли: например, диджей Марк Щедрин, Антон Сивидов из TeslaBoy, Саша Липский из Pompeya, Дима Мидборн из On the go. Дашка Малыгина – наша ближайшая подруга – в «Мишке», буквально у нас на глазах стала величайшим диджеем поколения. Несколько раз в месяц я играю сеты. Ставлю довольно много африканской музыки: фанк, диско, которые они по-своему преобразовывали. Иногда играю по будням – это самые клевые дни. Людей меньше, зато можно ставить любую, даже самую странную музыку.

Бар Mishka. Фото: Юра Дормидошин

СБПЧ проводит концерты в «Мишке» раз в год-полтора – играем выходящие альбомы, которые ещё никто не слышал. Там мало места, поэтому все как сельди в бочку набиваются. Люди, приходящие в «Мишку» на такие выступления без объявления, не случайные. Ты предупреждаешь друзей, и многие из них приходят, сидят за баром. Это волнительные и пронзительные концерты: ты показываешь то, что никто ещё не видел, своим близким.

Ресторан «Общество чистых тарелок»: чёрные пельмени, бургеры и грушевый крамбл

Улица Гороховая, 13

«Общество чистых тарелок» находится около нашей студии на Казанской, и мы тоже туда часто ходим. Здесь очень вкусные бургеры: «Фирменный бургер Общества», «Итальянобургер», «Бургер с фалафелем». Есть чёрные пельмени, карри и котлеты, подсказывает мой сын Вася. Есть офигенный десерт – грушевый крамбл – пирог с шариком мороженого. Крайне рекомендую! Интерьер строгий, но уютный.

Главная деталь в нём – цитата из песни одной из наших любимых групп, BeastieBoys: «You gotta fight for your right to party». Сюда ходят все подряд, на ланче много людей из соседних офисов. Это ресторан для всех – он понятный и доступный и при этом супервкусный. С каждым годом всё больше и больше людей ходит, и мне самому постоянно приходится звонить и бронировать места, потому что негде сесть.

Бары «Продукты» и «Хроники»: мечты о том, как в Ленинграде 70-х выпивали Довлатов и его друзья

Набережная Реки Фонтанки и улица Некрасова, 26

Раньше вся территория Петербурга и области называлась Ингрия или Ингерманландия, и эти бары – попытка совместить нордико-лирический дух с мечтами о том, как в Ленинграде 70-х выпивали Довлатов и его друзья. Но «Продукты» и «Хроники» немножко по-разному сделаны. «Продукты» находятся на Фонтанке, через речку от «Мишки». Там много виниловых ди-джеев, которые играют с пластинок рок-музыку: много панк-рока, пост-панка. Важная часть бара – наш приятель, ди-джей Коля Могила. Есть музыкальный автомат, куда надо бросать монетку и нажимать на кнопки, как в американских фильмах. Ценники сделаны как синие советские бланки, что висели в магазинах: написано «наименование», «цена».

«Хроники» – это убежище петербургской интеллигенции. Звучит мечтательно, но на самом деле это люди, которые уже в час ночи напиваются до такого свинского состояния, что ползут.

Но в этом есть определённое обаяние. За музыкой в «Хрониках» не следят строго – здесь играет всё подряд. И там висят фотографии из ленинградских рюмочных. И кухня нордическая: там есть, например, сморреброды – норвежские бутерброды.

Скорее, всё держится на алкоголическом духе болтовни, обсуждении фильмов, пьяных разговоров про политику, Сокурова и музыку Стравинского. Открыл «Хроники» кинокритик Глеб Борисов со своими друзьями: Петей Биргером, главным редактором The Village в Петербурге, и нашей подругой Асей Храмченковой. И в «Мишке», и в «Продуктах», и в «Хрониках» бывают многие местные знаменитости. Например, всюду заходил известный историк Лев Яковлевич Лурье, кинокритик и наш друг Стас Зельвенский.

Клуб «Грибоедов»: петербургский миф, где начинали НОМ, Гребенщиков и «Ленинград»

Улица Воронежская, 2А

Наш первый концерт проходил в клубе «Платформа» – его в природе уже нет. На его месте, мне кажется, сейчас находится украинская «Пузата хата». Легендарный клуб «Молоко», где мы также играли много концертов, превратился в клуб «Цоколь» – и он сейчас в другом месте. Ничего из важных для нас мест уже нет. Единственный долгожитель в этом смысле – клуб «Грибоедов», где мы тоже играли поначалу. Ему, наверное, больше пятнадцати лет.

«Грибоедов» находится в бомбоубещище, а над ним находится кафе. Этот клуб – такой петербургский миф. К нему имела отношение группа «2ва самолёта», авторы хита «Подруга подкинула проблем». Там все начинали: Tequilajazzz, Колибри, НОМ, Гребенщиков, Ленинград. Сейчас мы в «Грибоедове» не появляемся – там свой мир уже. Да и надобности нет – это раньше был только один клуб или бар, а сейчас их много.

Часть вторая. Исторические достопримечательности

Канонерский остров: «Это как Нарния, только туда через туннель попадаешь, а не через шкаф»

Это скрытый Петербург, самый край города – на остров нужно ехать через туннель под Невой. Канонерский остров довольно заброшенный, мусорный, и туда только один автобус ходит. Там всего несколько жилых домов, находится биологическая станция. Рядом — верфь, и поэтому можно спуститься на набережную и смотреть, как мимо тебя проплывают огромные корабли, почти на расстоянии вытянутой руки – это очень красиво. Сейчас Канонерский остров стал ещё более сюрреалистичным, потому что прямо над домами строится объездная дорога.

Канонерский остров. Фото: Александр Гавриленко

Каждое лето мы с друзьями хоть разок ездим туда. Ты всё время ищешь какие-то неожиданные места – в этом смысле в Петербурге тяжелее, потому что это один из самых красивых городов в мире, но всё равно хочется попытаться по-новому взглянуть на него. А на Канонерском острове ты как будто в другой мир попадаешь. Это как Нарния, только туда через туннель попадаешь, а не через шкаф. Много раз ездил на велике или на скутере – это тоже отдельное удовольствие, потому что туннель тёмный и мрачный, но классный.

Академия Штиглица: попасть внутрь можно, если сказать – идешь на выставку работ учеников

Переулок Соляной, 13

В Петербурге миллион красивых особняков. Например, художественная академия Штиглица – в прошлом Мухинское училище. Находится в центре Петербурга, недалеко от Фонтанки, напротив Летнего сада. У меня мама художница, поэтому я с детства про него знаю.

Академия Штиглица. Фото: muha-design.ru

Академия очень красивая снаружи, и внутри здорово: там есть роскошная круглая лестница и огромный стеклянный потолок. Наверное, в академию можно попасть, если сказать, что идёшь на выставку работ учеников. Я, бывает, хожу туда.

Стеклянный шар на крыше дома Зингера: самое большое впечатление СБПЧ

Невский проспект, 28

Летом мы играли на фестивале «Вконтакте», и нас позвали в офис – а он находится на верхних этажах в доме Зингера. На его крыше стеклянный шар – и мы в него забирались, хоть это было сложно. Внутри помещается всего два человека. Для меня это было одно из самых больших впечатлений.

Было страшно, потому что шар стеклянный, и всё время казалось, что он свалится, потому что никак особо не закреплён. Правда, просто так туда не зайдёшь – это всё-таки офис, там пропускная система.

Ботанический сад на Аптекарском острове: столетние деревья и цветение орхидей

Ст. метро «Петроградская»

На станции метро «Петроградская» есть большой ботанический сад – он был заложен в 1713 году. На материке, прямо в Таврическом саду есть ещё маленькая оранжерея – если хочется погулять по саду, можно далеко не ехать и остаться в центре. Ботанический сад в хорошем состоянии, но как у многих вещей в Петербурге, у него есть красота увядания, разрушения. В первую очередь, это просто деревья, которым сотни лет.

Ощущается, что всё рукотворное захвачено природой и превращено в «своё» – например, обвитые плющом дорожки и скамейки. В саду немного людей и, конечно, там скорее встретишь «аборигенов», чем туристов. Насколько я знаю, там проводятся мероприятия, связанные с цветением чего-то. У меня бабушка этим интересуется, и периодически ходит туда, когда цветет орхидея, или какой-нибудь папоротник впервые за 1000 лет вдруг очнулся.

Ораниенбаум: место, которое Пётр подарил князю Меньшикову

Ораниенбаум находится в городке Ломоносов, что примерно в сорока километрах от Петербурга. Между собой мы называем его Рамбов. Там есть дворец и очень красивый, недавно отреставрированный парк. Рядом как раз находилась наша студия, в квартире Ильи, поэтому мы часто гуляли там. Думаю, что лет пять или шесть своей жизни я садился на машину и ехал в Ломоносов, чтобы позаниматься музыкой.


Это не самое популярное туристическое направление, но там очень красиво. И парк, и дворец были разбиты ещё в 18 веке. Это место Пётр подарил князю Меньшикову, потом там была резиденция Великого князя Петра Фёдоровича. Дворец не такой размашистый, как увешенный золотом Петродворец, там нет, как в Екатерининском дворце, янтарной комнаты. Он скромнее – в этом как раз его обаяние. В пустом парке есть какие-то дикие части – всегда классно найти такое тихое место, где нет людей. Когда мы долго работали в студии и нужно было развеяться, мы часто ходили в этот парк.

Часть третья. Водный транспорт

Ракета: лучшее развлечение для детей с середины апреля по конец октября

Ракета – это корабль, что ходит в Петергоф из центра Петербурга, с Дворцовой площади. У него впереди крылья, на которых он из-за скорости поднимается вверх. Эти корабли ещё называются «метеоры». Они немножко советские, и в них есть это советское обаяние. Может, они мне так нравятся, потому что я ещё с детства их помню. Ракета ездит, только когда мосты разводятся – с середины апреля по конец октября. Мы недавно катались с сыном и женой, когда уже были последние деньки. Было холодно, но классно.

Внутри ракеты ничего особенного нет: покрытые кожзаменителем старые сиденья, барчик какой-то. Но интересно не это – они довольно быстро идут для водного транспорта, и за 40 минут ты приезжаешь в Петродворец. Для ребёнка лучше не придумаешь – помню, в детстве для меня это было огромное впечатление. Ты быстро проносишься мимо всего, чего с воды никогда не видел – это необычно.

Аквабус: прогулка по Неве в центре за 200-300 рублей

Ещё один водный транспорт в Петербурге. Он ходит как автобус, у него даже есть расписание. Только на самом деле размером он с маршрутку: там, наверное, 12-15 мест. Раньше было много маршрутов, но из-за того, что ими никто не пользовался: ни местные жители, ни гости – оставили только один. Аквабус идёт по Неве в центре: плывёт от Университетской набережной, мимо Эрмитажа, затем мимо «Авроры», заворачивает там и плывёт к Каменному острову. Это классное приключение, потому что аквабусом мало кто пользуется – и стоит это 200-300 рублей.

Сухой док в Кронштадте: дамбы и система шлюзов

Еще в Кронштадте здорово. Туда можно быстро добраться на машине. Это довольно большой город, раньше здесь была база российского флота. Там есть сухой док, где ремонтировали корабли. Это огромная яма, по которой видно, что она рукотворная – у неё оформленные стенки, видны все очертания.



Док поражает своими дамбами и тем, что давно не используется: он заросший, увядающий. Ещё там осталась система шлюзов, которая регулировала уровень воды: когда корабль заплывал, воду поднимали, когда ремонтировали – опускали. Мы несколько раз в четыре утра срывались и ехали туда, потому что это классное, странное и пустое место. Сухой док находится недалеко от набережной, где стоят все суда – любого человека спроси, он сразу покажет. Вообще в Кронштадте классно, потому что там всюду Финский залив – приятно находиться у воды. Мы, петербуржцы, ценим это.

Презентация нового альбома группы СБПЧ «Здесь и всегда»
состоится 13 декабря в 19:00, Пляцоўка Hall
При участии : Deech (Минск)
Вход (только танцпол):
Предварительно: 170 000 BYR
На входе: 250 000 BYR

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Илона Геращенко: «Название «Люция Лущик унижает женщину» – это совсем не о ребенке и не обо мне»

Места • Диана Вашкель

Видео о том, как известная телеведущая провоцирует женщину в присутствии ребенка, обсуждают до сих пор: новая семья отца отобрала дочь, с которой маме не дают увидеться. Илона Геращенко – так зовут мать девочки – попросила защиты у уполномоченных органов. «Между ребенком и матерью есть физическая связь, я испытываю настоящую боль. Это как будто у тебя оторвали руку, сердце забрали, а тебе хочется это вернуть обратно», – говорит Илона, с которой встретился KYKY.