Все о дьявольской сделке «Зубр Капитал» и 21vek: терки с Onliner и интернет-торговля по всей Беларуси

Деньги • Вика Луд
Сегодня стало известно, что инвесткомпания «Зубр Капитал» приобрела блокирующую долю в беларуском интернет-магазине 21vek.by. Как водится у нас в Беларуси, сумму сделки не разгласили. «Намекнули», что обычно фонд Хусаенова вкладывает от 3 до 7 миллионов долларов. Рассказываем, как KYKY сходил на дьявольскую пресс-конференцию.

Сразу оговоримся, что слово «дьявольский» ввел сам Олег Хусаенов. Не мы. Потом его по чуть-чуть подхватили все спикеры пресс-конференции – и понеслось. Инвестор обозначил, что 21vek создал хороший продукт с дьявольским отличием – отсутствием оффлайнового магазина или шоу-рума. Что еще привлекло Хусаенова, который, по его словам, решает сейчас, с кем он будет идти ближайшие 3-5 лет рука об руку?

«Нам нравятся лидеры, команда, хороший продукт – эти критерии позволили предоставить им дополнительный капитал для развития. А еще есть общий тренд перехода в онлайн. Мне кажется, ребятам удалось создать очень хороший продукт, когда они смогли найти дьявольскую мелочь и отличиться от других компаний. Глобально «21 век» мало чем отличается от «МВидео», «Эльдорадо», «5 элемент». Дьявольское отличие заключается в том, что у них нет оффлайнового магазина, шоу-рума», – пояснил причину выбора Олег Хусаенов.

Олег Хусаенов, фото: Алексей Пискун, probusiness.by

Цель, которую поставили себе новые пятеро акционеров, – увеличить выручку в три раза.

История трех беларуских selfmade юристов

«21 век» появился в 2004 году как начинание трех студентов юрфака. «Хотели себя обеспечивать, поэтому амбиций было много», – рассказывает Иван Плюгачев, акционер «21 века». – Стартовый капитал был 4,5 тысячи долларов: кто-то работал летом в Америке и привез денег, кто-то накопил на стройке. Из Штатов мы привезли опыт и то, что клиент должен быть в центре всего. В начале наш склад был на 4,5 квадратных метра, сейчас – 15 тысяч. За это время обслужили более 1 миллиона клиентов».

Сергей Вайнилович объясняет свой успех так: «Мы с легкостью находили слабые места конкурентов и знали, за какие ниточки потянуть, чтобы удовлетворить клиента. Постулат стратегии был такой: все цены и информация на сайте будет всегда актуальной. В результате за последние 12 лет мы не падали ни разу: мы только росли. Почему так происходит? Растет культура интернет-покупок, мы развивали ассортимент и конкурировали за долю рынка». Планшеты и ТВ как категории товаров просели, потому что в них не появилось ничего нового».

Сергей Вайнилович, фото из FB

По данным отчетности, оборот 21vek.by, который учредили Сергей Вайнилович, Павел Матусевич и Иван Плюгачев, в 2016 году составил 50 млн долларов. В презентации сказано: «Компания прибыльная, доходность средняя по рынку ритейла электроники». По оценке deal.by, компания в прошлом году занимала 14% беларуского рынка интернет-торговли. Штат интернет-магазина – 400 человек.

На что пойдут деньги? На низко висящие фрукты

Деньги пойдут на развитие IT-системы, клиентские сервисы, на увеличение ассортимента – это должно помочь упрочить конкурентное преимущество. «Зубр Капитал» привлек международных экспертов интернет-торговли, «чтобы найти низко висящие фрукты, которые можно быстро сорвать». Интернет-магазин планирует стать активнее в регионах Беларуси, где тоже поставили цель – доставлять заказ на следующий день.

Чтобы увеличить выручку в три раза за пять лет, решено заняться вплотную стратегией. Для этого привлекут группу международных консультантов – они будут обязаны помочь в стратегии. Во-вторых, будет внедрена новая система корпоративного управления, распространенная в западных компаниях. В-третьих, потекут ручьем инвестиции в команду: акционеры считают, что нужно давать больше возможностей и полномочий менеджерам среднего звена.

Акционеры не исключают, что в будущем они откроют магазины, «но не такие, какие они сейчас, а какие – мы еще не знаем».

О глупых деньгах умных банков

Сергей Вайнилович надеется, что привлечение фонда «Зубр Капитал» «станет мощным катализатором развития компании». Отвечая на вопрос, не жалко ли «21 веку» продаваться с потрохами, Вайнилович ответил, что «банки дают глупые деньги, а тут – умные. Мы готовы от чего-то отказаться, чтобы заработать больше».

На помощь пришел Олег Хусанов, который добавил, что «отличие денег в банке и от инвестора проявляется в кризис. Банк вас задушит в кризис, чтобы вернуть деньги. Вы можете посмотреть на многие беларуские предприятия. Мы же готовы делить все радости и невзгоды вместе».

Как самый крупный интернет-магазин Беларуси конкурирует с самой большой торговой площадкой

Сергей Вайнилович продолжает: «У нас есть потеря коммуникаций с Onliner. Мы общаемся с руководителями больших компаний, с TUT.by, Яндексом. С Onliner я не общаюсь вообще, у нас было-то всего пару встреч. Они ведут себя очень сдержанно по отношению к нам по следующим причинам: во-первых, мне кажется, что они видят в нас конкурента, потому что чем больше к нам будут приходить и выбирать любой товар, тем больше будет уходить от них. Соответственно они потеряют трафик, прибыль. Почему они нас видят конкурентами? Хотя мы являемся их клиентами и платим немалые деньги за абонентскую плату. Я думаю потому, что мы единственный интернет-магазин, который занялся построением своего бренда. Не буду говорить, кто больше узнаваем – «21 век» или Onliner, все-таки последний еще и СМИ. Во-вторых, есть стратегический конфликт, потому что я везде на пресс-конференциях, выступлениях, интервью, заявляю, что торговые площадки (Яндекс, Shop.by) умирают. Там размещено максимальное количество товаров, которые не контролируются. Мы как интернет-магазин со своим складом конкурируем с площадками, а Onliner – самая крупная площадка. Наша история продаж через Onliner всего 5-6%. И про эту сделку они, кстати, не напишут».

Напоследок вопросы пресс-конференции, благодаря которым мы узнали, как поддерживает «Зубр Капитал» зубров в Беловежской пуще

Вопрос задать захотела журналистка «Минской волны»: «Зачем вы решили организовать пресс-конференцию? Чтобы рассказать о сделке? Кстати, я ваш клиент. Хотела у вас купить мангал, и они у вас плохие. А вообще как вам работается в Беларуси? И кстати, почему вы не в галстуках? Сейчас уже не модно?».

«Мы вели максимально прозрачный бизнес, были публичными. Прозрачность – один из секретов ведения бизнеса в Беларуси», – пояснил Сергей Вайнилович. Деликатно дополнил ответ Павел Матусевич: «В Беларуси работается больше комфортно, чем некомфортно. И я не работал в других странах. Но у медали есть две стороны».

Павел Матусевич, фото: E-Commerce Expert

В конце кто-то прессы спросил: «А вы зубров в Беларуси поддерживаете?» – «Нет, зубров не поддерживаем, но благотворительностью занимаемся», – оправдался Хусаенов.

Таким образом, фонд «Зубр Капитал» презентовал первую сделку этого года. Вторая ожидается уже на следующей неделе. Поговаривают, что она будет связана с автомобильным бизнесом.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Вильнюс – это же бары». Как литовцы заманивают беларуских айтишников делать деньги

Деньги • Вика Луд

С 1 января 2017 года Литва начала выдачу стартап-виз. Теперь у них стало проще вести бизнес и трудоустраивать нужных специалистов не из стран Евросоюза. На литовскую стартап-визу сейчас рассматриваются всего две заявки из Беларуси. Большинство приходит из Украины, России, Индии и Турции. Спустя пару месяцев после внесения поправок в закон компания Startup Lithuania приехала в Беларусь заманивать молодой беларуский IT-бизнес. KYKY сходил на встречу и сравнил, что лучше: остаться дома или поехать в Вильнюс.