Траку или Зыбицкая?
Сам «митинг» с беларускими айтишниками начался с этого пункта, и мы тоже начнем. Посол Литвы в Беларуси во вступительной речи решил достать старый козырь, то есть напомнить, что в Вильнюсе скучно не будет: «Вильнюс — это же бары», — заигрывающе пошутил посол. Но мы же знаем, как бурлит по вечерам Зыбицкая, поэтому золотой век баров Вильнюса давайте считать закрытым. Теперь для литовской столицы это вряд ли можно считать конкурентным преимуществом. Упиваются наши айтишники крафтовым пивом и японским виски и в Минске.
Что было раньше
Те, кто интересовался миграцией бизнеса в Литву, в курсе старых невыполнимых условий для значительной части стартапов. Например, согласно так называемому «правилу трех» компании необходимо было нанять по меньшей мере трех литовцев или иностранцев, постоянно проживающих в стране. Представьте, что в команде у стартапа человек пять, а другие работают на условиях свободного найма. Куда впихнуть трех литовцев?
Что значит обновленный закон
Поправки к закону предусматривают для стартапов выдачу временного разрешения на проживание в Литве сроком на один год с возможностью продлить его еще на год. Причем компании надо успеть зарегистрироваться за 30 дней (тут вам будет точно не до баров), иначе виза аннулируется. Через два года иностранец сможет обратиться за временным разрешением на проживание в Литве как руководитель предприятия или акционер на основании законной деятельности. Вашу заявку на стартап-визу будут рассматривать до 2 месяцев в общем порядке или до 1 месяца в срочном порядке.
What about money, honey?
Литва занимает 13 место в рейтинге самых свободных экономик мира (Беларусь — 157-е), 21 — по легкости открытия бизнеса (Беларусь — 37-е), а также 31 место по индексу инвестиционной привлекательности (Беларусь — 85-е). В принципе, тут нам гордиться особо нечем, и очко получает Литва.
Объем литовского венчурного рынка относительно небольшой — около 100 млн евро. Здесь развиты не только game development и программирование, но также биохимия, физика (особенно известны литовские лазеры и транзисторы) и математика. В Литве уже функционируют четыре венчурных фонда. Они открылись при содействии фонда European JEREMIE Initiative: Practica Capital, Business Angels Funds I, BaltCap и LitCapital.
Но больше всего стоит похвалить литовское правительство за то, что оно старается привлечь к себе европейских инвесторов, приглашая их на специальные мероприятия.
В Беларуси с венчурными фондами и инвестициями слабо. «Зубр Капитал» с несколькими десятками миллионами долларов да китайцы, которые создали фонд и планируют вкладываться в инновационные проекты беларуских ученых (например, в беспилотники или в съедобную упаковку-пленку). Да, у нас становится больше бизнес-ангелов —поговаривают, что их аж несколько десятков человек, но все равно не так много венчурных инвесторов, как этого требуется. Наверное, страшно «палиться».
Объемы рабочих IT-лошадок
Во всей Литве насчитывается около 11 200 программистов (из них 6 300 — в Вильнюсе). В Беларуси – 35 тысяч айтишников. И это звоночек.
Литовские фаундеры жалуются, что в год на литовский рынок труда приходит около тысячи студентов, изучающих информатику, информационные системы, программные системы, информатику здоровья, математику и компьютерные науки. То есть те, кто потенциально может работать в IT. А рабочих мест для них за год создается около 1,5−2 тысячи. Таким образом, ежегодно фиксируется нехватка почти тысячи специалистов. Это одна из главных причин, почему беларуских программистов так хантят в соседнюю страну. И одновременно минус для тех, кому вдруг понадобятся дополнительные айтишники в Литве – скорее всего, придется поискать.
Зарплата на обоих рынках примерно одинаковая. По данным Invest Lithuania, в среднем менеджер по развитию программного обеспечения обойдется в 61 000 евро в год, техподдержка — 12100, программист — 20 000 евро в год, системный аналитик — 24300 евро (все зарплаты указаны в брутто за 2016 год). В феврале 2017 года средняя зарплата беларуского айтишника — 3238,2 рубля (1 620 евро соответственно, в год — 19 500 евро).
По налоговой нагрузке минский ПВТ просто в шоколаде
Тут, конечно, придется раскошелиться, работая по литовским законам. В Литве подоходный налог для небольшой компании с командой в 10 человек и годовым доходом 300 тысяч евро составляет 15%, 21% — общий налог. Как проще считать, на самой встрече объяснил юрист из литовской юркомпании, которая помогает IT-бизнесам при переезде: если в Литве вы захотите платить своему работнику 1000 евро, например, то потратить на него придется 1700 евро.
Суммируя все налоги, выйдет около 40% (процент зависит от разных параметров компании). Налоговую нагрузку можно изучить по этой картинке:
Для сравнения: резиденты ПВТ в Беларуси освобождены от многих налогов, таможенных пошлин, ввозного НДС на импортируемое оборудование. За это они отчисляют 1% от выручки администрации ПВТ. Что касается зарплат, то государству такие компании перечисляют 9% подоходного налога вместо обычных 13%. Компании, которые не являются резидентами ПВТ, платят налоги на общих основаниях (ФСЗН 34% и «Белгосстрах» 0,4%, подоходный).
ПВТ во дворце Сапег или обычный офис на Купреевича?
Полностью оборудованный офис в технопарке в Вильнюсе в здании 17 века обойдется резидентам в 11 евро за квадрат, эконом-класс — 6 евро (также предусмотрены три бесплатных месяца для начинающих стартапов). В минском ПВТ аренда помещения без мебели и оборудования начинается с 4,9 долларов за квадратный метр.
Кроме нахождения в ЕС, Литве больше нечего предложить
Литва хороша близостью к европейскими рынкам, но кроме этого стране особенно нечего предложить стартапам – с таким настроением пришли беларуские предприниматели на встречу. Литва достаточно активно пытается привлекать компании для работы на рынке и пытается представить свою страну как трамплин в Европу, считают они. Те, кто уже работает в Вильнюсе, рассказывают, что страна испытывает дефицит программистов и не является комфортной налоговой зоной. Но, как правило, как только компания встает на ноги в Литве, тут же высматривает новые территории – более комфортные и продвинутые для проживания и для налогов.
Кто из беларусов уже ведет бизнес в Литве
Из беларуского IT-бизнеса в Литве осели, например, JetCat Games — студия по разработке игр, основанная в Вильнюсе в 2014 году и получившая инвестиции в размере 100 тыс евро.
Game Show — крупнейший киберспортивный канал в СНГ, который в конце 2015 года перенес в Вильнюс производственную студию по трансляции игр (было удобнее, прежде всего, логистически) и перевез команду из Беларуси и России.
Promwad — беларуская компания, изготавливающая электронику и программное обеспечение по заказу крупнейших предприятий;
GameInsight — один из мировых лидеров по разработке бесплатных игр для смартфонов, планшетов и социальных сетей, которая в 2014 году открыла офис в Вильнюсе, чтобы завоевать европейский рынок компьютерных игр.
Гости из Вильнюса, понимая, что нужно максимально уходить от темы налогов, делали акцент на широкую сеть маршрутов лоукостов, городскую экосистему и высокий уровень жизни (тут можем поспорить).
И про быстрый wi-fi не забыли сказать. При переезде вам даже подберут квартиру. Таким сервисом не может похвастаться беларуское правительство, которые если и умеет обхаживать нашего айтишника, то делает это рублем. И на том спасибо.