Он просто взял камеру

Кино
Митя Семенов – молодой белорусский актер и режиссер. А еще он – пример того, как можно все понимать про состояние искусства и общества в современной Беларуси, при этом снимать тонкие, удивительные клипы и верить в лучшее.

Андрея Савченко и Евгения Корняга я зарекся более не тратить свою жизнь на походы в театры, в чьих названиях соседствуют слова «белорусский» и «государственный». Недавняя премьера в Молодежном театре – комедия «Квадратура круга» – почти наверняка осталась бы без внимания, если бы не одно обстоятельство: в этой пьесе задействован мой недавний знакомый – актер, режиссер и клипмейкер Митя Семенов. В прошлом году Митя стал одним из победителей фестиваля Velcom SmartFilm. Кроме ценного приза победа в конкурсе кинематографической самодеятельности дала молодому человеку повод – не много, не мало – изменить свою жизнь. Вдохновленный успехом фестивальных работ, всего за год Митя сделал несколько клипов для белорусских музыкантов. Свои режиссерские эксперименты он совмещает со службой в театре. В новой постановке «Квадратура круга» Митя исполнил сразу две роли и рассказал об этом.

Главное – заинтересованность

Нас так учили: если ты ответственно относишься к работе – не важно, сколько выходов на сцену, главное, чтобы была внутренняя заинтересованность. В этом составе у меня роль первого комсомольца. Он – часть системы. Дети этой системы – такие бодрые, неунывающие ребята, которые должны заражать всех оптимизмом, им нужно строить новую жизнь, нужно идти вперед. Их образы построены на нашем стереотипе восприятия того времени, они синхронно двигаются, их движения в спектакле слегка роботизированы. Комсомольцы с одной стороны – дети системы, но в то же время они и жертвы этой самой системы, этой бездумной машины.

Вторая моя роль, Абрам – одна из главных в пьесе. Он очень легкомысленный, как ребенок, он долго не думает, живет импульсами: почувствовал – сделал. При этом Абрам безумно боится ошибиться, сделать неверный выбор. Плюс на это накладывается идеология коммунизма, которая впитана общим сознанием людей. И надо понимать, что все эти идеалы, светлые идеи коммунизма – придуманные, они не свойственны человеческой природе, потому что действовать как машина не присуще людям.

Сохранить в себе человека

На премьеру я никого не звал – боялся, как все пройдет. Прошло неплохо. Думал, будет хуже. Вообще я не очень люблю такой жанр водевильный, потому что он служит, чтобы развлекать. Развлечений сегодня повсюду предостаточно. Вокруг стало слишком много пустого смеха, который уже порядком надоел. Если смешишь людей, надо понимать, ради чего ты это делаешь. В этом жанре часто актеры перестают играть и начинают просто кривляться. В нашем спектакле я доволен финалом, потому что в конце есть мысль, и она актуальна. Мы все еще живем старыми принципами, а люди уже хотят иного, они хотят быть свободнее... Театр, о котором я мечтаю, – это нечто совсем другое. Я по натуре идеалист и, наверное, поэтому нашим академическим театром недоволен совершенно. Он не выполняет своих функций. То, чему нас учили в Академии, на сцене отсутствует напрочь. Я понимаю, что осуществить это очень тяжело, но даже попыток таких никто не делает. Театр стал репертуарным, а артисты перестали быть художниками. Все служит тому, чтобы просто смешить и зарабатывать деньги. Спектакль, который остается с человеком – это «Волки и овцы» Петра Фоменко, я офигел! То ощущение, которое было у меня после просмотра, когда я 15 минут сидел и просто молчал, останется со мной на всю жизнь.

m

Насилие небходимо

Насилие в искусстве нужно, ведь оно присутствует и в реальной жизни, а искусство – это отражение реальности, искусство – это про нас. Только насилие нужно уметь правильно преподнести. В жизни любое зло всегда должно быть наказано! Так должно происходить и на сцене, и на экране, так у всех великих драматургов и писателей. Сцены жестокости и насилия они используют, чтобы показать, что если ты творишь зло, ты будешь наказан за это. Кроме того, когда человек видит на сцене или на экране жестокость, сам он становится мягче. Но сейчас жестокость сделали пропагандой, затиранием умов; человек уже перестает сопереживать чей-то боли, смерти, просто развлекается. Очень важно понять: склонность к насилию – это разрушение самого себя.

Свобода как образ жизни

Процессы, которые происходят сейчас с молодежью, я понимаю, я хочу говорить молодым людям о них самих. Я верю в наше поколение. Мне кажется, оно сейчас настолько свободно, оно может выбирать для себя все, что угодно, но зачастую это просто какие-то безумные вещи. Допустим, фильм «Один раз живешь». Я оттолкнулся от знакомой каждому фразы, но представил ее с обратной стороны. Каждый когда-то слышал эти слова, когда ему предлагали, например, закурить первую в жизни сигарету или попробовать наркоту, алкоголь или переспать с кем-то: «Попробуй, это так круто! Один раз живешь!» Но к чему это приводит? Мы перестали оценивать поступки как плохие или хорошие. Родить здорового ребенка сегодня реально проблема. Когда я говорю: «Один раз живешь» – это значит, что ты должен думать о последствиях своих поступков.

Опыт

Хочу выучиться на режиссера, потому что это моя мечта, я этого истинно хочу. Я с театром связан с 14 лет, поступил в Академию, когда мне было 17. Режиссеров в этом возрасте еще не готовят, потому что опыта маловато. Ведь режиссер – это определенное мировоззрение.

Есть люди, готовые слушать

Я благодарен фестивалю Velcom SmartFilm за то, что он дал мне смелость. Благодаря ему я понял, что есть люди, которые готовы услышать то, что я хочу сказать. Пусть им это даже не нравится, но они не остаются равнодушными. У меня уже есть идея фильма для нынешнего фестиваля SmartFilm. Panorama 360. Пока не скажу, что это будет, но снимать планирую на планшет Samsung Galaxy Tab (тот, который достанется победителю) – он как раз очень хорошо подходит для динамичных съемок.

Я просто взял камеру

Началось все со SmartFilm'a. Я просто взял камеру и начал снимать кино. Я учился уже в Академии на актерском, как раз эту историю «Один раз живешь» мы тогда и придумали для фестиваля. Следующая работа была «Фруктовый букет» – моя первая тридцатиминутная короткометражка. На этом фильме мы с моей командой, можно сказать, учились снимать кино. Он о том, что может получиться, если смешать воедино любовь и ревность. В основе – события моей жизни, которые меня на тот момент волновали, мне было очень важно рассказать о них. Получился такой андеграунд. Я его отправил на фестиваль «Арт-кино» в Москву. Потом был первый клип для группы «Или-или» (ex-«ДетиДетей») «Курортный романс», потом «Восень як вясна» тоже для них. Все эти работы я снимал бесплатно, мной двигал такой съемочный азарт, хотелось снимать, чтобы это смотрели другие. Потом мне позвонил Виталик Артист. Он посмотрел как раз «Восень як вясна» и предложил снять клип для «Без Билета», сказал, выбирай песню любую, какая тебе нравится. Мне очень нравилась «Быть как все» из альбома «Звезда». Может, потому что я сам на тот момент был как все: я перестал двигаться вперед, я перестал что-то делать со своей жизнью. Быстро очень родилась идея клипа, но снимали мы долго, пять съемочных дней. Было много локаций, много актеров. Я доволен тем, что получилось в итоге, и очень мне нравится, что совершенно разные отзывы на этот клип. Сейчас мы собираемся с Виталиком сделать видео на песню «8 секунд». Есть предложения и от других групп.

Заработать денег и остаться собой

Молодые люди не торопятся взрослеть, потому что понимают, насколько это все тяжело: дом, семья, карьера… И на все на это нужно суметь заработать денег, при этом остаться человеком. Необходимо дать веру, необходимо сказать им: это возможно.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Сын за отца

Кино

На прошлой неделе в Минске прошла ретроспектива фильмов Сехэя Имамуры, великого режиссера 20 века. А его сын Хиросукэ Имамура, который и представлял эту программу, рассказал о своем отце, удивительном белорусском зрителе и пластыре на голове.