Стереотипы, ТНТ и Backstreet Boys: в Беларуси выпустили сериал «Сезон идей»

Кино • Дмитрий Киселев
2 сентября в Минске прошла презентация первых четырех серий сериала «Сезон идей». Он позиционируется как первый подобный проект в Беларуси, снятый на деньги автора без сторонних инвесторов. Мы сходили на премьерный показ и постарались препарировать ключевые моменты происходящего на экране и за ним.

На пресс-конференции по поводу сериала режиссер сказал, что предпочел бы снять полнометражный фильм в жанре, например, драмы, будь у него возможность.

Но бюджет составлял 175 тысяч долларов — с такой суммой выкрутиться было бы проблематично. 

Также он признался в любви авторским фильмам, но сказал, что сам бы такое кино снимать не стал, так как у нас его фактически нереально отбить.  

Первый сезон сериала состоит из 8 серий. Хронометраж каждой из них — около двадцати минут.

Снят он в формате, любимом телеканалом ТНТ — беспробудная комедия с редкими вкраплениями экзистенциальных сцен.

Разбег в возрасте целевой аудитории, на которую делают ставку создатели, довольно широк: от 14 до 45 лет. На сериал можно смело вешать бирку «made in Belarus»: он снят в Беларуси, играют белорусские актеры, а декорациями выступают офисы, бары, клубы, спа-салоны и пейзажи Минска.

         

Тем не менее «Сезон идей» рассчитан на универсальную аудиторию в пространстве СНГ. Из-за этого расчета в сериале нет сюжетной привязки к местности, и она в нем старательно избегается. Даже населенный пункт, в котором разворачивается действие, снимает с себя шапку «Минск» и примеряет таинственное «No Name [City]».

В этом можно было бы увидеть ссылку на пелевинскую фразу «This Game Has No Name», но режиссер всех уверил, что любые, даже бессознательные, аллюзии тут неуместны, потому что Пелевина он не читал.

Еще более размывают территориальные рамки сериала больше характерные для соседних местностей персонажи, вроде чиновников с криминальными замашками на «Мерседесе» с недвусмысленно российскими номерами.  

                                                                   Сюжет

В сериале иллюстрируется жизнь креативного агентства «Грабли». Сюжет начинается так: в «Грабли» устраивается начинающий дизайнер Лебедев и сразу же вливается в бурную жизнь агентства, часто выступая в ней в качестве спасителя.

Базовый сюжет, цитирующийся из серии в серию: сотрудники агентства пытаются найти непростые решения и выполнить требования того или иного заказчика.

Например, чинуши с криминальными замашками, заказывающего социальную рекламу против проституции, или пары матерых женщин, жаждущих названия для ювелирного магазина. А так как креативщики 99 процентов времени занимаются праздношатанием и паникуют при сдаче заказа, то это стимулирует их к довольно нетривиальным решениям.

                                                               Персонажи

В сериале — квинтет главных действующих лиц. Это самовлюбленный дизайнер-блондин Макс, повернутый на женщинах, невзрачный программист в дурацких майках Ярослав, рассуждающий про технические характеристики гаджетов и дрязги Samsung и Apple, тупая секретарша Света, посещающая Дубаи в компании пожилых авторитетов с крестами, арт-директор Валерия Сергеевна, которая пытается быть строгой, но иногда сдает позиции чувствительности и женственности, и второй дизайнер Саша [почему не Артемий?] Лебедев, просто адекватный вменяемый парень. Трое первых, как и все временами всплывающие второстепенные персонажи, безжалостно утрированы, и за пределами очевидных архетипов невзрачного программиста или глупой секретарши, зияет пустота. Правда, режиссер и актеры сами это признают и говорят, что эта стереотипизация намеренна и присутствует для высмеивания персонажей. Бэкграунда у них нет: про то, чем, как и с кем они живут за пределами агентства, ничего не говорится. 

         

         

         

         

         

Актеры сериала, за редким исключением в виде, например, Татьяны Жевновой, не имеют профессионального образования и опыта в киноиндустрии, и была выбраны на прошлогоднем летнем кастинге.

                                                  Саундтрек

Ввиду того, что бюджет «Сезона идей» был весьма ограниченным и создатели не горели желанием выкладывать по десять тысяч долларов за каждую использованную песню, саундтрек, за редкими исключениями типа Backstreet Boys — Show Me the Meaning of Being Lonely, был прописан непосредственно к сериалу. Сам по себе он весьма интересный и атмосферный, временами усиливает саспенс отдельных сцен, но в целом его слияние с лощеной визуальной составляющей сложно назвать безупречным.

           

           

           

                                                                Вердикт

Решение идеи сериала про креативное агентство выглядит так, как если бы Бегбедеру сделали трепанацию черепа и в формате счастливого дебила вынудили наспех спаять сценарий. 

         

Сериал перегружен стереотипами и безжалостным кривлянием актеров, которые связывает воедино весьма хромающая драматургия. Но тут возникает вопрос, целесообразна ли вообще в данном случае критика. Как уже было замечено, сериал сознательно снят в формате ТНТ-шной комедии и ориентирован на зрителей с невысоким уровнем притязаний, которые готовы принимать кривляния за игру, а примитивный стеб за юмор. 

«Сезон идей» заявленный формат выдерживает, сериалу «Ранетки» в качестве не уступает и даже выглядит в своем ряду весьма нетривиально и свежо. Но только в том случае, если вы смотрите ТНT. В противном случае лучше  ждать 23 сентября, когда выйдет финальный сезон «Как я встретил вашу маму» или 10 сентября, когда выйдут новые серии про байкеров из провинциального клуба Sons of Anarchy.

Сейчас сериал предлагается российским, украинским и казахстанским телеканалам. Где именно его можно будет увидеть, создатели еще не знают.


Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Валерия Гай Германика: «Я снимаю то, что хочу»

Кино • Дмитрий Киселев

Валерию Гай Германику позвали быть председателем жюри фестиваля мобильного кино Smartfim от Velcom. Во время ее визита в Минск Дмитрий Киселев успел узнать, что Германику волнует, сколько зрителей посмотрит ее фильмы, и что в православной России не может быть гей-парада