Больше года назад я оказалась в KYKY на должности директора. Завлекла меня бывшая сокурсница, а также уважаемый мною человек из сферы рекламы, где я к тому времени уже успела десять лет проработать. Из предварительного общения с редакцией у меня сложился образ интересной, хоть и сложной работы, с обязательной примесью героизма. В реальности же… Костяк этой статьи под лаконичным названием «Белорусы не умеют работать» зародился у меня ещё в первый месяц испытательного срока, явно на волне охреневания от происходящего вокруг. Короче, моей первой реакцией на медиапространство был шок.
Порок номер один. Звезда во лбу
Почти у всех журналистов и экспертов, с которыми мне довелось сталкиваться за это время, перманентно «ззяла як зорка Венера» звезда во лбу. Откуда? На каком основании? Понятия не имею. Более беспочвенного ЧСВ не встречала даже у представителей крайне творческих профессий вроде актеров и режиссеров (нередко инопланетных или близких к сумасшествию). «Акулы пера» считали себя как минимум «хантэрами томпсонами» и как максимум – чрезвычайно талантливыми молодыми писателями. По факту же за ними числились средние способности, словоблудие, плохая орфография, боязнь подойти к человеку на улице, невозможность соблюдать сроки публикаций, часто банальное отсутствие опыта в диком сочетании с нежеланием слушать комментарии редакторов. У меня челюсть отвисала от удивления, когда человечек 1996 года рождения с незаконченным высшим образованием пререкался в главным редактором в нежелании переписывать текст. Я бы уволила сразу ввиду неадекватности. Но я не была редактором – продолжала почти молча наблюдать.
Порок номер два. Непунктуальность
Как человек, взращенный в бизнесе, я абсолютно не понимаю, как можно опоздать на встречу на час. Или вообще не прийти. Буквально на этой неделе журналист объяснял мне своё отсутствие на стратегической планерке тем, что сидел в кафе в соседнем здании и, попивая кофе, пытался переубедить его владельца в политических взглядах, «потому что я не мог просто так уйти». Да, супер, это очень помогло нам в создании стратегии проекта. Но самым знаменательным я считаю случай, когда кандидатка в редакторы написала мне в день собеседования, что не может приехать в редакцию, так как заболела и предложила мне самой приехать к ней домой. На Каменную горку. В чем кроется такое наплевательское отношение к чужому и своему времени? Не понимаю до сих пор. Блин, время – это всё, что у нас есть! Люди, цените его.
Порок третий. Незнание цены деньгам
Очень умиляет, когда «молодой специалист» ноет о том, что ему в журналистике мало платят. Его не ценят. Его очень сильно редактируют. Расслабьтесь, ваше нагромождение букв зачастую вообще ничего не стоит, и только лишь способствует энтропии Вселенной. Во всех нормальных издательствах молодым журналистам не оплачивают стажировки (хотя под них можно выбить грант). Заикнитесь в Беларуси о бесплатной стажировке с возможностью публиковать под своим именем статьи (эту возможность предоставляют далеко не все издания!) – гарантированно получите порцию презренных взглядов от молодых авторов. Когда я говорю об этом коллегам из Украины или России, они просто не понимают, как такое может быть, ведь у них на подобную стажировку очереди стоят. Можно долго разглагольствовать о разнице наших медиабизнесов (и что в Беларуси это даже не бизнес), но разница в отношении слишком разительна.
Иногда мне хочется организовать принудительную трудовую стажировку молодых журналистов, например, санитарами в больницу скорой помощи, чтобы они получили за месяц зарплату этого самого санитара. Или хотя бы в переходе листовки раздавать. Или по десять часов в сутки выставивать на промоакциях с улыбкой на лице и пробниками в руках. Чтобы понять, наконец, как тяжело трудом заработать то, что в нашей стране называется «прожиточный минимум». Наконец, у журналистов не самые низкие зарплаты, уровень которой, на секундочку, определяется количеством приложенных усилий (то есть количеством написанных статей).
Ещё один подвид – молодые любители «чаркі ды шкваркі». Проводя собеседования на продавца для KYKY, заметила очень противную тенденцию – люди хотят гарантированный оклад в 5 млн. старыми.
Сидит передо мной очередная девушка из небольшого города в Минской области и говорит, что она профессионал (опыт в продажах – 1 год), но без 5 млн. оклада работать не будет. Ничего, что по классике жанра продавец должен жить с процента от продаж? Нет, не видели, не знали, удивленный взмах ресниц. Сидишь, грустно смотришь на неё и думаешь: «Ведь ты же молода, у тебя есть силы землю на работе рыть за личный результат, фигачить, наяривать, вджобывать, конкурировать с сотрудниками отдела, а не жопу просиживать за 5 млн.» Ай…
Порок четвертый. Безответственность
Вот это главный бич современности. Сколько раз меня кидали по срокам и проектам – за этот год не подсчитать. А если бы подсчитала, то забилась бы в уголке и горько-горько плакала. Почему-то именно в сфере медиа считается нормальным (обычным, рядовым, из ряда вон НЕ выходящим) игнорировать сроки, не поднимать телефон, если накосячил(-а), не принимать к сведению замечания. Надо сказать, что в работе я человек достаточно строгий, возможно, не слишком приятный. Но в такой среде полного пофигизма к общему делу и результату я практически превратилась в робота Бендера, шепчущего во сне KILL ALL HUMAN.
Вы когда-нибудь слышали об инженере, программисте, слесаре или водителе автобуса, который не пришел на работу только потому, что ему рано было вставать, а вчера он был на вечеринке? Наверное, этот человек был бы уволен после такого рассказа. Но нет, среди журналистов такая тема вызовет лишь умиление и вопросы, что это была за вечеринка, было ли там круто и есть ли фоточки в Facebook? В самом жестоком случае журналиста пожурит редактор, если заметит его отсутствие на планерке, и вообще если сам будет в это время на работе. Безответственность – самая заразная болезнь, разъедающая беларускую журналистику (поправьте, если ошибаюсь, потому что с безответственностью еще может померяться силами лень). И уж точно беларуской журналистике не достичь приличного уровня, если не выстроить эффективной системы работы и не взрастить уважение к своему труду.
Порок пятый. Отсутствие огня в глазах
Вот этого я вообще не понимаю. Как в молодости можно не «гореть» хоть чем-то? Музыка, секс, любимое хобби? Современных 20-летних что, рождали уже перегоревшими? Весь мир как прочитанная книга? Очень неуютно видеть рядом с собой людей, которые и в 20, и в 30 лет не знают, кто они и чего хотят. И самое страшное – даже не стремятся узнать. Этакие перекати-поле и «если мне нравится, то возьмусь, а если не нравится, то буду и дальше маяться в страданиях». Все, что они делают – идут по накатанной и перекладывают ответственность за свою жизнь на других (общество, государство, маму, директора). Совсем как брюзжащие тетеньки с начесами в кабинетах с линолеумом, над которыми они же так любят смеяться. Вся эта ситуация напоминает мне момент из сериала Black Books, где героиня Фрэн получила работу, не зная, в чем она заключается и по итогу просто тыкала пальцами по клавишам.
Огонь в глазах – это базовая опция любого молодого (и не очень) специалиста. Ты можешь бояться, ты можешь чего-то не знать, ты даже можешь быть застенчивым и неуверенным в себе. Но пробовать! Чувствовать внутри себя щекотку от желания узнать, самореализоваться, сделать что-то новое. Диджитал-медиа в этом плане – вообще легкая добыча для начинающего, потому что всегда можно попробовать, прислать текст или фото редактору, сделать репортаж, инфографику, иллюстрацию… И вот, уже маленький кирпичик в небоскреб самореализации заложен.
Несмотря на все описанные выше ужасы, которые ни в коем случае не являются преувеличением, всё же есть в дружественных (и не очень) редакциях люди, достойные уважения. Талантливые, ответственные, со светлыми головами и «прагныя да ведаў». У нас в редакции тоже имеется парочку таких, но нам нужно ещё больше единомышленников в коллектив. И вот, теперь переходим ближе к теме: в новый и крайне амбициозный проект «Реформация» мы ищем очень толкового SMM-щика, редакторов, журналистов. Если вы совпадаете с нами в понимании будущего Беларуси и хотите внести вклад в разработку интересных (и сложнейших, не будем врать) экономических и общественных тем, пишите нам на ящик rfrm@kyky.org.
В заключение хочется произнести совсем уж патетические слова: любите то, чем занимаетесь (или ищите то, что полюбите). И цените себя. Ваш кэп.