Деньги пахнут: что в Беларуси со штрафами за собачье дерьмо?

Анна Трубачёва
Пока государство изучает весь известный истории человечества список налогов и пошлин, деньги продолжают валяться под ногами. Более того, они прилипают к ботинкам, тяжело очищаются от подошвы, оставляют за собой характерный след и сильно воняют. Анна Трубачева «поднимает» собачий вопрос.

Скажу сразу, собак я очень люблю, неистово мечтаю о хортой борзой, и обижать братьев наших меньших не собираюсь – им и так не просто среди людей – но гуляя с детьми в парке или в городском дворе, то и дело наблюдаю, как девять из десяти хозяев собачек начинают вдумчиво вглядываться в небо как раз в момент дефекаций питомца, и вид неба, должно быть, настолько завораживающий и драматичный, что глаза от него отвести удается только как минимум в трех метрах от того места, где песик сходил по большому. Редкий собачник достанет мешок из кармана и приберет. Почему меня это волнует? Потому что, повторюсь, у меня есть дети, и маршруты наших прогулок не всегда пролегают исключительно по тропинкам. Потому что весной, когда сходит снег… Впрочем, все знают, как хорошо может быть удобрена землица дворов и парков по сходу снега, и, уверена, каждый хоть раз в жизни робко терся подошвой о прошлогоднюю траву, полоскал ботинок в луже и вспоминал о добрых приметах: это, должно быть, к деньгам.

Очевидное – под ногами!

Подумала и я о деньгах, вляпавшись в очередной раз: интересно, что у нас со штрафами за собачье дерьмо? Очевидное – под ногами! Подумала и написала у себя на странице в соцсети. Реакция не заставила себя долго ждать, и я за нее искренне благодарна, потому что неприглядный вопрос, касающийся, казалось бы, небольшого процента горожан, раскрыл не только тему жалоб самих собачников, но и глобальные проблемы общей культуры белорусов. Да-да, «встречаем постоянного гостя нашей телепрограммы!»

Первым делом у меня поинтересовались, раздражаюсь ли я, когда газоны и дворовые территории загаживают малые дети, которым не терпелось до туалета квартир. Впрочем, это сравнение быстро себя исчерпало из-за очевидной неравнозначности вкладов собак и детей в обсуждаемое грязное дело. Далее разговор принял более предметные формы: собачников тоже нужно понять, ведь в городе практически нет условий для цивилизованного выгула.

Я получила ссылку на права и обязанности владельцев собак перед законом, и узнала, что есть и штрафы, и налог на содержание животного и много всяких других «владелец животного обязан».

«Собачьи» налоги идут на содержание пункта на Гурского, где их усыпляют запрещенными во всех нормальных странах препаратами»

«Лично я не плачу этот налог из принципа, – пишет комментатор Ирина, – потому что для собак в нашем городе ничего не делается. А в начале 90-х я платила. Тогда мы, собачники, сами построили в своем микрорайоне, на пустырях, две собачьи площадки. Они продержались несколько лет, потом были снесены властями под новые застройки. Ничего взамен мы не получили. Кроме официального запрета построить еще одну. С тех пор количество мест для выгула собак в Минске постоянно уменьшается (хотя их на двухмиллионный город – пересчитать по пальцам). В городе нет ни одного государственного приюта для бездомных животных. Частные приюты существуют незаконно, так как в нашем законодательстве вообще нет понятия «приют». Закон о защите животных не могут принять уже 15 лет, постоянно отправляя из парламента на доработку. «Собачьи» налоги идут на содержание пункта временного содержания животных на Гурского, где их держат пять дней, а потом усыпляют, причем, как утверждают зоозащитники, негуманными, запрещенными во всех нормальных странах, препаратами. На это я платить деньги не буду. И не только я, это позиция многих собачников».

Прочие комментаторы красочно рассказывали о том, как заграницей обустроены места выгула, о металлических стойках-урнах с маленькими крафт-пакетиками и картонной лопаточкой внутри (было высказано предположение, что подобные вещи у нас не пройдут просто по причине нездоровой запасливости наших граждан), я же думала о том, что в Минске в принципе крайне редко вижу собак. Не где-то там во дворах – выгуляли за пять минут и снова в четыре стены – а чтобы собака жила полноценной жизнью, сопровождала всюду хозяина… Вы часто видите, чтобы люди прогуливались с собаками по городским улицам? Или чтобы собака лежала у ног хозяина, пока тот пьет кофе на террасе летнего кафе? Собаки есть (не дети же загадили дворы, ей богу), но мы мало их видим. Когда путешествуешь по европейским городам, складывается ощущение, что у них там чуть ли не у каждого питомец.

«С собаками у нас никуда пойти невозможно, – продолжает Ирина, – хотя это очень важно для социализации – и собак, и людей. На Западе звери спокойно себя ведут в общественных местах, потому их туда постоянно берут, а люди адекватно на них реагируют. Спокоен хозяин – спокойна собака».

Испытание белоруса обстоятельствами

Знакомая ситуация: лучше спрятать (в данном случае за перечень «владелец животного обязан»), чтобы не было видно, чем разбираться и обустраивать город для нетипичных граждан. С другой стороны, собака – это серьезная штука в руках некультурного человека. И здесь мы в очередной раз подходим к моей любимой теме: кто должен сделать первый шаг на пути к цивилизованному и культурному обществу – государство или граждане?

Я пишу, что загажено все, а мне отвечают, что «собачников тоже нужно понять»: для них не создали условий. В нашей стране мало для кого созданы идеальные условия, чтобы хотелось быть культурным и честным человеком. Но в этом и уникальная особенность Беларуси! Серьезно, я уверена, что жить в Беларуси – это как в видеоигре сражаться на более сложном уровне: в Европе, Америке есть доступные источники самореализации, подпитки (деньги, карьерный рост, свое дело, свободы гражданские, высокий культурный уровень), а у нас все не просто, и часто вопреки, а не благодаря, ввиду чего нужно хорошенечко постараться, чтобы стать тут счастливым, претворить какой-то проект в жизнь, добиться чего-то, стать кем-то – поэтому многие спиваются, поэтому такой уровень суицида… Зато и возможностей больше: возможностей иного, более сложного уровня.

Это такое особенное испытание обстоятельствами – остаться человеком в таких недочеловеческих обстоятельства: если хочешь хорошо, для себя и людей, не жди, что кто-то это сделает за тебя. И бескультурного человека никак не оправдывает то, что государству наплевать на его потребности.

Игорь Корзун, художник и «Городской лесничий» рассказывал как-то, что звонит ему женщина: «Помогите спасти дерево!» Приезжает, смотрит, советует, что купить и что сделать, а она ему, мол, да, я звонила в «Зеленстрой», так вот они не могут… То есть она не поняла, что именно ей нужно заняться делом, о котором она беспокоится… Недавно в интернете была статья про обычного жителя многоэтажки, который за 360 долларов решил вопрос с парковкой в своем дворе: он согласовал разметку с ГАИ, сам закупил бетонные полусферы и заплатил за их установку и нанесение разметки.


Один человек может решить вопрос с беспределом в огромном дворе. Может решить вопрос с государством, с соседями.

Мы скрываем доходы – государство повышает и умножает налоги. Во дворах, парках и местах отдыха в лесу нет мусорников – мы будем кидать мусор на землю. Руководство города не считает нужным совещаться с нами по вопросам планирования застройки – ну, и ладно, «мне-то какое дело»… Кому от этого лучше? Кто от этого экономит или упрощает себе жизнь? Неужели выгуливающий собаку ни разу не вляпывался в собачье дерьмо? А если вляпывался, то почему не стал носить с собой пакет? Ты убираешь, он, она, они – теоретически должно стать чисто. Или я что-то не понимаю. Хотя, возможно, еще не каждый вляпывался, не до всех дошло. И речь, конечно же не только о собачьих экскрементах.

Журналистское агентство «Таранціны і сыны»

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter