Почему, и кто вообще такой этот ваш Тимофей? Поясняю. Он ведет на российском телеканале передачу «Рейтинг Баженова», которая в некотором роде моделирует белорусские реалии: Тимофей, находится один на один с дикой природой, утопает в болоте, убегает от тигра или висит вверх тормашками, запутавшись в охотничьей сетке охотника-каннибала. Но при этом (и это полагается подчеркнуть) Тимофей не унывает, а только вздыхает и повторяет как мантру, от передачи к передаче : «Ну что же, друзья, могло быть и хуже». Посмотрим на налоги последних лет именно с такой позиции — хуже быть действительно могло.
Налог на кино
Если верить проекту указа о кинематографе, который недавно появился в сети, снимать фильмы в Беларуси можно будет, только получив заветное разрешение от министра культуры и специальной комиссии. Эти почтенные люди (министр и комиссия), рассмотрят сценарий каждого потенциального фильма, как девушка отсматривает себе жениха. Если сюжет понравится, за окончательное «да» нужно будет приплатить: внести пошлину в размере от одной до 20 базовых величин (от 180 до 3 600 тыс. бел. рублей).
Казалось бы — ну куда дальше то? Но, друзья, могло быть и хуже. Например, в Иране неугодным режиссерам вообще запрещают снимать кино сроком от одного года до бесконечности. Это называется «запрет на профессию». Громкий случай последних лет — история иранского режиссера Джафара Панахи, которому удалось, несмотря на такой мораторий, взять «Золотого медведя» в Берлине в этом году.
Кроме того, в мире идея взимать налог с искусства — не нова. Вполне вероятно, наши чиновники вдохновлялись примером Древнего Рима, где платить налог полагалось каждому, кто решал возвести статую.
Да что ходить далеко — в Российской Империи, Николай II обложил налогом первую русскую полнометражку 1911 года «Осада Севастополя». Продолжая традицию, пару месяцев назад предложил ввести налог на иностранное кино Дмитрий Медведев. То есть, если судить по первоисточникам, белорусский закон о кинематографе — это просто квинтэссенция античной мудрости и имперских амбиций с легкими вкраплениями шариата. Гордись, страна.
Налог на охрану
Или вот жалуются организаторы акций и шествий, что государство требует с них оплаты за работу сотрудников милиции, которые следят на этих мероприятиях за порядком. Недовольные активисты печалятся, что никогда нельзя знать наверняка, сколько потом нужно будет заплатить, потому что не они, а администрация решает, сколько сотрудников нужно послать, скажем, на арт-пикник. И тем более сложно проверить, сколько милиции там было на самом деле, потому что многие работают в штатском.
Плохо. Но разбудите же внутреннего Тимофея, друзья! Посмотрите на Новую Гвинею. Да, там никто не платит за отдельных милиционеров. Но там порядочные люди платят совокупный налог на мир, который составляет аж 170 евро. Для сравнения: один милиционеро-час, согласно прейскуранту Департамента охраны МВД за 2015 год, обойдется в Беларуси всего в 77 313 белорусских рублей.
Если не нравится Новая Гвинея, можно обратиться к средневековой Англии, где налог на мир платили рыцари. Кстати, отличная идея для чиновников. Только у нас можно было бы налог удвоить и взимать раздельно — один за мир, второй за стабильность.
Налог на движение
С 2014 года все участники дорожного движения должны платить от трех до десяти базовых за право ездить по белорусским дорогам. Ищем плюсы: во-первых, какая-то часть из этих денег, по официальной статистике Минфина – треть, идет на ремонт дорог.
Во-вторых, давайте скажем спасибо нашим чиновникам, что они брали пример с европейских стран. А ведь они запросто могли вдохновиться, скажем, «Приключениями Чипполино», где в одной из глав трибунал решает, что не только земля, но и воздух является собственностью графинь Вишен, и все, кто дышит, должны платить деньги за аренду воздуха. Чиновнику на заметку:
«Раз в месяц кавалер Помидор обходил деревенские дома и заставлял крестьян глубоко дышать в его присутствии. По очереди он измерял у них объём груди после вдоха и выдоха, затем производил подсчёт и устанавливал, какая сумма причитается с каждого потребителя воздуха. Кум Тыква, который, как известно, очень часто вздыхал, платил, конечно, больше всех».
Налог на тунеядство
В государстве инков Тауантинсуйу, которое располагалось на территории Древней Америки в начале XVI века, сборщики налогов с особо бедных и не трудящихся жителей тоже снимали дань. Точь-в-точь как наш закон о тунеядстве. Правда в Тауантинсуйу, сборщики в качестве дани снимали с безработных несколько вшей. Но чья вина, что у современного белоруса этих самых насекомых не водится? Нет вшей? Вот аналог — 20 базовых. Все справедливо. Более того, каждый тунеядец-уклонист получает беспрецедентную возможность подкачаться — напомним, его, по закону, отправят на общественно полезные работы, вроде уборки улиц, кладбищ, дворов или сбора камней на полях. Чем не социальноориентированный воркаут?
К тому же мы не платим налог на солнечный свет, как это делают сегодня на Ибице, Майорке и всех Балеарских островах. Не вводят благодушные управленцы и куда более актуальный в наших широтах налог на тень, который до сих пор существует в Венеции: пошлину платят владельцы кафе, ресторанов и магазинов, тень от заведений которых падает на муниципальную землю.
Налог на Skype и Viber
Проект, который пока не принят, но нависает грозной тучей и уже наделал много шуму. Впервые был озвучен в феврале 2015 года, когда Министерство связи и информатизации Беларуси объявило, что Skype и Viber должны отчислять белорусской стороне часть прибыли от звонков и сообщений. Да, если этот налог введут, общаться через границы и океаны станет дороже и сложнее. Но ведь есть масса плюсов: все то время, что было потрачено на безлимитные бесплатные разговоры, можно потратить, чтобы научиться рисовать, вышивать крестом или даже шить гобелен с национальным орнаментом.
На пути налоготворчества еще масса скрытого потенциала. Например, можно вспомнить, что Колизей, по легенде, был построен за деньги, вырученные от налога на общественные уборные. Еще больше фантазии, и, глядишь, окупим налогами какой-нибудь из Ледовых.
Кроме того, мы настоятельно рекомендуем чиновникам обратить внимание на порнозвезду Мэри Кери. Как актриса жанра она уже несколько поистаскалась, однако, по части придумывания налогов, прославилась выдумщицей и чуть было не обошла самого Арнольда Шварценеггера на выборах в губернаторы Калифорнии. Мэри набрала более 10 тыс. голосов, когда предложила в качестве преодоления дефицита бюджета ввести налог на силиконовую грудь.
На тот случай, если уж станет совсем невмоготу, давайте перенесемся мысленно в Пакистан 1780 года, где завоеватель Ранджит Сингх брал общий налог с народа, который равнялся сотне отрезанных человеческих голов в год. Нет, ну нормально же живем.