На днях в интервью телеканалу СТВ Лидия Ермошина отметила, что в Беларуси появился инфантильный избиратель, который не воспринимает избирательную кампанию как выбор судьбы. В интервью Tut.by председатель ЦИК пояснила: «Инфантильный избиратель чаще всего встречается среди лиц, инфантильных в силу возраста, социального и житейского опыта. Эти граждане пользуются интернет-ресурсами. Официальное телевидение, советы педагогов, родителей зачастую не воспринимаются этими людьми всерьез». Кроме этого, было добавлено: «Феномен госпожи Короткевич поддержали как раз сторонники инфантилизма. Молодые граждане готовы были отдать пост человеку из ниоткуда, только потому что это новое лицо». Что же, Лидия Михайловна, здравствуйте, я тот самый «инфантильный избиратель».
Мне 19 лет, я учусь на третьем курсе. Конечно, сложно назвать меня действительно взрослым человеком, но если посмотреть под другим углом, то 19 – это почти 20, а 20 лет – это аж пятая часть века. Все эти годы я праведно провела в условиях своей страны: ходила в детский садик, исправно посещала школу, поступила в лицей и закончила его, теперь вот получаю высшее образование. И все 20 лет на стенах этих сменяющихся заведений висело неизменное лицо, с одним и тем же взглядом – чуть-чуть вправо и чуть-чуть вверх. Как ты ни старайся избегать глазами этот избитый портрет, все равно запомнишь, куда он смотрит.
Всю мою жизнь Лукашенко был президентом. Всю. Представляете? Впрочем, скорее всего, этот текст сейчас читают такие же или почти такие же, как я.
Я даже не представляю, как это: чтобы в государственных заведениях на стенах висели другие дядьки (или тетьки), а Новый год по телеку крутили кого-то без усов. Это если выражаться примитивно. Если выражаться по-взрослому, то мое поколение, например, не представляет на практике, как работает рыночная экономика без государственного регулирования, общественные инициативы без тысячи запретов и крупные предприятия без долгов. Короче, как тут нам уверовать в избирательную кампанию как в «выбор судьбы», если она уже 20 лет выбирает одну и ту же судьбу?
11 октября 2015 года наконец случились мои первые выборы – день, когда прямо я сама, самостоятельно, могла приложить руку к бюллетеню, и вместе с ней свою подпись. Выборы, кстати, прошли как потеря девственности: очень долго ждала события, прокручивала в голове процесс, а потом пришла, даже не успев толком поволноваться, оп-оп – и свободна. Понятно, что правительство было сформировано до выборов, но сидеть дома и даже не использовать этот легальный шанс реализовать свое право голоса – история не про меня.
Я давно интересуюсь политикой. Cчитаю себя гражданином своей страны, потому что мне чаще всего не все равно.
Я ежедневно мониторила СМИ в поисках новой информации о кандидатах в президенты, пыталась сопоставить слова с действиями, оценить перспективы, понять, чего же я сама хочу видеть в стране. А еще я даже не поленилась сходить на участок в отличие от многих, окончательно не уверовавших в «выбор судьбы». Да, выбор в этот раз был невелик, но я его сделала. И главное – я так сама решила. Настоящий инфантилизм как раз в том, чтобы спрашивать совета у родителей, а потом слепо идти и голосовать по их указке. Разве не так? Мне кажется, ненормально, когда высшая ценность у 18-летней молодежи – «стабільнасць».
Нормально для этих лет – когда кровь кипит, максимализм зашкаливает, хочется изменить весь мир и ко всему иметь отношение. Заявления в стиле: «мы знаем, как при этом президенте, вдруг при следующем будет хуже», вылетающие из уст молодых людей, – это от лукавого. Но не от того, а от другого. И сами решайте, где тут какой.
Хотя если уже откровенно говорить: как можно в принципе доверять совету людей, которые когда-то выбрали Лукашенко, а теперь идут и голосуют «за кого угодно, только не за него»? Лично знакома с девушкой, у которой бабушка по такому принципу шлепнула «галку» напротив другого кандидата с усами. Пусть сейчас кто-то обвинит меня в незрелости мнения, а кто-то – в узости мышления. Но в инфантилизме? Вряд ли. Может, я просто хочу увидеть кого-то нового на президентском месте. Это тоже вполне себе позиция.