Есть в центре Минска один уголок. Пока ещё есть. Попав в него, иностранцы удивляются: «Это Минск?» Уж очень привлекательна там свободная атмосфера, непринуждённость и бесшабашная беспечность. То, что ценит молодёжь, то, что любят туристы.
Удивляются, потому что Беларусь задыхается без свободы. А тут такое, прямо в центре Минска, по соседству с храмами… Резервация относительной свободы самовыражения, место практической реализации идиомы sowing wild oats.
Когда страну держат взаперти Госплан, БРСМ, 10 тысяч идеологов и мощная сеть трёхбуквенных организаций, зона «Зыбицкая» кажется некой аномалией.
В своё время коммунисты, советская партхозноменклатура устраивали себе резервации для безудержного, бесконтрольного самовыражения, тотального нарушения заповедей строителя коммунизма, которые поразительным образом напоминали десять библейских заповедей. В отличие от советских времён сегодня беларусам позволено гораздо больше.
Не нравится в стране – пакуй чемоданы и вали
Пропаганду зомбоящика легко заменить Youtube и социальными сетями. Не по душе наука и знания – пожалуйста, открыты храмы любой ориентации. Верь во что угодно, как угодно. И никто тебя не уволит, не заклеймит увлечением «опиума для народа». Не нравится покупать товары Беллегпрома – покупаешь одежду и обувь через интернет площадки или на многочисленных розничных площадках. Отвращает беларуское радио с навязанными квотами не похожих на музыку композиций – формируй свои плейлисты из музыки всех времён и народов. Находишь бессмысленным беларуское образование – учись онлайн в лучших университетах мира. Не устраивает работа на госпредприятии – становись предпринимателем или, для начала, ремесленником. Даже в «серой» экономике сегодня работать несравненно легче и безопаснее, чем было в Советском Союзе.
Феномен «Зыбицкая» в Минске чем-то похож на гибрид советских «Берёзок» (валютные магазины) и столов заказов (места, где выдавались дефицитные продукты питания). Минские власти явно не хотели никакого феномена. Коммерческие структуры, которые владеют и управляют недвижимостью в этом месте, не думали о том, что «Зыбицкая» станет неким культурным, тем более аксиологическим или гражданским феноменом. Так, попить, поесть, потусить, подснять, себя показать, других посмотреть – узко социальный выпендрёж за цену в три раза больше, чем в Праге.
Но даже в таком виде «Зыбицкая» стала раздражать беларуского коллективного товарища Шлагбаума. Уже несколько баров получили приказы от властей «Работайте только до 23:00». Мол, криминогенная обстановка плохая – вы виноваты. Мусора много – вы виноваты. Музыка громкая – вы виноваты. Как часто бывает в Беларуси, письма «счастья» от товарища Шлагбаума (он же Шариков, он же Маузер, он же матрос Железняк) пришли задним числом.
Владельцы баров на Зыбицкой – не собственники заведений, а арендаторы. Они сразу забились в угол, легли под метлу. Можа, так i трэба? Может, договоримся?
Линия их защиты заведомо проигрышная. Мол, виноваты, исправимся, дайте нам шанс и т.д. Они не знают, что свобода неделима, что частная собственность – священна. Всем арендаторам на Зыбицкой неведома солидарность и командный дух. Одного «замели» – нам больше будет. Одного арестовали – не надо было попадаться. Одному надели намордник «23:00 – закрыться» – так у нас прибыли больше будет.
Навязывание режима работы заведениям на Зыбицкой – это то же самое, что в Советском Союзе приказы заканчивать дискотеки к 22:00, не носить джинсы, не слушать джаз или рок-н-ролл или не носить длинные волосы.
Распорядители чужого (политики и чиновники) могут быстро «убить» Зыбицкую. Зачем им головная боль, если можно после 23:00 сделать в центре города кладбищенскую тишину, чистоту и порядок? Достаточно со всей строгостью закона принуждать к выполнению чиновничьих норм об ассортиментном перечне, обоснованности уровня цен, санитарно-эпидемиологических стандартов, пожарной безопасности и «общественном здоровье». Достаточно под давлением злых бабушек впустить на Зыбицкую парочку ведомственных столовых или организаций «Белкоопсоюза».
Феномен «Зыбицкая» – это не про бары, пьянство, шум и выяснение отношений между отвязными и развязными потребителями этого места. Это про несвободу.
Свобода едина и неделима. До тех пор, пока собственники чётко, солидарно, одним голосом не заявят «Это наше! Не лезьте! Laissez faire!», Беларусь останется вотчиной товарища Шлагбаума. А предприниматели и люди будут лишь спорить о форме и месте расположения очередного гетто.
Источник: Facebook Ярослава Романчука