В сложной и непредсказуемой судьбе каждого белоруса хотя бы один раз случается «Славянский базар» – самое легкое и предсказуемое из всех событий жизни, ради встречи с которым даже не стоит прилагать особых мускульных усилий или денежных трат.
«Базар» обычно приходит сам, весело подкрадываясь по профсоюзной линии, игриво навязываясь по знакомству или блату, неожиданно настигая по «доступной цене» или даже просто так.
Молодому человеку, воспитанному в самых лучших традициях ернического постмодерна (вроде меня), остается только выбирать – идти (внутренне содрогаясь от смеха и ужаса) или не идти (сохранив при этом невозмутимое лицо закоренелого сноба). Я решился на первый вариант не из сальной тяги к кэмпу или просто от летней безысходности, но из соображений сугубо антропологических и археологических. Поясню.
«Славянский базар» (далее «СБ») – это, прежде всего, самый безопасный способ плотного соприкосновения с белорусским электоратом, и в то же время самый экологичный канал потребления советского и постсоветского масскульта (в силу ограниченности средств визуального и звукового насилия). Оптимальная середина между скромностью «Золотого Шлягера» и сытой буржуазностью юрмальской «Новой волны». Нельзя сбрасывать со счетов и скрытую социологическую подоплеку фестиваля – по составу приглашенных участников «СБ» можно смело оценивать текущее состояние дел в белорусской экономике (положение стабильно, если в списках значится Киркоров или Галкин и наоборот – тревожно, если мелькают исключительно звезды второй и третьей величины типа безнадежно провинциального Сосо Павлиашвили).
В рамках «СБ» мне довелось посетить единственный концерт, причем жестко тематический, выстроенный на основе песен дуэта Пахмутовой и Добронравова и сердечно озаглавленный – «Нам не жить друг без друга».
В очередной раз убедился, что товарищ Пахмутова – сильнейший композитор и хитмейкер мирового уровня (как правильно заметил критик Троицкий, вполне сопоставимый по гениальности с Полом Маккартни). Все эти безобразно прилипчивые и вздорно оптимистические гимны «Надежда – мой компас земной», «Главное, ребята, сердцем не стареть», «И вновь продолжается бой», «Команда молодости нашей» могли бы сделать из миниатюрной сочинительницы крупного долларового миллиардера и члена Зала славы премии «Грэмми», но география сложилась не столь удачно. Больше повезло с историей – таких песен она точно не забудет.
Среди самых важных наблюдений вечера: Лещенко и Гвердцители как главные гвозди программы (экономический прогноз неутешителен), бодрый и безошибочный конферанс от Алены Спиридович (политическая повестка дня – без изменений), Бабарикин и его оркестр привычно симулировали аккомпанирование (последние законодательные инициативы не возымеют своего действия), Тиханович и Поплавская исполнили номер под фонограмму (брак крепок как никогда), Петя Елфимов едва вытянул «Как молоды мы были» (карьера артиста вопросительно зависла), Пахмутова и Добронравов торжественно вышли на сцену (они еще живы).
Концерт получился замечательный – все вопросы Отечества были решены.
Источник: Facebook Сергея Грибановского