В первый «вечер» все было просто замечательно. Прекрасная погода, прекрасная музыка и абсолютная свобода действий. Кто приезжал на велосипедах – стоял чуть поотдаль от толпы, кто-то сидел на газоне. Изредка по периметру площади проходило два сотрудника ОМОНа, ни к кому не цепляясь.
Видели бы вы, что писали в соцсетях! «Не узнаем Минск», «как замечательно», «как здорово»! Instagram пестрил фотографиями счастливых людей, милыми селфи и закатами на фоне сцены. В ФБ писали – вот бы эти музыкальные вечера были все лето.
Но уже спустя неделю «что-то пошло не так». На площади Свободы, как грибы после дождя, выросли ОМОНовцы в форме и сотрудники в штатском с рациями. Велосипедистов стали гонять от площади. Милиционеры стояли то тут, то там. «Следили за порядком», – говорили нам.
Случайно встретился со знакомыми, которые оказались одни из организаторов «Джазовых вечеров в Минске». Спрашиваю мол, что ж за жесть происходит? Почему столько милиции?
«Ох. Когда "город" увидел, сколько человек пришло в первый раз, они сказали что без полка милиции провести мероприятие не дадут. И ничего не сделать».
Что ж, с одной стороны я согласен, безопасность превыше всего. Но тогда пусть сидят по своим автозакам и микроавтобусам без обозначений и номеров, и не высовываются. Зачем портить праздник другим своими кислымии минами? Они же, судя по выражению их лиц, слушают какой-нибудь тыц-тыц, в лучше случае – Аллегрову с Коржом, а не джаз. Но, подумал я, черт с ним. Не все так плохо. Могли же сделать всё как на День города, с ограждениями, обысками и прочим.
Ну а вчера, в третью джазовую субботу, мы дождались.
Площадь была оцеплена металлическими огражденями, на входе – КПП с досмотром сумок и женщины в форме, которые лично мне показались хамоватыми. Им даже улыбнуться было сложно. Как будто не за концертом наблюдают, а за тюремной прогулкой. Не знаю, сколько было ОМОНа и «тихарей». По крайней мере, заметил пару начальников, знакомых по разгонам акций протеста в 2011 году.
А вот комментарий моего друга Андрея Ткачёва:
«Когда мы в назначенное время подъехали к Ратуше, чтобы в очередной раз насладиться джазом в компании приятной публики, у меня создалось устойчивое впечатление что мы подъехали к какому-то режимному объекту или митингу оппозиции, не меньше. Огромное количество автозаков на каждом углу, на перекрестках по сотруднику ГАИ и просто огромное количество милиции в штатском, которая помимо своего вида выделялась гарнитурами от раций в ушах. По всему периметру установили заборы и обустроили КПП с обыском и обязательной видеосъемкой всяк туда входящих. Прекрасное гетто для минчан, желающих послушать джаз. Для полноты картины не хватало колючей проволоки и лающих овчарок.
Естественно, проходить через всю эту процедуру, ощущая себя зэками-рецидивистами, в наши планы не входило, и мы, даже не выходя из машины, поехали искать другой вариант для времяпрепровождения в субботний вечер.
В очередной раз убеждаюсь, что единственное и самое лучшее что должно сделать государство для развития культуры в Беларуси, это не мешать и не соваться со своими порядками куда ни попадя».
Вот так вот легко можно испортить хороший проект.
Кстати да, мне совсем не сложно сказать спасибо банку БелВЭБ, который был генеральным спонсором этих джазовых вечеров. Побольше бы и почаще бы частные компании поддерживали культурные и спортивные мероприятия. Городу не хватает такого. Только без доблестных сотрудников МВД.
В первый вечер, при наличии только двух ОМОНовцев НИЧЕГО СТРАШНОГО НЕ ПРИЗОШЛО! Никто не подрался, не напился, не стал кричать «Жыве Беларусь!» (неужели они этого на самом деле боятся до сих пор?). После концерта люди постепенно ушли с газонов, их не нужно было гнать с площади сразу же, как только умолкла музыка, как во второй раз.
Зачем, скажите мне, приходит «город», и всё портит?
Жаль, что джазовые вечера закончились. И слава Богу. Ибо после вчерашних ограждений и досмотров я бы точно туда даже и не подумал идти.
Источник: блог Антона Мотолько.