На примере борьбы за интересы своей семьи в ходе сноса нашего дома в Минске, я понял, как поначалу безобидные студенческие протесты вроде Майдана в Киеве перерастают впоследствии в силовые столкновения. Это происходит, когда малообразованные коррумпированные чиновники, которые считают основной задачей своего нахождения на посту хождение с важным видом, сидение на денежных потоках и выслуживание начальству, открыто игнорируют интересы многих граждан, даже не понимая, похоже, что они делают.
При возникновении общественной проблемы они откладывают ее решение до последнего, считая своих сограждан быдлом без права влияния на публичные процессы в стране. На этапе, когда им предлагается кооперативный метод решения проблемы и ее можно решить мирно, они воздерживаются от обсуждений и стараются сделать максимум, чтобы не учесть ни одной просьбы граждан и показать свою бюрократическую силу. Мол, утритесь, дорогие сограждане, здесь все решаем мы – новые белорусские из условных Житковичей, которые волей истории переехали из своей деревни на руководящие посты в Минске. И за привилегию жить тут за счет взяток, откатов и барских подачек свыше будем обманывать, пренебрегать вашими интересами и нарушать закон. Причем даже если этим людям предъявляешь очевидные факты коррупции, они открыто говорят: «Нам ничего не будет».
Они упиваются своей безнаказанностью, поскольку уверены, что судебные и надзорные органы, созданные еще при Советском Союзе, подчиняются общей логике бюрократического процесса, в которой главное – не сдавать своих и не обидеть государство. Недовольство граждан постепенно растет как снежный ком, пока не достигает точки, где win-win решения без потерь для другой стороны уже невозможны.
И только когда чиновников силой и позорной метлой выкидывают со своих должностей (за коррупцию, или за расстрел граждан, если речь идет об Украине), то они убегают за рубеж или надевают балахоны, как губернатор Сахалина, стыдливо прикрывая свои лица ручками на скамье подсудимых. А думать или делать что-то в тот момент уже поздно. Вот такая вот история.
Источник: фейсбук Георгия Плащинского