Впрочем, в отличие от кино, в жизни бензопила оказалась так себе оружием, и заклинило ее сразу же, поэтому дальше он уже орудовал топором. Результат: одна женщина погибла, вторая в больнице и еще одна отделалась рассечением руки, не понадобилось даже госпитализировать. Жуткая трагедия, которая не могла бы произойти в нашей благополучной Беларуси. Казалось бы.
Извините, если затрону дальше чьи-то тонкие чувства, которые всколыхнулись от новостей, но мне, если честно, стало страшнее от чтения комментариев к новости, чем от самого происшествия. Это, безусловно, трагедия, особенно для родных и близких погибшей женщины. Мы им сочувствуем. И желаем скорейшего выздоровления другим пострадавшим. Но давайте просто на минутку перестанем истерить на тему «как такое могло случиться в нашей стране». А что, собственно, такого произошло?
У нас в благополучной Малиновке пару месяцев тому мужчина, недавно откинувшийся, зашел в магазин, потребовал у кассирши денег, а то, дескать, зарежет кого-нибудь, денег не получил, и пырнул ножом стоявшую рядом женщину. Та скончалась от ран. Трагедия? Безусловно. Но шока ни у кого не было, равно как и резонанса в новостях. Никто не выяснял возраст преступника, не спрашивал, кто его родители, куда смотрела охрана и надо ли отменять или ужесточать смертную казнь. Просто урка пырнул ножом женщину, ничего особенного, проходите мимо. Но стоит добавить антуража..
Не существует в природе ни одного фильма ужасов про то, как четкий пацанчик с района ходит и пыряет граждан заточкой.
Если такие моменты и попадают в кино, то только как проходной эпизод в криминальном сериале. А вот если взять бензопилу и надеть маску, то вы получите трилогию со спин-оффом, приквелом и парой ремейков. Хотя, казалось бы. Результат в том и другом случае один и тот же: лужа крови и убитая женщина. Причудливо работает психика человека, реагируя на внешние атрибуты часто куда активнее, чем на суть событий.
Нет, серьезно, в Беларуси в среднем за день совершается два убийства. Да-да, в тихой, благополучной Беларуси, которая у нас одна. Не слышали, не задумывались? Потому что в среднем пресса игнорирует эти события, ограничиваясь парой строк в сводке. Ну, иногда разворачивая сухую сводку до заметки. Конечно, большинство этих убийств – это банальная бытовуха. Сели, выпили, потом еще выпили, потом кто-то сказал что-то плохое про президента, за что его придушили, труп расчленили и спрятали. Тут все понятно, очевидно и не стоит общественного резонанса. Вот причина, вот обстоятельства, логика раскладывает событие на составляющие, делая его не таким пугающим, а страну не более опасной, чем прежде. А вот когда на сцене появляется мистический юноша в оранжевой куртке с бензопилой – ооо, вот это страшно, вот это ужас! Потому что мотивы скрыты где-то во тьме, а неизвестность пугает куда больше.
Мотивы вовсю ищут теперь интернет-эксперты. Среди основных версий – плохое воспитание, психическое заболевание и, наконец, заговор властей, чтобы отвлечь внимание от ситуации в экономике. На оппозиционных сайтах уже вопят о сокращении койко-мест в психиатрии, не задумываясь даже о том, что, чтобы поместить юношу на койко-место, надо его сначала за ручку привести к психотерапевту хотя бы, чего ни один родитель не сделает практически никогда. И количество койко-мест никак тут не поможет. Хотите, чтобы психиатрам довели план по госпитализации граждан? Так завтра же вас же и упекут по этому плану, не сомневайтесь. А сумрачный гений будет мастерить бомбу или покупать строительные инструменты, не привлекая внимания. Но количество специалистов по психическим заболеваниям на единицу страницы форумов радует – с таким количеством квалифицированных психиатров я спокоен за будущее нашей страны. При этом если вы пройдетесь по улице и пообщаетесь с обычными гражданами, то за полчаса вы встретите десяток-другой персонажей, которым не мешало бы обратиться за помощью. А если будете долго перебирать всех своих знакомых, то, может быть, вспомните одного или двух, кто реально за ней обращался. И то вы на него коситесь с тех пор уже два года и не разрешаете детям с ним разговаривать: мало ли что. Но, конечно, когда что-то случается, мы сразу начинаем вопить, где же были врачи и куда они смотрели. Увы, принудительная психотерапия ушла вместе с Брежневым, да и тогда она не особо-то помогала предотвратить трагедии, больше концентрируясь на диссидентах.
«Более важные задачи»
Разумеется, не помогли и многочисленные охранники, стоящие на каждом углу каждого торгового центра, подозрительно глядя на посетителей. Во-первых по закону они, оказывается, оформлены как «администраторы», у них нет ни полномочий, ни спецсредств для обезвреживания подобных преступников. Во-вторых, парень был даже без самоката, поэтому не было причин его останавливать. В-третьих, давно пора понять, что функция этих охранников – это не охранять нас, а охранять торговые центры от нас. Чтобы мы не катались на самокатах и не воровали булочки.
И это святая правда, закрепленная в должностных обязанностях. И когда вам будут говорить о том, что камера в раздевалке установлена для вашей безопасности, не верьте. Она там установлена, чтобы вы не надели лишнюю майку под свитер и не вышли в ней – не более того. Ну, и еще чтобы выкладывать самых смешных посетителей на ютуб, а к безопасности это не имеет никакого отношения. А больше всего порадовала администрация торгового центра «Европа»:
— А сколько администраторов в ТЦ предусмотрено штатным расписанием сейчас?
— Я не могу вам ответить на этот вопрос. Я не могу продолжать с вами беседу сейчас, перед нами стоят более важные задачи, чем комментарии для прессы.
— Но меры безопасности точно будут усилены?
— Да, это абсолютно точно.
Эй, серьезно? Более важные задачи? У вас там вообще-то чувак бензопилой людей порубил, а останавливали его мусорками и стульями посетители и продавцы. И на каждом сайте сейчас висит новость, что в ТЦ Европа пилят людей и кровища. У вас вообще нет более важной задачи, чем общаться с прессой и хоть как-то пытаться этот инцидент погасить, если такое вообще возможно. Но, видимо, в ТЦ Европа слишком много посетителей и продавцов и вообще людей, которых надо как-то отвадить от посещения этого торгового центра. Поэтому мы не будем общаться с прессой и усилим меры безопасности. Например, рамки на входе поставим и будем требовать справку от психиатра и прописку от всех входящих.
Теперь, собственно, к мерам безопасности
Разумеется, интернет-эксперты уже признали их никуда не годными и рассказали, как надо организовать досмотр граждан, чтобы не допустить повторения этого никогда. Единственная проблема с интернет-экспертами в том, что им почему-то не доверяют эти самые меры внедрить в реальной жизни. А между тем проблему психопатов с топором замечательно решили.. нигде. Ни в одной стране мира не решили вопрос, как оградить одних граждан от агрессивных проявлений других, случающихся спонтанно и проявляющихся в крайне опасной манере. То в благополучной Норвегии, то в погрязших в насилии США, то в мирной Германии, то в странной Японии, то в растущем Китае найдется кто-то, кто возьмет пистолет, топор, нож или иное орудие относительно массового поражения, пойдет в людное место и совершит там что-нибудь ужасное. Мы уж не говорим про страны менее цивилизованные, на новости которых вообще никто не обращает внимания. В Турции вон на выходных опять 18 человек взорвали, это вообще кого-то еще волнует? А там чрезвычайное положение после переворота еще не отменили и всю страну трясут службы безопасности между прочим.
Поэтому, отвечая на вопрос, что бы могли сделать власти, чтобы не допустить трагедии, мы подходим к страшному для всех ответу. Сделать власти не могли ничего.
Сколь бы вы ни усиливали меры безопасности, досмотры, профилактику, все равно рано или поздно сойдутся обстоятельства, расположатся светила небесные и перемкнут нейроны в мозгах у очередного гражданина, и возьмется он за топор, просто потому, что ему захочется порубить людей. И никогда вы не угадаете, куда он пойдет это делать, пока он реально туда не придет. Все, что можно с этим сделать, – это помогать пострадавшим, наградить задержавших, уволить охранников и жить дальше, постепенно затягивая раны в общественном сознании. Общество, оно гибкое и сильное, на самом деле. Оно любые трагедии со временем переживает, иногда делая выводы, иногда нет.
А вот с чем что-то надо делать – так это с нами всеми. Открываем мы комментарии, а там... Казнить, четвертовать, распилить бензопилой его и родителей и, желательно, в присутствии родственников, а потом показать по телевидению. И уверенность в том, что родители отмажут, а власти все скрывают. И сотни способов лечить психов, и как их надо от нас, нормальных, изолировать. А я читаю все это и кажется мне, что это надо нас изолировать и долго-долго лечить, пока даже мысли о таких комментариях не перестанут возникать. Ведь, допустим, тут общественный резонанс, подогрев прессы и антуражная бензопила. Но откроем любую другую новость, а там то же самое! Убить, разорвать, сам поубивал бы. Причем, начиная от убийств, заканчивая поцарапанной машиной или украденным мобильником. И нет, я не утверждаю, что каждый из этих комментаторов пойдет завтра и на самом деле поубивает кого-нибудь. Ученые, наоборот, утверждают, что выброс агрессии в кровавой игрушке или где-то на форумах позволяет не выплескивать ее в реальность. Но вот, выброшенная агрессия в тот же форум никуда не делась, просто вы ее разделили со всеми, кто прочитает комментарий. И все это копится, множится, создавая настроение, задавая эмоции и замыкая нейроны в мозгах особо впечатлительных граждан. А потом мы выходим на улицу к тем самым людям, которые прочитали о том, кого надо бы поубивать, и совершенно их не боимся – как мне кажется, очень зря. Наполняя агрессией пространство между людьми, не надо удивляться, как такое может произойти. Надо удивляться, почему это не происходит постоянно, каждый день. А потом открывать статистику и не удивляться, потому что все уже происходит каждый день. Мы просто стараемся этого не замечать, делая вид, что все нормально, пока это не коснулось нас или наших близких.
Знаете, ведь убийцу посадят, ну, или отправят на лечение. Погибших похоронят. Родственники отплачут. А нам со всем этим жить. Или с агрессией, которую мы накапливаем и разбрасываем. Или с солидарностью и пониманием. Мы завтра не проснемся в другой стране, если начнем улыбаться на улице или проявлять чуть больше вежливости в соцсетях. И тем более это не спасет нас от будущих трагедий (кто бы сомневался, что они еще будут и даже в нашей стране). Но, оставив мертвым хоронить своих мертвецов, мы остаемся жить среди живых. Давайте хотя бы попробуем сделать это чуточку лучше.
Источник: блог Ивана Роденкова