Я не вижу никакой проблемы, что украинские СМИ подчеркивают украинское происхождение Алексиевич: ее мама была украинкой, а наши украинские друзья не утягивают ее себе со словами «она украинка», забывая про ее беларуское гражданство, паспорт, место жительства и centrum zycia. Мы же всегда вспомним про беларуское происхождение половины первых израильских кабинетов, не оспаривая того, что они израильские?
Я не вижу никакой проблемы в том, что Алексиевич пишет на русском языке: ирландец Самюэль Бекетт писал по-английски и французски, но никто даже в пьяном угаре после week long binge around Temple Bar не назовет его англичанином или французом. Наши Адам Міцкевіч і Мікола Гусоўскі писали по-польски и на латыни – и никому в здравом уме в нашей стране не придет в голову оспаривать их принадлежность к Беларуси.
Я не вижу проблемы во взглядах Алексиевич на Беларусь и ее перспективы. Рихард Вагнер был известен своими противоречивыми взглядами, в разное время кидаясь то в антисемитизм, то в теории расовых взаимодействий, то еще куда – при этом имея множество еврейских друзей и коллег. При этом его не считают исчадием зла, а его музыка никуда не исчезла из всемирного наследия. Взгляды Вагнера – продукт эпохи кризиса политических систем, когда монархии и устоявшиеся порядки начинали рушиться, и европейцы судорожно думали, что же будет дальше.
Социализм? Коммунизм? Как жить? Вагнер не мог заговорить гуманистическими категориями второй половины 20-го века, как не может Алексиевич, которая исследовала такой же самый слом, как и Вагнер, только в рамках одной отдельной страны и одного отдельного коммунистического эксперимента, взять и стацца беларуской националисткой just overnight.
Я даже не вижу проблемы в том, если российские «СМИ» будут называть ее русской или «нашей», потому как ты не ждешь от навоза, что он будет пахнуть розами.
Что иного можно ждать от людей, которые 24/7 два года генерировали новости про поджаренных мальчиков и ощипанных снегирей под всеобщее ликование большинства российской аудитории?
Но я вижу проблему в том, что беларусы сами будут готовы отдать Светлану при первой возможности, прикрываясь то ее русскоязычием, то неправильными высказываниями про языки, то ее советской парадигмой. Я вижу проблему, если мы будем ровно сидеть на попе, ожидая прибытия человека с правильными национальными и историческими взглядами, высказанными на правильном языке, чтобы прославить Беларусь, потому что именно тогда мы навсегда останемся придатком России.
Источник: Facebook Ляксея Лявончыка.