Семь признаков того, что 90-е возвращаются в Беларусь

Павел Свердлов
Атмосфера неопределённости, отсутствие социальных гарантий, возвращение «лохотронов» и «челноки» на взводе. Павел Свердлов собрал семь признаков того, что 1990-е возвращаются.

Пункт первый. Возвращение «лохотронов»

В 1990-е Сергей Мавроди обещал нам «до тысячи процентов годовых», но его «МММ» прошёл, как с белых яблонь дым. 2000-е мы прожили в относительном благополучии, со стабильным рублём и банковской системой. И вот, зыбкие 2010-е вызывают к жизни фантомые образы великих финансовых пирамид.

Один из читателей KYKY попросил нас сделать материал о дистрибуторе косметики Desheli. С его точки зрения — типичном лохотроне, который объявился в Минске. Вас приглашают на бесплатную презентацию (обязательно с паспортом!), а потом каким-то удивительным образом уговаривают купить два чемодана чудодейственных, и, вероятно, поэтому очень недешёвых снадобий. Мы посмеялись: ну кто ж нас так разведёт. А потом подумали, что люди старшего поколения вполне могут поверить в чудо и соблазниться рассрочкой, которая выглядит привлекательно, а на деле оборачивается двукратной переплатой.

«Вложи деньги в RSW Systems — заработай миллион!» — ролик с таким названием я только что посмотрел «ВКонтакте». А чуть ниже: «Вкладывая сегодня 100 фунтов мы получаем акции на сумму 20.000 фунтов! Вкладывая сегодня 1000 фунтов мы получаем в 2017-2018 году акции на сумму 350.000 британских фунтов стерлингов!!!» Без запятых, зато с восклицательными знаками. Ничего не напоминает? Нет-нет, KYKY ни в коем случае не утверждает, что это лохотрон. Так привлекаются инвестиции в «ЭкоТехноПарк», который строится недалеко от Марьиной Горки.

Концепт и прототип SkyWay

Отсюда струнный транспорт SkyWay начнёт победное шествие по всему миру. Или не начнёт. На сайте, на котором мы нашли эту информацию, есть и подзаголовок: «Чем отличие компании Sky Way от финансовой пирамиды, например, МММ». Comic Sans'ом. И большая зелёная кнопка: «Да, я хочу получать такие дивиденды!»

Пункт второй. Люди сходят с ума

Елена Катохина, инвестировавшая в струнные технологии, рассказывает об этом в стихах:

«Год назад, бороздя по просторам
Необъятной всемирной сети,
Сайт "Скайвея" представился взору,
Не смогла тогда мимо пройти!»

Другие инвесторы тоже рассказывают. Что ж, чего не сделаешь, чтобы привлечь к проекту новых людей. Но в стихах?

Люди словно с цепи сорвались. То за замечание о неправильной парковке ударят блогера в нос, то, наоборот, порежут колёса тем, кто стоит на «зелёнке» во дворе. Не будем вспоминать массовую истерию по поводу книг Светланы Алексиевич, сравнимую с травлей Солженицына и Пастернака. Обратимся к более приземленным вещам. В магазине, который объявил день скидок, белорусские женщины готовы порвать друг друга за пару носков. Может быть, я преувеличиваю. Но мне кажется, у каждого найдётся недавний случай, как кто-то, от кого никак не ожидаешь, толкнул на лестнице или послал на три буквы. Нервозность висит в воздухе.

Пункт третий. Мода на джинсы с высокой талией

И не только на них. Кислотные цвета, туфли на платформе, помада с блёстками, кофты и свитера, которые мамы покупали нам 15 лет назад... Я не специалист в области моды, но то, что я в последнее время вижу вокруг, определённо имеет отношение к 90-м. И это не стёб.

Вечеринка в баре «Хулиган», фото: Роман Жуковский

Кстати, музыка 90-х оказалась не так уж и плоха. Цой жив в творчестве десятков модных групп вроде Super Besse, «Белые розы» звучат из каждого утюга, а седые иконы из того времени рулят музыкальными конкурсами по всему бывшему СССР.

Пункт четвертый. Заводы работают по 3-4 дня в неделю

С развалом Советского Союза были разорваны связи между промышленными предприятиями огромной страны. Беларусь, которую называли сборочным цехом СССР, оказалась в затруднительном положении: детали грузовиков и телевизоров производились в разных республиках, ставших независимыми государствами со своей валютой. «Легли» и традиционные рынки сбыта.

Рынок на "Динамо", 1996 год. Фото: А. Толочко, БелТА

Сейчас мы в очень похожей ситуации. Россия переживает жесточайший кризис, и наш экспорт на Восток неумолимо сокращается. МТЗ в конце декабря отрапортовал о троекратном сокращении складских запасов (как они это сделали?!), но у других брендовых гигантов дела обстоят с переменным неуспехом. В разные месяцы 2015 года на «четырёхдневку» переходили МАЗ, МАПИД, «Гомсельмаш», «Атлант», «Брестгазоаппарат», «Белкельме», обувная фабрика «Нёман» и многие другие предприятия. А кое-где заговаривали и о «трёхдневке».

Пункт пятый. Долги по зарплатам

Не работает производство — нет денег на зарплаты. К 1 декабря долги перед работниками оказались у 405 белорусских предприятий. Общая сумма просроченной задолженности — 241,4 млрд рублей.

Долги по зарплатам в 2015 году демонстрировали удивительную динамику. На 1 июля зарплату задерживали 555 белорусских предприятий, а совокупная задолженность достигла 411,7 млрд рублей. Последний «предвыборный» срез 1 сентября показал долги в 276 млрд рублей у 432 предприятий.

Но к выборам, которые прошли 11 октября, ситуация по невыплаченной зарплате в Беларуси чудесным образом исправилась. Долги перед работниками в одночасье уменьшились в 10 раз и остались лишь у 13 предприятий. Оказалось, это было очень временно. За октябрь-ноябрь статистика серьёзно ухудшилась. График покажет лучше тысячи слов:

Пункт шестой. Торговля у магазинов и станций метро

А чем люди, которые работают на заводах по 3-4 дня в неделю, занимаются оставшиеся 3-4 дня? Стремятся заработать. Обратите внимание на тех, кто торгует всякой всячиной на перекрёстках у крупных магазинов или у входа на станции метро. Теперь это не только бабушки с закатками. Здоровые люди среднего возраста торгуют стельками, гранатами и хурмой, тявкающими игрушечными собачками с инфернальными глазами и ползущими куда-то солдатами, длинными шариками, из которых при определённой доле везения можно свернуть пуделя и цветочек, одеждой и иногда книгами.

Фото: Марина Лысцева

Но окончательно 90-е вернутся тогда, когда на выходах из метро начнут продавать сигареты поштучно. Эта точка невозврата ещё не пройдена.

Пункт седьмой. «Челноки» недовольны

В 1990-е предприниматели были одной из немногих сил, которые не боялись требовать у властей условий для ведения бизнеса. Они даже собирались на митинги в центре Минска, и эти митинги даже особо не разгоняли, предпочитая искать с активными гражданами компромиссы. Муравьи-подвижники, везущие из Польши клетчатые баулы с одеждой, посудой, игрушками и косметикой, стали символом того времени.

Сегодня те «челноки» снова недовольны — указ №222 и наплевательское отношение российских поставщиков к документам сделали из них нарушителей, которых можно штрафовать хоть каждый день. Власти тоже недовольны ипэшниками — мол, вывозят из страны валюту, а налоги платят по-минимуму. Действие указа несколько раз отодвигалось, чтобы предприниматели успели «распродать остатки», но с 1 января он всё-таки вступил в законную силу. Предприниматели в ответ оставили свои боксы закрытыми — по некоторым оценкам, в новом году не вышли на работу 90% ИП, торгующих одеждой и другой продукцией легпрома. Что будет дальше?

Либо кто-то уступит, либо предвидится новый виток борьбы за удобные условия для работы. Как в 1990-е.

Эпилог

90-е были в экс-СССР годами глубокого кризиса. Но «90-ми»это время сделали не социальные катастрофы, а новые возможности и свободы, которые появились у людей. Предвидятся ли в ближайшем будущем такие решения, которые позволили бы справиться с недугами кризиса?

Это я к тому, что из 90-х есть не один, а два пути: в 2000-е или в 80-е. Ну и дальше по наклонной, видимо, к обезьянам и палкам-копалкам.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter