Скажу сразу: мы живём в эпоху изобретения велосипеда.
Приходит на днях ко мне в школу мальчик и с порога спрашивает:
– А у вас есть занятия для гениев?
– Что-что, что-что? – говорю, медленно выпадая в осадок.
– Для гениев группы есть у вас? – повторяет чадо, мило улыбаясь.
Далее по Гоголю, Николаю Васильевичу, немая сцена.
Последние несколько лет со всех углов и утюгов только и слышно: воспитайте гения! Школа раннего развития! Вашему ребёнку год, и он ещё не говорит по-китайски?! Тогда вам к нам: третья улица строителей, трам-там-там, трам-там-пам.
Смотрю я на это всё и диву даюсь. Полчаса назад краем глаза увидел по нашему телевидению передачу о современных гениях. В чём гениальность? Ах, мой сын в пять лет знает все столицы мира! Вы не поверите, но в восемь моя дочь свободно говорит по-английски. Боже мой, моё дитя в уме складывает четырёхзначные цифры!!! Люди, вы такое видели?!
Видели. И не только такое
Повторюсь: в наши дни изобретение велосипеда выдаётся за гениальность
Так и хочется спросить: ребята, а вы в толковый словарь заглядывали? Вы вообще в курсе, что такое «гениальность»? Судя по всему, понятия не имеете. И это повсеместно. Недавно Юлия Чернявская в своём посте подняла вопрос о толерантности. Знаете, что меня удивило? Девяносто девять процентов комментаторов понятия не имели о том, что это такое. И, самое ужасное, им даже в голову не приходило узнать правильное значение слова. Итак, для общего образования сообщаю банальными словами Wikipedia: Гениа́льность (от лат. genius — «дух») — высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности, который реально проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры. О гениальности говорят, когда достижения расцениваются как новый этап в определённой сфере деятельности, считаются опережающими своё время, формируя зону ближайшего развития культуры.
А для всё ещё сомневающихся продолжу. Ваш ребёнок в десять лет говорит по-английски? Напомню, что ещё сто лет назад знание двух, а то и трёх языков в этом возрасте воспринималось как само собой разумеющееся. Умеет складывать в уме цифры? Это всего лишь хорошие способности к устному счёту. Хотите пример гениальности? Получите – Эварист Галуа, основатель современной высшей алгебры, убит на дуэли в двадцать лет. По вашему мнению, ваш сын божественно играет в шесть лет на фортепиано? Моцарт в пять лет сочинял первые пьесы, которые за него записывал его отец, поскольку ребёнок ещё этого не умел. Ваше дитя рисует потрясающие картины? Основоположник кубизма Пикассо в восемь лет нарисовал свою первую серьёзную картину, с которой не расставался всю жизнь. Ваш отпрыск ловко рифмует «любовь-морковь», и вы полагаете, что это гениально? Артюр Рембо, французский поэт, перестал писать стихи в девятнадцать лет, но, тем не менее, произвёл настоящую революцию во французской поэзии. Надо продолжать? Извольте.
В шесть лет я раскладывал на полу политическую карту мира и без ошибок называл все столицы мира, включая Африку. В школе на уроках географии мы становились спиной к карте и через плечо могли указкой ткнуть в любую впадину или горную систему – весь класс, даже самые отчаянные троечники. В пять лет на новогоднем вечере в клубе Дзержинского мой старший сын читал «Мороз и солнце, день чудесный» от начала и до конца. Я помню, как взволнованные мамаши выпадали из кресел. Он заговорил на английском раньше, чем на русском. В десять я прочитал «Преступление и наказание», а в пятнадцать мог цитировать «Евгения Онегина» по главам. В четыре года мой младший сын умеет читать простые слова и знает два десятка фраз на английском. Считаю ли я себя гением? Отнюдь. Считаю ли я своих детей гениальными? Ни в коей мере. Обычные дети обычных родителей. Да, у них хорошая память, хорошие способности к обучению. Но гениальность? Увольте.
Не думаю, что Леонардо и Моцарт считали себя исключительными, или, не дай боже, гениями. Для тех времён знания и умения были обычным делом. А мы со своего времени «гениев» возвели их на пьедестал. Измельчал народец.
По молодости и неопытности мы все считаем, что обладаем какими-то исключительными способностями. Однако так ли уж они исключительны? Какой реальный вклад вы можете сделать в историю человечества? Да, у вас три тысячи подписчиков на Facebook. Вы даже собрали на crowdfounding достаточно денег, чтобы издать свою книгу. Но делает ли это вас настоящим писателем? Или художником? Или философом?
И самый главный вопрос: зачем? Зачем вы внушаете своим детям, что они – гениальны? Они нормальные дети. Caps lock. Нормальные, понимаете? Знание языков, умение считать в уме и рифмовать не делают их исключительными, как бы там вас ни убеждали с голубого экрана. Это обычные человеческие качества, которые ещё тридцать лет назад считались обыденностью.
А гении... Если хотите гения, посмотрите «Полное затмение» о Рембо, проштудируйте биографию Эйнштейна, или поразмышляйте над судьбой Лермонтова. Вам это надо?