А вы какой хотели финал? За что любить последний сезон «Игры престолов»

Культ • редакция KYKY

Осторожно: спойлеры! KYKY уже писал, что после предпоследней серии фанаты создали петицию с требованием переснять целый сезон сериала и набрали больше миллиона подписей. Люди буквально предлагали создателям сгореть в аду. Но вот, вышла финальная серия – и тональность критики сильно изменилась. Мы собрали посты авторитетных людей, которые объяснили, почему это отличная концовка саги.

Антон Долин, кинокритик: «Это победа кинематографа над сериалом»

«Игра престолов» завершена. Не буду ничего писать о содержательной стороне финала (уверен, спойлеров мне не простят) – по-моему, замечательного. Скажу о другом. Для меня последний сезон «Игры престолов» – победа кинематографа над сериалом. То есть, эпического, визуально ошеломляющего, драматургически логичного и концептуально выдержанного произведения искусства – над комнатой ужасов, эротическим и кровавым аттракционом с неожиданными поворотами, которым «ИП» была поначалу и оставалась на протяжении нескольких лет. 

Николай Халезин, руководитель Свободного театра: «Истовые фанаты хороши только для того, чтобы покупать мерч»

«Вот и закончилась сказка, которая длилась восемь лет. Не могу сказать, что буду жалеть о том, что она закончилась, но и радоваться этому тоже не буду. Все-таки финишировал один из лучших продуктов в индустрии: который задавал тональность, который был примером высочайшего уровня профессионализма, который во многом определял уровень этой самой индустрии на текущий период.

Ещё один плюс этого проекта – он открыл не просто новую звезду или несколько звёзд в актерском сегменте – он предъявил только в Великобритании целый пласт молодых актеров, которые уже сегодня нарасхват и в театральной, и в киноиндустрии. И это один из самых важных аспектов, поскольку подобного командного взлёта история ещё не видела.

Я не очень понял истерики вокруг финального сезона «Игры престолов». Точнее сказать, я понял две вещи. Первая: любой финал большой успешной саги не устроит никого: ни ярых поклонников, ни критиков, ни тех актеров, персонажи которых вынуждены были умереть по ходу предыдущих семи сезонов. И второе: я понял, что фанатичные поклонники любого проекта – это его крест, который нужно поднять на творческую Голгофу, и его зло. Они будут проклинать создателей проекта по его окончанию так, словно не те создавали этот проект. Да, и все-таки ещё третье: что истовые фанаты хороши только для того, чтобы покупать мерч.

Мне последний сезон понравился. Тем, что подвисал разговорами в первых двух эпизодах, а в третьем разразился серией, которая войдёт в историю кинематографа; тем, что не стал заигрывать со зрителями, и отыграв крещендо в пятой, последний эпизод оставил на проговаривание миссии... Прекрасный современный монолог Тириона о сторителлинге показался глотком свежего воздуха среди пепла догорающего города. 

Случилось у меня и озарение к концу последней серии. Я понял, что для меня главным героем весь сериал был оставшийся в живых дракон – рождённый в этом проекте, потерявший двух братьев и мать, и оставшийся в одиночестве к концу истории. Пожалуй, если бы этот сценарий писал я, непременно написал бы его от лица этого самого дракона».

Александр Адамянц, CEO Европейского колледжа Liberal Arts в Беларуси: «Мы – зрители – возмущались тем, чем стоило восхищаться»

«Игра престолов» завершилась непредсказуемо, красиво, осмысленно и символично. Ни одна из попавшихся мне на глаза версий близко не подошла к тому, что нам показали в последнем эпизоде. Надо отдать должное Джону Мартину и всей группе создателей: они преуспели в искусстве создавать ложные ожидания и находить нетривиальные ходы и великие развязки.

Серия снята исключительно красиво. Это красота не только визуальных решений, но всего ритма и создаваемого им настроения завершенности и расслабления после крайнего напряжения всех сил.

Об осмысленности и символике: главной битвой саги стала не битва людей с армией мертвецов во главе с Королём ночи (как все думали), а борьба человеческого общества с самим собой – за лучшее и более справедливое его устройство. Главная опасность для свободы и справедливости исходит от самого человека.

 

 

Шестой эпизод символичен. Джон Сноу, убивая Дейнерис, выполняет ту миссию, которую он взял на себя еще в первом сезоне – миссию отказа от власти и преобразования мира на новых основаниях. Не Дейнерис, а именно Джон Сноу оказывается наиболее последовательным реформатором/революционером, борцом за новый мир. Джон не случайно вызывал амбивалентные чувства: его благородство сочеталось с тем, что казалось нерешительностью и даже отступлением от принципов, вызывающим возмущение зрителей. Мы – зрители – возмущались тем, чем стоило восхищаться. То, что мы принимали за нерешительность и наивность, оказалось верностью себе – принципиальному отказу играть в «игру престолов».

В этом Джон оказался подлинным сыном и наследником Неда Старка, в отличие от его кровных сыновей и дочерей. Нед был первым, кто добровольно принял смерть – эту кару, которая грозит любому, кто откажется от играть по правилам. (Джон Сноу – альтер-эго Джона Мартина и синтез Фродо/Арагорна. О последнем – ниже).

Короли и правители. За всю сагу мы не видели ни одного приличного человека на Железном троне: Безумный король, Роберт Баратеон, Джоффри, Серсея. Одни безумцы, убийцы, садисты и пьяницы. Несчастный Томмен, не обладая ни одним из вышеперечисленных качеств, покончил с собой, принужденный к этому самим Троном. Железный трон, несомненно, обладает собственной волей, не приемля никого, кто не обладает соответствующими скилами. Он притягивает определенного рода персонажей, и трансформирует их в соответствие с нужными требованиями.

 

​​

 

«Безумие» Дейнерис, которая показалась многим натяжкой и вызвало волну негодования («Дейнерис слили»), стало закономерным итогом ее стремления заполучить Трон в качестве «законной» наследницы. Трон источник безумия и притягивает безумцев.

Железный трон. Нельзя не увидеть непосредственную параллель между Железным троном и Кольцом всевластия в саге Толкина. Связка «Дайнерис-Железный трон» есть то самое Кольцо, которое должен был уничтожить Джон-Фродо. Как Фродо противостоит искушению Кольца, так и Джон преодолевает любовь/искушение к Дейнерис. Железный трон, должен быть расплавлен пламенем дракона (после смерти Дени), как и Кольцо всевластия, должно быть уничтожено в лаве горы Ородруин в Мордоре.

Новый «король». Когда место власти – Трон – уничтожено, то выбор короля в лице отрешенного от мира Брана, был предопределен. Назначение Брана королем становится отказом от концепции централизованной королевской власти. Бран уже не человек, тем более не король. Он носитель памяти людей, которых предложил спросить Сэм под дружный смех всех персонажей и… зрителей. Смех смехом, но прошло предложение Сэма! (Сэм и Сэм. Сэмвел Тарли – это переосмысление Сэмуайза Гэмбжи – ближайшего друга и преданного помощника Фродо.)

Финал Престолов показал, что Джордж Мартин оказался на высоте, заданной Джоном Р.Р. Толкиным. Два Джона – две великие саги!»

Джордж Мартин, писатель, автор цикла «Песнь Льда и Огня»: «Последние две книги займут 3000 страниц рукописи»

«Как всё это закончится? Люди меня спрашивают. Так же, как сериал? Или по-другому? Ну… да. И нет. И да. И нет. И да. И нет. И да. Не забывайте, что я работаю с совсем другим материалом, нежели Дэвид и Дэн (Дэвид Бениофф и Дэниел Уайсс — сценаристы сериала). У них было шесть часов на заключительный сезон. Я рассчитываю, что последние две книги займут 3000 страниц рукописи… и если нужно будет добавить главы и сцены, я это сделаю. Книга или сериал, какая концовка будет «настоящей»? Это глупый вопрос. Сколько детей было у Скарлетт О’Хары? Давайте так: я напишу, вы прочитаете. А потом каждый составит мнение и поспорит об этом в интернете».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Джона Сноу воскресили ради этого дерьма?» Уже миллион человек требует переснять «Игру Престолов» – и вот, что они пишут

Культ • редакция KYKY

После пятой серии последнего сезона возмущение фанатов GOT из пассивной агрессии переросло в петицию с требованием переснять целый сезон с другими шоураннерами. К вчерашней ночи количество подписей у петиции перевалило за миллион – а мы собрали самые яркие комментарии подписчиков с сайта Change.org. Разумеется, мы опустили сотни однотипных постов про то, что сезон – полный шлак и что сценаристы Дэвид Бениофф и Д.Б.Вайсс – бездари (и это эвфемизм).