Красота и Воля. День БНР должен стать вечеринкой

Культ
Если вас не было 25 марта на Академии наук, вы можете продолжать думать, что День Воли собирает пенсионеров и ветеранов Адраджэння. Собирает – спору нет. KYKY отыскал среди толпы, празднующей 97 лет со дня объявления БНР, самых красивых и стильно одетых людей, чтобы спросить: что такое воля.

Дмитрий Вайновский, рекламист, 41 год

Воля - это отсутствие страха. Скажем, я прихожу сюда каждый год и вижу, как стареют тихари (сотрудники спецслужб в штатском прим. ред.). Я их помню с 1996 года, и видеть, как трансформируются их лица от старости и злости – дорогого стоит. Понятно, что культура приходить на массовые мероприятия исчезла, и понятно, почему. Но то, что молодежь идет – радует. Нужно приходить и видеть новые лица, потому что, безусловно, происходит смена.

Кстати, вчера читал на KYKY список из «25 идей для Беларуси», и мне понравилась идея сделать английский третьим государственным. Таким образом мы точно сможем победить второй русский. Я бы еще поддержал идею ввести вместо кириллицы латинку – это единственная возможность заменить нашу трёхязычную клавиатуру на двуязычную. Английская клавиатура реально логичная и последовательная, текст легче набирать вслепую.

Анна, предприниматель, 28 лет


С детства ходила на День Воли, сначала с родителями, потом сама. Мне очень жалко, что становится меньше людей. Не политика тому виной: просто безразличных больше. Подозреваю, что те 150-200 тысяч, которые когда-то выходили на День Воли в 1996-м, остались со своими убеждениями, которые никуда не делись. Ведь воля – это свобода, возможность думать и говорить то, что ты хочешь. Это независимость суждений, своя позиция и отсутствие конформизма.

Могу сказать, что последний раз яркое чувство единения я испытывала на концерте «Ляписов» в Вильнюсе, и на «Океан Ельзи» в Минск-Арене. Там единый порыв ощущался в масштабе, в том числе, за счет того, что концерт есть концерт. Здесь единение сочетается с грустью о том, что нас мало. Желаю нашим людям все-таки меньше безразличия.

Дзянiс Бурко, стваральнік Litara-А, 27 год

Калісьці Ларыса Геніюш казала: «Воля – не тое, што вольным ты кажаш, воля – калі табе крылы развяжуць». Калі ты не баішся жыць, не баішся існаваць у краіне, не баішся, што цябе могуць выгнаць з універсітэта ці працы – вольным трэба быць у глыбіні душы. Я і сам яшчэ працягваю вучыцца, і думаю аб тым, што могуць звольніць – усе гэтага баяцца, але калі не мы, то хто?

Гэтае свята для мяне моцна нацыянальнае, таму не прыйсці сюды я проста не мог. Я хаджу на Дзень Волі колькі сабе памятаю, з самага малога ўзросту. Напэўна, дзякуючы выхаванню дома, беларускае і гістарычнае літаратуры. Тут ёсць старыя патрыёты, але таксама – новыя твары, якім падабаецца беларуская ідэя, мы яе робім мэйнстрымам, дзеля яе сюды і прыходзім.

Илья, предприниматель, 28 лет

Воля берется изнутри. Это наличие внутренних сил для того, чтобы преодолевать внешние обстоятельства. Я хожу на День Воли каждый год, и у меня сегодня День рождения, мне 28 лет. Я в честь этого запостил две фотографии: одна – там, где я в Таиланде. Поблагодарил людей за то, что они прожили со мной этих 28 оборотов вокруг Солнца. Вторая фотография, которую я запостил, была почтовой маркой БНР. Я написал о том, что благодарен за то, что родился здесь, в Беларуси.

Где бы ты ни находился: в Таиланде, в Индии, в Чехии, все равно ты останешься белорусом.

Эдуард, продавец

Я инженер-технолог литейного производства, но работаю продавцом в магазине, продаю людям мясо. Вообще, я назначил девушке здесь свидание. Договорились встретиться возле кинотеатра Октябрь, а тут такая беда. Ломают судьбы! У нее заблокирован телефон, не могу дозвониться. Никто же не знал, что тут такое будет происходить. Мы с ней договорились встретиться в 15.30, в принципе, я еще мало жду, потому что для девушки 15 минут – не слишком долго.

Вообще, я стараюсь абстрагироваться от политических действий в нашей стране и других странах, не хочу влазить. А что такое воля? Ну, я знаю, есть Павел Воля – юморист такой. А вообще, воля – когда твои желания не перечат общему устройству мира, ты хочешь чего-то и делаешь это – вот это воля, наверное. Как-то сам запутался, но как-то так.


Аляксандр, журналіст-фрылансер

Шчыра кажучы, я доўгі час жыў за мяжой, вучыўся ў Польшчы, таму не мог пастаянна хадзіць на мітынгі. Калі я ў Беларусі, і ў мяне ёсць час, абавязкова прыходжу на такія мерапрыемствы. Тут звычайна ўсе ідуць да Бангалора, але нічога новага я там не пачую, я даўна расчараваны ў тых словах. Воля для мяне – нешта вялікае, што нельга акрэсліць у некалькі выразах.

Гэта як надзея на заўтрашні дзень, магчымасць вольна выбіраць і вырашаць. Толькі там, дзе ёсць воля і свабодная канкурэнцыя, паўстае нармальная эканамічная мадэль.

Вы хочаце запытаць, дзе я набыў вышыванку? Гэта беларуская дзяржынская фабрыка, самы просты варыянт. Мне не зусім падабаецца гэты арнамент, таму што ён нашага дзяржаўнага сцягу, але гэта адзінае, што было, насамрэч. Ёсць у мяне прыгожая ўкраінская з кароткім рукавом, але яе ў сакавіку немагчыма апрануць.

Егор Шумский, 30 лет, специалист в компьютерной графике

В День Воли каждый гражданин Республики Беларусь должен чувствовать себя немного свободнее. Помню, как в 2006 году меня задержали и привезли в один из РУВД Минска. Составили протокол на моих знакомых украинцев, чтобы депортировать их из Беларуси, а что со мной сделать – не знали. И вот собралась почти половина состава РУВД просто задавать вопросы. Как раз тогда был палаточный городок на Октябрьской, и они интересовались, платили ли нам деньги. Очень впечатлились, когда я сказал, что сам потратил свои 100 долларов на лекарства. Все закончилось хорошо: мне пожали руки, и начальник РУВД отпустил меня через черный ход.

Когда эти мероприятия были более массовыми, у нас была надежда на то, что количество людей, которые вышли на улицу, может повлиять на принимающиеся решения. Сейчас очевидно, что это не так. Людей не так много, и никаких политических целей мероприятие давно не преследует. Есть культурные цели – отметить праздник в кругу друзей.

Аляксей, прадпрымальнік, 37 год

Я з 90-х першы раз прыйшоў на Дзень Волі. Чаму менавіта зараз? Узнікла адчуванне, што мяняецца фармат: з'явілася нейкае аб'яднанне. Магу сказаць, чаму я ў 90-х перастаў хадзіць: адчуваў, што гэта не мусіць нешта змяніць, грамадству патрабавалася нешта іншае. Тады ў 90-я на мітынгах біліся, з АМАПам былі стычкі. Не, у мяне такіх сітуацый не было, ніколі не атрымаў ні па адным месцы.

Але тады былі шэсці шматтысячныя, а міліцыі на ўсіх не хапала: атрымоўвалі толькі тыя, хто ішоў на перадавой. Зараз жа неяк меняецца фармат, сутнасць Дня Волі – не пратэст, а больш аб'яднанне Беларусі.

Фотографии: Антон Мотолько

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Премия Experty и «журналисты с диктофоном, похожие на людей со стояком»

Культ • Николай Янкойть

Experty.by в седьмой раз раздали премии лучшим белорусским музыкантам. Николай Янкойть поработал в жюри премии, понаблюдал за бомондом на торжественной раздаче слонов и на последовавшем за ним фуршете.