«В диких условиях»
«Любви, деньгам, вере, славе и справедливости предпочитаю правду», – говорит Александр Супербродяга, главный герой картины. Сюжет, основанный на реальных событиях, рассказывает историю Кристофера Маккэндлесса, молодого человека из обеспеченной семьи, который, наплевав на материальные ценности, отдал все деньги на благотворительность, а сам стал бродягой.
Вообще, первым фильмом в этом списке мы хотели поставить картину Алехандро Г. Иньярриту «Выживший». Фильм, в котором Ди Каприо силой собственных легких, рвотой, стонами и страданиями вымучивает себе «Оскар», но нет. Начать с этого было бы неправильно. «Выживший» – о другом. В нем об отпуске напоминает только внешний вид главного героя (особенно после встречи с медведем): до боли напоминает внешность типичного туриста из России, а иногда, к сожалению, и Беларуси, на курортах Египта.
А в фильме «В диких условиях» показано настоящие путешествие с большой буквы «П». Такое, каким оно должно быть. Первый просмотр этой картины вполне реально мог помешать автору окончить университет: после просмотра действительно хочется бросить всё и уехать в кругосветку.
«Невероятная жизнь Уолтера Митти»
Декорации и локации. Прекрасные пейзажи Гренландии и Исландии. Достойная операторская работа. Замечательный посыл фильма: прекрати мечтать, начни жить. Разве этого мало?
Можно долго рассуждать о своеобразном вкладе в кинематограф Бена Стиллера, который тут и актер, и режиссер. О том, удалось ли Уолтеру Митти стать новым Форрестом Гампом, как это заявлялось в рекламной кампании фильма. О слабой и спорной философской составляющей фильма. А можно все же взять и посмотреть. Хотя бы ради действительно красивых кадров, вызывающих настоящий визуальный восторг. Так что в списке летних отпускозаменителей легкой «Невероятной жизни Уолтера Митти» быть.
«Евротур»
Мы знаем все претензии к этому фильму, что он потерял свою актуальность, что он пошловат, с заезженным сюжетом, да и уровень юмора колеблется где-то около пояса – говоря кратко и политкорректно – «молодежное» кино.
Но если не хватает ностальгии или веселья, отключаем мозги и пересматриваем. Желательно в большой компании таких же киногурманов, как и вы. В таком случае мы получим ненапряжный фильм с неплохой, между прочим, актерской игрой, который если и не рассмешит сам по себе, то уж точно напомнит миллион безумных дорожных историй, которые с вами случались. А там и шутки про пирожные с гашишем и Братиславу начнут радовать. В крайнем случае, можно остановиться и подумать: «Черт возьми! Когда-то этот фильм казался мне смешным». Главное помнить, что уметь расслабиться, даже вашу жизнь можно описать синдромом белки в колесе, – весьма полезный навык.
«Крупная рыба»
А вот это уже кино дивизионом повыше. Фантастическая трагикомедия Тима Бертона по роману Дэниела Уоллеса «Крупная Рыба. Роман мифологических пропорций» рассказывает о путешествии длиной в целую жизнь.
В «Крупной рыбе» вы найдете неожиданный взгляд на историю жизни человека. Умирающий отец и сын, желающий узнать о жизни отца как можно больше. Приготовьтесь: этот фильм о бессмертии, об историях человека, которые повторяются по многу раз и становятся неотделимыми от него, живут и после его смерти.
Вас захватила пресловутая летняя хандра? Обязательно посмотрите этот фильм. Здесь Тим Бертон предстает в своем лучшем виде и показывает, почему он достоин звания мастера современного зрелищного кино (почти все его работы после «Суинни Тодда» не в счет). Юэн Макгрегор здесь не сидит на героине и не демонстрирует джедайские чудеса, но потрясающе обаятелен и доказывает, что стал офицером ордена Британской империи за вклад в развитие драматического искусства не случайно.
Ход сюжета и его темп провоцирует какую-то иррациональную радость, съемка услаждает глаз, а музыка – слух. Да, еще и философский подтекст, игра со смыслами, эстетика… Все как мы любим.
«Я тоже хочу»
Мистический роуд-муви Алексея Балабанова. Путешествия могут быть и не только в теплые края. Провести отпуск в дороге с целью отыскать ответ на сакральный вопрос, что же такое смысл жизни, – это тоже неплохо.
Пять человек: музыкант, бандит, его друг со стариком-отцом и девушка-проститутка – пытаются отыскать счастье. Ищут его, передвигаясь на машине и распивая водку, ведя разговоры о высоком и чуть менее высоком. Сценарий написан режиссером, главные роли сыграны непрофессиональными актерами и самим Балабановым. Примечателен этот фильм-сказка тем, что, несмотря на простой и прозрачный сюжет, «Я тоже хочу» не дает ответов, а только пищу для раздумий. В отпуске полезно поддерживать мозги в тонусе.
Картина неоднозначная: кому-то фильм бесповоротно «не зайдет», кто-то после просмотра впадёт в рассуждения а-ля «а счастлив ли я?». В любом случае, пополнить багаж просмотренных фильмов этой лентой стоит. Как минимум потому, что технических нареканий нет – мое почтение операторской работе. Как максимум, стоит сложить собственное мнение о последней работе Балабанова. Между смертью героя, сыгранного Балабановым в собственном фильме, и реальной смертью режиссера прошло меньше года.
«Дикая жизнь» («Das wilde Leben»)
И вновь в этом списке фильм, основанный на реальных событиях. «Дикая жизнь» – картина о путешествии, не столько географическом, сколько внутриличностном. Дорога ведет нас сквозь мораль, революцию, потери, наркотики и секс. Специфический фильм рассказывает реальную историю Уши Обермайер, девушки из Мюнхена, которая проповедовала сексуальный образ жизни под девизом «Make Love, Not War», жила в хипповской коммуне, плела любовь с чуваками из «Rolling Stones» (и с Миком Джаггером, и с Китом Ричардсом) и превратилась по-настоящему в роковую женщину.
Фильм снят красиво и эротично. Натали Авелон, исполнительница главной роли, играет максимально убедительно. Отдельного упоминания заслуживает музыка, звучащая в фильме. Она круто передает настроение 70-ых, ощущение жизни героев и их переживаний: бодрый микс из безбашенной свободы и томной чувственности. Только за это картину нужно, если не любить, то, уж точно, уважать.
«Изгой»
У вас часто бывает ощущение, что свободного времени катастрофически не хватает? Что жизнь расписана по минутам? Мы цепляемся за время, боремся с ним, пытаясь заставить его работать на нас. Но, время способно преподать нам весьма жесткие уроки… Так случилось с Чаком Ноландом, Робинзоном нашего времени.
Я уверен, что «Изгой» смотрело подавляющее большинство из вас. В некотором плане это классика, сыгранная замечательным актером и поставленная культовым режиссером. Но, несмотря на это, не включить в наш список фильм про такое путешествие, было бы кощунственно, непозволительно и преступно.
Герой Тома Хэнкса оказывается запертым на необитаемом острове. Он вынужден выживать, слушать тишину и переосмысливать собственную жизнь. Тишина, стоит отметить, должна была стать важным эффектом фильма, по задумке режиссера Земекиса. Настолько важным, что почти весь звукоряд был наложен после завершения съемок. На протяжении более ста минут экранного действия не звучит ни одной музыкальной вставки. Только тишина и редкие возгласы главного героя.
Если вы его видели, то согласитесь. Если по какой-то чудовищной случайности вы его пропустили, то необходимо срочно предпринимать меры по завершению этого культурного гештальта. Хотя бы ради показанного в фильме развития отношений между мужчиной и его волейбольным мячом. Иронично, но этот момент в фильме раскрыт и подан лучше, чем бывают показаны отношения между мужчиной и женщиной в 90 процентах фильмов.
Так вот, Чак провел на необитаемом острове более четырех лет, а вы можете разделить с ним это приключение всего за 143 захватывающие минуты. Найдете на это время в своем отпуске?
«Левиафан»
Совсем необязательно на отпуск улетать из аэропорта Вильнюса. Что мешает отправиться к экзотическим местам, например, к берегам Баренцева моря? Проделать этот путь можно с фильмом Звягинцева «Левиафан», который некоторые критики остроумно называли российским аналогом «Дня сурка».
После выхода этого фильма разразился такой скандал, что про саму картину как-то позабыли. Речи шли о давлении на создателей ленты, о давлении на сам фильм, о русофобии, об «убийственном портретированнии путинской вертикали в действии». Но мы сейчас не об этом.
Давайте не будем рассуждать о том, как можно одновременно бороться с властью и претендовать на «Золотой глобус» и «Оскар» с помощью водки. Не будем говорить о проблемах в сценарии, несколько картонных персонажах и проблемах с мотивацией героев. Давайте посмотрим на фильм как на интересное путешествие по северу России – мы же в отпуске.
Тут у нас и красивые виды, и соленый морской воздух, и местные любители православного отдыха. Такого, знаете, с водкой, оружием и стрельбой. Вокруг нас хороводят под шансон милые пьянки на природе, и если заставить себя отбросить все рассуждения про фильм (о чем он, все-таки, о борьбе или об алкашах?), то перед нами останется лишь природа, ее завораживающие виды и ландшафты. В отличной операторской работе фильму не откажешь.
Кинокритик Стишова отмечает, что у нас с вами есть редкая возможность посмотреть на землю, сохранившую редчайшую первозданность, снятую «так, будто мы застали Вселенную в дни первотворения, когда в морской стихии безраздельно властвовал Левиафан». Грех не воспользоваться случаем, не правда ли?
Трилогии «Хоббит» и «Властелин колец»
Мы не были в Новой Зеландии, но благодаря этим фильмам есть стойкое впечатление, что все это островное государство знаем вдоль и поперек. Виной тому, экранизации романов Толкина, снятые неутомимым Питером Джексоном. Этот режиссер настолько не знает меры, что даже маленькую детскую книжку о хоббите умудрился экранизировать в трех частях, заставив нас мучить по три часа каждую часть.
Эти шесть фильмов, подарившие работу целой нации, бесспорно, полны эталонными батальными сценами, замечательными проработанными персонажами, съемочными приемами и отменными дизайнерскими решениями. А еще тут гуляют, странствуют, шествуют, маршируют, гарцуют и бегут. Все это складывается в один большой рекламный ролик туризма в Новой Зеландии. Самый дорогой из когда-либо сделанных. Посмотрел – и как будто побывал.
«Жизнь Пи»
Десятый способ бюджетного отпуска – провести его в лодке в компании выжившего после кораблекрушения мальчика и бенгальского тигра. «Жизнь Пи» – это настоящий визуальный шедевр. Недаром Американская киноакадемия отметила картину 11 номинациями на «Оскар», включая награду за лучший фильм года.
Тут все реалистично и прекрасно: океан, небо, животные. Глубина восприятия происходящего на экране просто потрясающая. Природа показана в фильме настолько круто, что после просмотра кажется, что все буйства стихии переживаешь лично, смотря на все собственными глазами. Операторская работа Клаудио Миранда выше всяких похвал. Но нельзя сказать, что это торжество только визуальной составляющей: на самом деле «Жизнь Пи» – это мастерски рассказанная притча, скрывающая за собой суровую правду бытия. Так что оставьте этот фильм на самый конец своего воображаемого отпуска.