«Мы с тем козлом поругались, но у меня в запасе другой жених был». Фотографы рассказывают, как не нужно отмечать свадьбу

Культ • Ирина Михно
Недавно в сети появился новый клип Димы Билана «Пьяная любовь», в котором, кажется, собраны все классические свадебные стереотипы: выкуп с коврами, подружка невесты, тонущая в фонтане, и циничная, но очень веселая тамада. Чтобы узнать, насколько реальные беларуские свадьбы схожи с происходящим в клипе, мы говорили с опытными свадебными фотографами. В общем, получилась история о том, как не нужно праздновать свадьбу.

Фотограф из региона Дмитрий о том, почему все свадьбы за МКАДом – аллюзия на клип Билана

«Первый раз я был фотографом на свадьбе где-то лет пять назад, смутно помню то событие: что-то про праздник на двоих с пятью гостями холодной осенью, ничего прецедентного. С тех пор на постоянной основе снимаю бракосочетания в провинциальном городе. Скажу так, 90% свадеб за МКАДом – это треш с драками и обязательными пьянкой и фотосессией на поляне, куда приезжают все брачующиеся. Приглашают на торжества гастролирующего по гомельской области чернокожего парня в качестве фишки для селфи, напиваются и ведут разговоры о том, почему 38-летней жене с депиляцией в интимном месте не устраивает ласк ее 28-летний муж.

Все, абсолютно все свадьбы идут по накатанному годами шаблону: сборы, выкуп, ЗАГС, фотосессия, банкет. Лишь единицы отклоняются от этого плана. И лично меня больше всего раздражает именно этот факт: люди не знают (и не хотят узнавать), как можно сделать свадьбу, чтобы им же самим было на ней интересно. Возможно, играет роль и то, что в моем городе нет свадебных организаторов – те, что появлялись, либо банкротились, либо просто уезжали в города побольше. Ну, и еще один критерий: в основном я снимаю пары 20-25 лет, свадьбу которым полностью оплачивают родители, соответственно – мамы и папы всем и заправляют. Я знаю, о чем говорю, так как был опыт съемки для более взрослых людей – они делали свадьбу за свои деньги так, как сами того хотели. И получалось очень душевно. Но изменения, конечно, есть – теперь на свадьбы зовут не «тамаду», а «ведущего».

Фотограф из мегаполиса о просьбах «сделайте вместо гостей ангелов»

«Я работаю свадебным фотографом около пяти лет – за это время практически ничего в организации свадеб не изменилось, разве что теперь только 50% моих заказчиков делают перед ЗАГСом выкуп. Перед плясками в подъездах обычно просят снять сборы невесты. Помню, один раз приехала в квартиру, где буквально от пола до потолка не было обоев, а молодожены попросили «зафотошопить» их стены. Фраза «ну вы же дорисуете» на свадьбах в топе моих раздражающих факторов. Часто невестам делают откровенно некачественный макияж и прическу: одно дело пару волосков с лица убрать и ресницы нарастить (с последним я давно смирилась), а другое, когда требуют из распущенных локонов сделать на фото пучок. И плевать, что это нереально. Хотя, был еще более крутой случай: невеста после венчания попросила заменить на фото гостей на ангелов.

Как раз из-за таких просьб я всегда предупреждаю молодоженов перед съёмкой: если у вас есть претензия к прическе, гостям, стенам – замените и исправьте до моего прихода. Теперь, кстати, многие клиенты, которые понимают, что у них не очень презентабельная квартира, арендуют для съемки сборов отели – это полезный новый тренд.

На сборах невесты часто откровенничают со мной, делятся переживаниями. Снимала как-то свадьбу: невеста родом из Турции, жених – натуральный «русский Ванечка», и как раз во время макияжа эта женщина говорит: «Хочешь расскажу, как он на мне женился? Мы в Турции отмечали день рождения его друга, просыпаемся утром, он на мне лежит. Я ему и сказала: «У меня на родине так вообще-то не принято».

Выкуп – отдельная часть торжества. Обычно отдать дань этой «традиции» хотят родители молодоженов, поэтому часто жених и невеста банально не знают, что это мероприятие вообще будет. Помню, на одной из свадеб абсолютно всей организацией занималась бабушка невесты: была и ведущей, и стилистом, и мастером по фотокомпозиции. Поэтому выкуп, которого не должно было быть, прошел в очень импровизированной форме, с конкурсами для жениха типа «вымой ноги невесты в водке». А фотосессию она устроила им в стиле «пикничок». Но, к сожалению, такие сессии раньше не были редкостью: невесты и женихи еще год-полтора назад просто обожали выезжать на газон с корзиночкой, затейником и извращенно украшенными бокалами и изображать счастливые пары. А еще в моде на свадебных фото были таблички типа «жених», «невеста», «свидетель» – самые сложно распознаваемые персонажи.

Дальше идет ЗАГС. В этой части свадьбы чаще всего треша нет, единственное, – женщины с начесами, которые регистрируют брак, почему-то очень не любят фотографов. Они буквально из себя выходят, когда человек с камерой заходит на «их» зону за тумбу – священники, кажется, не так орут, когда кто-то в алтарь в церкви ступает. А еще помню случай, когда на улице шел дождь, и вместо запланированной прогулки на природе мы решили снять фото во дворце бракосочетания. Как только нас ни выгоняли: «Ребятки, ну дождь же почти закончился, может, вы уже пойдете?». А еще после ЗАГСа есть традиция запускать в небо голубей. Насколько я знаю, смысл традиции в том, чтобы птицы улетели, но я часто наблюдаю картину, как мужик сдает в аренду одних и тех же голубей по кругу разным парам. А птицы еще и часто платья невестам портят. Очень многое на свадьбе делают, не вкладывая в действия никакого смысла – просто потому, что «у Светы из пятого подъезда так было». И это грустно.



Обычно после регистрации идет фотоссесия. Когда я только начинала, снимала практически все подряд. И делала фото, как невеста «улетает», а жених ее ловит, и терпела странные позы молодых, потому что «нам так нравится». Но с годами ты как фотограф нарабатываешь себе портфолио: немного поднимаешь цены за свои услуги, покупаешь более дорогое оборудование – за счет этого автоматически отсекаются клиенты, с которыми у тебя наверняка не будет совпадать видение концепции фото. Но до сих пор бывают случаи, когда просят «а сфоткайте, как будто я жениха на ладошке держу». Обычно иду на уступки, снимаю фирменную затею – ну а что делать, мне же не жалко (улыбается). В портфолио, конечно, такие фото не добавляю.

Раньше еще очень часто ездили возлагать цветы к памятникам, но сейчас такой тенденции, по крайне мере в Минске, уже нет. Пока невеста и жених фотографируются, их друзья обычно пьют шампанское на природе. Один раз я снимала прогулку в парке Победы: пока мы с женихом и невестой гуляли, их гостям дали штраф за распитие спиртного в общественном месте. В том же парке часто на свадьбах купаются в фонтане, но на моей памяти еще никто не тонул. Один из самых запоминающихся случаев произошел, когда я снимала свадьбу недалеко от МКАДа. Мы пошли в местный парк, но перед входом дамы легкого поведения поставили перед нами стул и сказали: «Пока на краях не появится четыре бутылки водки, не пропустим». Потом я узнала, что местные «девочки» постоянно отслеживают свадьбы и пытаются с них что-нибудь поиметь.

После фотосессии все едут на банкет. Мои знакомые невесты часто задаются вопросом: «Ну, у меня же уникальная, особенная свадьба была?» Нет! Когда я снимаю пару торжеств за одни выходные, не всегда могу понять, когда закончилась одна свадьба и началась вторая. Всегда одни и те же шутки тамады про «наливайку» и накатанные конкурсы типа «лопни шарик попой». Помню даже случай, когда на банкет позвали достаточно интеллигентного ведущего, но после пары конкурсов на логику его выгнали – гостям было сложно понять такой юмор. Они быстро заменили неординарного парня на типичную тамаду. Банкеты проходят по-разному, но всегда умеренно трешево: не могу вспомнить прецедентов в виде драк, милиции и пожаров. Разве что был случай: вместо невесты пропал жених – вернулся часа через полтора, когда у невесты уже весь макияж от слез был на туфлях. Она была уверена, что ее бросили. Оказалось, он просто решил подсчитать подаренные деньги.

Люди часто берут на свадьбы огромные кредиты, продают машины, поэтому надеятся, что их торжество «отобьется». Я беру оплату за работу на свадьбе в два этапа: сначала залог и вторая часть – непосредственно на торжестве.

Помню, жених при мне вскрыл несколько подарочных конвертов, чтобы отдать оплату, – все оказались пустыми.

На торжестве всегда прошу для себя отдельный стол – нет, мне не противно сидеть с гостями, просто в одиночестве проще быстрее поесть, собраться с мыслями и пойти дальше снимать. Уже нетрезвые гости часто проявляют знаки внимания к фотографу и другим «левым» людям. Я всегда отказываю на просьбы и «выпить», и «потанцевать». А вот видеоператор почти всегда уезжает со свадеб не один.



И напоследок: когда я уже уезжала с одной из свадеб, ко мне подошли хорошие друзья молодых и сказали: «Оцени по шкале зашкварности этот праздник! Хорошо, что хоть пять бутылок вина в багажник успели положить, хоть какой-то профит от этой свадьбы».

Столичный фотограф и рокировки женихов

«Первый раз я снимал свадьбу в 2012 году. Это был мой личный кошмар, потому что до этого я почти не работал фотографом, понятия не имел, как и что нужно снимать. А человек-профессионал, который должен был мне помогать, просто не приехал. Но все прошло прилично, я умудрился сделать нормальные фото и не потерять веру в человечество. Потом пошло по накатанной: выкупы в обшарпанных подъездах и конкурсы «чтобы попасть к невесте, жених должен выпить бутылку водки». Но был случай, который я никогда не забуду: как обычно, встретился с парой за полгода до свадьбы – хорошие люди, любят друг друга. За неделю до торжества снова встречаемся – все хорошо, все как планировали. Прихожу на свадьбу, снимаю сборы невесты, ее счастливых подружек и плачущих родителей. Спускаюсь вниз к подъезду перед выкупом, пытаюсь найти жениха, а мне говорят: «Ну, вот же он». Но передо мной стоит другой парень. Я в шоке поднимаюсь к невесте, спрашиваю, куда делся прежний жених.

«А мы с ним недавно поругались, у меня как раз в запасе другой жених был – все же уже оплачено, свадьбу что ли из-за козла не делать?»

Мне как парню всегда больно смотреть, когда на выкупах женихов мучают дурацкими заданиями: «назови пять любыми блюд мамы невесты», «скажи, когда у двоюродной сестры бабушки Лены день рождения». Бред полный, кто вообще может это знать? На торжествах то же самое, только там, кажется, люди сами рады участвовать в театре абсурда: протягивать веревку через трусы и штаны, например. Слушать Лободу, Ваенгу, Сердючку – ни одна свадьба без их песен не обходится. Но к этому привыкаешь, постепенно втягиваешься, уже не думаешь: «Какой дикий треш».

Больше впечатляют свадьбы, которые элементарно никому не нужны. Помню, снимал такую: жених с невестой орут друг на друга, их родители орут друг на друга, свидетели орут, даже собаки, кажется, лают на всех. В конце торжества подошел к молодоженам, спрашиваю, мол, зачем вам все это – вы вообще хотели расписываться? Отвечают: «Нет, нас родители заставили».

Самая популярная причина ссор на банкетах – жених с друзьями напился. Было и такое, что трезвый жених получил по лицу от отца невесты, потому что всю свадьбу просидел в телефоне, чем довел свою супругу до истерики. Моя личная трагедия – тип жениха, который отказывается фотографироваться и не может ответить на вопрос, зачем он тогда вообще меня с камерой звал. Но было и обратное: часто же на свадебных фото красивой должна быть только «она», а «он» – как получится. Помню жениха, который разбил в пух эту теорию, когда потратил на сборы больше времени, чем его невеста, и постоянно тормозил фотосессию, подкрашивая губы блеском.

Женихи и невесты всегда разные. Есть, например, неразговорчивые. Помню невесту, которая за всю свадьбу открыла рот буквально три раза: сказала гостям «привет», «да» в ЗАГСе, и «спасибо» маме за тост. А все остальное время тупо молча глазами и смотрела в одну точку.

Про ЗАГС историй веселых не вспомню, но есть случай из костела. Когда прошла церемония, ксендз подошел к жениху и невесте и сказал: «Это у вас сейчас любовь, пройдет год-два, и вы будете друг друга нахер посылать».

А еще я никогда не понимал свадьбы, на которые приглашают по 100-300 человек. Особенно в деревнях – чтобы уместить такое количество гостей, там снимают под банкет не ресторан, а ангар.

Почему фотографы по полгода делают обрабатывают свадебные фото? Либо ленятся и врут, что очень заняты, либо действительно отсняли за лето много свадеб и корпят над всеми сразу. Но часто из-за того, что свадьба никому не нужна была, через полгода отдавать снимки уже некому – пара развелась».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Мы, полицейские, должны охранять трансгендеров – они же наши граждане!» Почему каждому полезно съездить на ЛГБТ-прайд

Культ • Евгения Долгая

В начале августа Евгения Долгая уехала в Швецию на ЛГБТ-прайд. Конечно, ей пришлось вернуться в «авторитарную страну», как шутили её друзья. Но Женя вернулась с безумно горящими глазами и написала текст о том, почему всем без исключения полезно побывать на прайде в Стогкольме.