Чтобы попасть в «офис» к нашему герою, нам пришлось пройти через типичную проходную советского типа. Миновав пост с весьма суровым охранником-пенсионером и молодого Ленина, запечатленного мозаикой на одной из стен завода, мы таки дошли до атмосферной кельи Вадима. Парень профессионально занимается татуировкой с 2005 года. Изначально работал в студии Minko, а потом захотел стать независимым от ценообразования и начальников и открыл свою студию. Кроме опыта создания тату, у парня есть высшее образование по специальности «архитектор» – поэтому эскиз татуировки он чаще всего рисует сразу на теле. И параллельно рассказывает, когда «наш человек» начал набивать тату.
Когда и как в СНГ пришли татуировки
Татуировки вошли в моду еще в СССР – все началось с тюремных «за свободу» и продолжилось скорпионами, ящерицами, черепами на спине и запястьях суровых небритых мужчин и иероглифами на тонких шеях женщин.
«В 90-х все били олдскул. И тех самых бабочек на поясницах – они не относились ни к одному стилю, поэтому их сейчас обзывают «советский ширпотреб», – рассказывает Вадим.
После 90-х мода на олдскул стремительно теряла обороты: что в Европе, что в России люди начали засматриваться на такие стили, как реализм, гиперреализм, ньюскул – проще говоря, в начале 90-х били обычное сердечко, а конце века к рисунку начали добавлять клапаны и вены: «Тогда все хотели, чтобы «как на фотографии было», – уточняет мастер.
Сегодня в моде снова олдскул, только цветной. «Мода на цветные тату появилась в Беларуси лет пять назад: даже мужики, которые кроме черных рисунков никогда и ничего не били, сейчас просят сделать разноцветный эскиз. Конечно, больше всего цветастый олдскул любят – как там их – хипстеры!» – Вадим и правда не сразу вспомнил, как сегодня называют тех, кто подворачивает рукава футболок.
Что в Минске бьют подростки, бизнесмены и любители муай-тай
Если верить Вадиму, нынешняя молодежь, которая только недавно радовалась последнему звонку, не очень креативна, ибо просто повторяет друг за другом.
«17,18,19-летние ребята набивают себе геометрию – тату, состоящее из нескольких линий. Все хотят сов, оленей, ну или медведя на руку или ногу. Ребята вообще не запариваются, просто делают то же, что уже сделали их друзья. Это неправильный подход. Возможно, у них просто нет человека, который мог бы грамотно подсказать, помочь выбрать нужный эскиз. Я, конечно, пытаюсь как-то повлиять на решение семнадцатилеток, но почти всегда они не слушают – приходится бить сову», – с долей грусти рассказывает Вадим, а мы вспоминаем, как один тату-мастер написал на своей странице: «Дорогие девушки, пионы на бёдрах я больше не набиваю».
Идем дальше: опытные женщины. Этот тип общественности чудовищно падок на модные веяния, заданные социальными сетями: «Самая знаменитая татуировка среди 30-летних дам – одуванчик, с которого слетают парашютики. После него в топе идут птицы, затем надписи – набивают как бы разные, но, на самом деле, одинаковые: «Лови момент, цени момент», – и так далее», – Вадим не смог сосчитать, сколько раз он бил одуванчик. Мужчины 30+, если верить нашему герою, тоже любят тату-цитаты, правда, более говорящие, в духе: «Бог мне судья».
Отдельной категорией у Вадима идут богатые, гламурные леди. Говорит, что распознает их по розовым айфонам, силиконовой груди, кристаллам в зубах и хорошим авто: «Такие чаще всего хотят сделать то, что будет хорошо смотреться в инстаграме, поэтому набивают короны, буквы своего имени и бриллианты».
Про хипстеров мы уже рассказали, кто не помнит, напоминаем: они набивают цветной олдскул и «концептуальную» геометрию, переходим к программистам и борцам.
«Айтишники и люди, занимающиеся муай-тай, чаще всего склонны к выбору полинезии – объемным черным тату. Не знаю, с чем это связано. А еще есть такой тип людей, называется «забиваюсь всем подряд»: летающие зубы, танцующие шприцы, космонавты с аквариумами вместо головы – в общем, бьют концептуальные вещи, в которых скрыт настолько глубинный смысл, что его там, наверное, уже и нет», – делится тату-мастер. Байкеры, что неудивительно, до сих пор набивают черные черепа – что-то меняется, а что-то – остается вечным.
И последний тип людей, который нам с Вадимом удалось выявить, – это бизнесмены: «Деловые мужчины чаще всего набивают на теле свои хобби. Например, рыбу где-нибудь на руке, потому что рыбалкой занимаются. Иногда это может быть какая-то божественная тема. Бизнесмен никогда не набьет голую женщину – такие мужики любят конкретные вещи, напрямую связанные с их жизнью», – говорит Вадим.
Какие татуировки сводят или забивают беларусы
Когда мы задали этот вопрос Вадиму, он, не раздумывая ни минуты, ответил: «История чаще всего одна: барышня пила с друзьями, решили прямо дома набить какую-нибудь хрень, а утром она протрезвела и пошла забивать. Да, приходят в основном женщины – мужчинам обычно пофиг: набил и забыл».
Подумав еще несколько минут, мастер вспомнил и другие случаи: «Ладно, бывало, приходили женские имена перебивать. Хотя часто старая татуировка просто надоедает человеку или становится немодной: дракон, набитый в 2000-м году, в 2017-м выглядит неуместно. Поэтому на месте старого мы набиваем нового шикарного дракона – обновляем. Есть экстремалы, которые не идут к мастеру, просто выжигают рисунок бычками или марганцовкой – не советую так делать», – сказал Вадим, а потом вспомнил еще одну прекрасную историю, как девушка изменила тату-мастеру. Он об этом узнал, но виду не подал – зато предложил набить ей новую тату. Наивная девушка согласилась. В итоге получила большую кучу дерьма, над которым летали мухи – в прямом смысле, на всю спину. Леди попыталась засудить бывшего, но тот оказался предусмотрительным парнем и перед тем, как бить тату, попросил её «ради формальности» подписать согласие на эскиз. Она, не глядя, подписала. Мораль стара, как мир: доверяй, но проверяй.
Советы тату-мастера: почему не стоит радоваться скидкам на татуировки
Кризис отразился и на тату-салонах: чтобы привлечь новых людей, владельцы студий часто делают вполне добротные скидки: «Знаете, как эти скидки появляются? Приходит в салон молодой мальчик с китайской тату-машиной и начинает бить. За его работу, которая в среднем стоит 60-70 долларов, выставляют чек в 20 долларов. Естественно, китайской машинкой ничего путного сделать нельзя, поэтому по итогу за 20 долларов вам делают ужасный партак. Самое страшное, что клиент этого салона никак не защищен юридически, поэтому он либо смиряется с плохой работой, либо забивает. Все знают, что стоимость тату зависит от ее размера – то есть эскиз, равный по размеру пачке сигарет, будет стоить от 60 долларов. Если ее предложат сделать хотя бы за 40 долларов – это еще нормально, но вот на цены в 10-20 долларов соглашаться нельзя. Кстати, сейчас пошла новая тенденция: рассчитывать стоимость по времени. Она мне очень нравится: когда мастер понимает, что ему оплатят потраченные часы, он не будет спешить и сделает все аккуратно: есть же такие, кто галопом летит, лишь бы побыстрее освободиться», – говорит Вадим.
Кроме цен и скидок, Вадим также советует смотреть на возраст мастера. В искусстве татуировки, как и в любом другом, нужно время и опыт, которые позволяют человеку набраться техники: «У человека младше 23 лет я бы не стал бить тату – очевидно, что он еще ничего в этом деле не смыслит. Чтобы научиться, нужно минимум пять лет провести под крылом наставника.
И никогда не бейте татуировки у домашних мастеров! Как вы это себе представляете: он приедет, достанет свой чемоданчик, наденет фонарик на голову и на корточках начнет набивать вам тату. Вам это надо?»