Считается, что Ридли Скотт не в форме. Подаривший миру такие великие фильмы, как «Тельма и Луиза», «Бегущий по лезвию» и «Чужой», мэтр в последние годы наслушался много негатива в свой адрес за «Советника», за «Исход», за «Прометея». И хоть лично я с этой критикой в корне не согласен, я готов рассмотреть «Марсианина» как попытку официального возвращения сэра Ридли в сердца масс.
Сюжет гениален и прост
В ходе экспедиции на Марс группа ученых астронавтов попадает в сильнейшую песчаную бурю и в процессе эвакуации теряет Марка Уотни из-за несчастливого стечения обстоятельств.
Логично предположив, что товарищ погиб, экипаж улетает домой на Землю. Очнувшись живым и почти здоровым, Марк составляет план, как прожить на неживой планете четыре года в ожидании следующей экспедиции с помощью, мать ее, науки.
Одноименная книга Энди Уира в 2011 году произвела относительный фурор и права на экранизацию были оперативно приобретены. Над сценарием долгое время работал Дрю Годдард, пока еще не очень вам знакомый кинематографист, который скоро станет одним из лучших на этой планете. Годдард не мог сесть в режиссерское кресло лично и прислал сценарий Ридли Скотту. Так и родился один из самых приятных фильмов этого года.
Понятное дело, основное оружие обаяния «Марсианина» – это Мэтт Дэймон, выстраивающий связь со зрителем без какой-либо халтурной помощи. Сценарий не дает никаких предысторий и не навязывает симпатию к главному герою неуместными соплями. Дэймон все делает сам, и после реплики «Я здесь подыхать не собираюсь» от экрана невозможно оторваться: вопреки ожидаемой истории отчаяния и смирения мы наблюдаем триумф жизни над неизбежностью. Вы удивитесь, сколько в таком жанре может быть места для юмора.
Уровень вовлеченности и напряжения не падает и в сценах на планете Земля, где высшие чины НАСА выдумывают авантюры для скорейшего возвращения забытого на Марсе астронавта. Кастинг не банален и силен, ни одного лишнего диалога, ни одного ненужного персонажа, зрителю просто некогда зевать.
Невольным якорем для динамики повествования выступает «Арес-3», летящий на Землю корабль Марка Уотни с негодующим экипажем на борту. Здесь тоже собраны заметные актеры во главе с Джессикой Честейн. Однако, скупая функциональность их персонажей, кажется, передалась манере исполнения. Иными словами, экипаж играет в фильме важную роль, но зрителю как-то не до их переживаний. Всем хочется вернуться на Марс к Марку.
Получилось ли у Ридли Скотта вернуться в форму? Еще как! «Марсианин» – один из самых увлекательных фильмов 2015 года.
Написанное суперсценаристом, сыгранное суперактером, срежиссированное гением Ридли Скотта, это кино, которое хочется пересмотреть и заново переживать моменты этой удивительной дуэли «человек/природа». Наука, мать ее, решает.