В Пскове по жалобе КПРФ был отменен концерт группы «Ляпис Трубецкой», а новый альбом «Матрешка» обвинен в «осрамлении всего святого для русского народа». Анна Копричева скачала альбом, нажала «play» и отправилась на поиски русофобии.
«В клубе говорят, что произошел звонок сверху, сказали, что грядут выборы и концерт проводить не стоит, а если он состоится, у площадки будут проблемы», — рассказал пресс-секретарь «Ляписов», комментируя ситуацию «Новой Газете». К моменту отмены концерта почти все билеты на выступление были проданы. Несколькими днями ранее псковское отделение КПРФ разместило на своем сайте пресс-релиз с требованием «Запретить концерт прихлебателей фашистов». По мнению партийцев, новый альбом «Ляписа» в самом неприглядном виде представляет Россию и советских лидеров. Другой причиной, по которой коммунисты не хотят видеть белорусских музыкантов у себя в городе, стало выступление фронтмена группы Сергея Михалка на Евромайдане с поддержкой государственного переворота в Украине.
Заявление подкреплялось письмом жителя Пскова, направленным в местный госкомитет по культуре. Пскович призывал запретить концерт белорусской группы за «осрамление всего святого для русского народа». Заглавную песню нового альбома и видеоклип к ней автор удостоил особого внимания: «Видеоряд включает образы России (игрушка „матрешка“, дерево береза, карта страны и т. д.), образы исторических деятелей (В. И. Ленин), русского народа и русской православной церкви в самом нелицеприятном виде, в процессе разрушения или убиения: топор в березе, из которой идет кровь, бес топчет карту страны и т. п. Это зрелище вызывает только отвращение и оскорбляет чувства нормального человека, патриота России. Ролик и текст песни явно русофобского содержания, внедряет в сознание человека злобу, ненависть к своей стране, несет идеи анархии и бунта против легитимной власти».
Пресс-секретарь «Ляписов» назвал обвинения чушью, сказав, что статью «в духе передовицы газеты «Правда», опубликованную на сайте компартии, написали люди, не знакомые с творчеством «Ляписов». Итак, знакомимся с творчеством.
МАТРЕШКА
По тексту песни »Матрешка» рассыпаны стереотипные символы русскости (гармошка, березка, колокола, ножички и прочая зловещая хохлома), сквозь которые проступает почти осязаемый образ средневековья с лаптями, водкой и поножовщиной:
Как девка хохочет гармошка,
Над матушкой-Волгой — туман.
Робяты в цепях по дорожке
Смоленск — Чита — Магадан.
Некоторые строчки можно толковать как намек на территориальные амбиции России: «Шанхай — столица Урала/ столица Сибири — Баку». При этом в песне звучит мысль о том, что империя доживает последние дни. Кроме того, Михалок прошелся по святейшему вождю пролетариата (чем, видимо, и привлек внимание КПРФ). Ленин в песне назван картавым карликом, который «воскреснет под звон олимпийских побед». Но еще более грозно выглядит официальное видео «Матрешки». Здесь сбывается всё, о чем плакал коммунист в своей кляузе: Емелька Пугачов действительно рубит русскую березу, и она вместо сока источает багровую кровь.
На официальном сайте «Ляписы» пишут, что в последнее время с образом «Матрешки» произошли неприятные метаморфозы: «Сегодняшняя матрешка — это собирательный образ „русского“ времени холодной войны. Медведеподобное, пьяное и агрессивное существо, грозящее миру хрущевской туфлей и ракетами, освященными патриархальными богоборцами». Музыканты призывают потушить огонь новой холодной войны в зародыше, пока не стало слишком поздно: «Это чудище с имперскими амбициями опять грозит невидимому врагу, пугает детей пятой колонной, ЦРУ и „фашистствующими гомосексуалистами“ Евросоюза».
Конечно, все это про Россию. Но невеселые картинки, рисуемые Михалком, больше походят на страшные сны художника Копейкина, чем на внятную антироссийскую пропаганду.
ТАНЦУЙ
Под веселый гитарный тяжеляк Михалок предлагает совку, кружась в танце, запрыгнуть в гроб, чтобы за ним поскорее захлопнулась крышка. Если считать, что совок находится в стадии реинкарнации в современной России, то Михалок желает этому ментальному совку поскорее себя изжить:
Ржавый колокол, последние секунды
Агония ритма, марш-бросок
Пляши, Магадан! Дёргайся, Пицунда!
Сдохнет в танце пьяный совок.
ТЕЛЕВИЗОР
В «Телевизоре» группа призывает изолироваться от СМИ, чтобы не стать жертвой пропаганды, и пугает Старшим братом, который живет по ту сторону ящика и всегда за тобой следит. Несмотря на отсылки к творчеству английского писателя Джорджа Оруэлла, телевизор в песне «Ляписов» разговаривает языком телеканала «Россия»:
Союз, интеграция, приоритеты
Восточно-славянский вектор сближения
Нейролингвист меняет кассеты
Мозг реагирует верным решением
Не смотри телевизор
Не слушай радио, не читай газет
Старший брат очень близко
Закрой шторы, погаси свет.
ВОИНЫ СВЕТА
Следуя логике событий, песня — о протестующих на Майдане. И если текст дает это понять крайне смутно, то официальное видео не оставляет ни малейших сомнений:
Эротическая фантазия с участием Иисуса, Гагарина и Виктора Цоя показывает «воинов света, воинов добра» полуобнаженными молодыми людьми и девушками, которые красиво машут бейсбольными битами, стреляют из лука и метают коктейли Молотова в режиме слоу-моушн. В конце видео выясняется, что воины света дерутся не с абстрактным злом, а с хищной птицей семейства ястребиных, на стороне которой сражаются черные люди в касках, с узнаваемой формой и атрибутикой — это для тех, кто не понял намека с лучниками, коктейлем Молотова и горящими бочками.
Радуйся молоту в крепкой руке
Водопад-Молодость в быстрой реке
Бей, барабан! Бам! Бам!
Баррикады, друзья, шум, гам.
МОЛОХ
Здесь «Ляписы» рисуют неутешительную картину глобального мира, где Молох — единый царь, который занимает своих подданых бессмысленным трудом и подкупает пресловутой стабильностью:
Вкалывай, парень, как заводной
Молох подарит мир и покой.
КОТЛОВАН
Песня, видимо, содержит отсылку к одноименной повести Андрея Платонова, которая описывает советский уклад на примере строительства особого, «общепролетарского дома». Он должен стать первым камнем, заложенным в основу утопического будущего. Но строительство замораживается на стадии колтована, а герои осознают невозможность воздвигнуть новый мир на обломках старого. В песне «Ляписов» строители все еще полны надежд и веселого задора:
Перероем Землю
Перероем Марс
Потом возьмемся за Солнце
Подправим ему анфас
Какой замысел Божий?
У нас генеральный план!
Кроты с человеческой рожей
Да здравствует котлован!
КОМАНДИР
Здесь Михалок обрушивается с критикой на болотников («Ленточки сорвали — Бегом назад в Старбаксы») и рассыпает по тексту устрашающие тэги («попы», «проститутки», «Кремль», «комиссары, ЧК и продразверстки»), чтобы не выпадать из темы советско-российской тирании, которая, так или иначе, проходит через весь трек-лист.
ГОСУДАРСТВО
Это кавер на «Государство» «Гражданской обороны» , который уже был сыгран, спет и тепло принят публикой «Ляписов» в начале нулевых. Разница между двумя версиями кавера едва различима, и этот трек единственный в альбоме напоминает старого доброго Михалка с его странным пляшущим кабаре-балаганом. Того прежнего трубадура, который вместе с Найком Борзовым и «Леприконсами» составлял теплый ламповый поп-рок 90х.
КЛОУНА НЕТ
И, наконец, заключительная композиция, медляк, похмельное утро после ночного треша, прикостровая лирика для тех, у кого хватило терпения дослушать альбом до конца. Здесь уже нет плаката, одна усталость.
Кстати, после выхода альбома, который по времени совпал с военной интервенцией России в Украину, группа «Ляпис Трубецкой» опубликовала на своем сайте следующее заявление: «Все песни, вошедшие в альбом «Матрешка», были написаны в 2012 году, задолго до украинского Майдана, российской Олимпиады и прочих знаковых событий, с которыми теперь многие ассоциируют нашу пластинку. «Матрешка» — это не агитка, не пропаганда, не куплеты на злобу дня. Это музыкально-фантастический киберпанк, это альбом-сказка, посвященный нашему недалекому будущему. За время, прошедшее с 2012 года, какие-то из песен уже начали сбываться, какие-то пока не сбылись — а сбудутся или нет, зависит от нас сегодняшних, от наших поступков здесь и сейчас».
Но критики восприняли «Матрешку» исключительно в виде плаката, и после того, как партия КПРФ нашла в «музыкально-фантастическом киберпанке» аналогии с современной Россией, популярность «Ляписов» и в частности скандального альбома, стремительно возросла.
Музыканты даже решили поблагодарить псковскую партию КПРФ за пиар-компанию: «Анархо-синдикат Lyapis Crew готов принять в свои ряды псковский обком КПРФ в полном составе — скажем, в рекламно-идеологический отдел» — пишут «Ляписы» в своем Facebook.