От «Песняров» до Port Mone: британский профессор музыки слушает белорусские песни

Культ
«Когда я слышу вашу музыку, я вспоминаю Боба Дилана и оборудование 60-х. Не нужно смеяться: эта музыка была могущественной — она остановила войну. Но музыка — это музыка, а слова — это слова. Белорусские музыканты не оставляют ни одного шанса тому, кто не понимает их языка». Профессор технологий и истории музыки мистер Эй Андресон, который преподает в Sound Audio Ingeneer Institute, послушал несколько песен, чтобы понять, в чем суть белорусской музыки.

Песняры «Касiў Ясь канюшыну»

Одной из самых популярных ваших групп когда-то были «Песняры». Песню «Касіў Ясь канюшыну» можно сделать роковой, но во всех версиях, которые я слышал, аранжировки никуда не годятся. Во-первых, нет барабанов. Да, они используют электрогитару, но здесь нет рок-н-ролльного бита. А если в песне нет ударных, то это просто народная музыка. Есть английские фолк-бэнды, которые звучат очень похоже, но это, скорее, электро-фолк. Отдайте мне эту песню на мастеринг — я подниму им басы и добавлю ударника! Вообще, с музыкой есть одна интересная штука. Когда мы учим историю музыки, то понимаем, что, к примеру, стиль кантри был музыкой для бедных белых, а блюз — для бедных черных в Америке. Я думаю, у вас просто нет шанса делать такие же вещи: не может быть белорусского кантри или белорусского блюза. Я уверен, что множество музыкантов вообще не знают, с чем им идентифицироваться, что брать за основу: блюз, кантри или рок. В итоге получается не блюз и не рок-н-ролл.

Ляпис Трубецкой «Капитал»

Следующей песней, которую я услышал, был «Капитал» группы «Ляпис Трубецкой». Я удивился, что это постсоветская запись, потому что она звучит так, будто была записана в 70-е, в соседней студии с «Песнярами». Трек тоже не был сведен, тут напрочь отсутствует понятие мастеринга. Звучит так, будто ребята просто пошли в комнату, сыграли и записали то, что получилось. Я бы назвал этот стиль роком, правда, хорошая роковая песня не имеет настолько большого количества слов. Уверен, это истории о чем-то важном. Когда я слушаю белорусскую музыку, вспоминаю Боба Дилана и оборудование 60-х. Не нужно смеяться: эта музыка была могущественной — она остановила войну. Но музыка — это музыка, а слова — это слова. Некоторым людям просто нравится мелодия. Они не хотят слушать подробный план в песне, куда им идти и что делать. А белорусские музыканты не оставляют ни одного шанса тому, кто не понимает их языка.

Наталья Куницкая «Smisl» (из сольного проекта «Mustelide»)

Женский голос хорош. Но музыка звучит механически и совершенно не гибко, что чем-то напоминает работу часов: тик-так-тик-так. Может быть, трек записан с использованием MIDI (musical instrument digital interface), но без микрофонов, потому что в итоге все звучит не так, как реальная группа. Сам звук словно бы идет из синтезатора, куда добавлены различные инструменты. Разумеется, я не понимаю ни слова, хотя и без понимания запись рождает довольно радостное ощущение.

Super Besse «Приказано забывать»

Хм! Парни тоже звучат механически и довольно последовательно, но с такой измененной гитарой, как ранние German Electronic. Вокалист звучит абсолютно одинаково в каждом треке, который я слушал. Напоминает британскую группу из 80-х, которая называлась Happy Monkeys band. Эти музыканты мне не понравились абсолютно, и опять же речь о полном отсутствии мастеринга. Звучит так, будто записано на коленке: дело явно не в студии происходит.

Shuma. Remixes EP

Первое, что я послушал, был трек Remixes. Звучит нормально, ну, достаточно нормально. Забавно, что ремикс был сделан другой группой и звучит он лучше, чем оригинальные треки. У этой другой группы чувствуется средне-восточный ритм, и если бы я не знал, что это белорусская музыка, я бы подумал, что ее родина — Казахстан. Остальные песни менее интересны. Разве что трек Meditation — но опять же сделано без особенного профессионализма. Поясню: голос у вокалистки хороший, но тот, кто записывал вокал, делал это плохо. Звучит очень рыхло, может быть, использовались дешевые микрофоны, может, неправильные техники. Неплохой голос записан крайне неудачно.

Port Mone. River

Эта группа мне понравилась больше всего. Они создают звучащее пространство и, кажется, продакшн намного лучше, чем у всех остальных. Парни знают, как создать атмосферу, заполненную звуком. Когда есть атмосфера, уже не важно, что за песня — ты понимаешь, что перед тобой музыканты. И это при том, что я не люблю аккордеон. Вообще, сам инструмент ассоциируется с эмигрантами из Восточной Европы: скажем, венгры постоянно тащили свои аккордеоны в США. Западной музыке аккордеон совершенно не свойственен, и в каких-то треках Port Mone он звучит слишком шумно и громко. Несмотря на это, мне понравилось большинство треков, которые я послушал, и даже песня, где с группой поет девушка. Не похоже, чтобы она у них в группе постоянно, думаю, просто приглашенная вокалистка, потому что в целом Port Mone звучит как инструментальное трио. Я бы назвал их стиль скорее ambient, но не современным. В принципе, такую группу на концерте ты не выдержишь, лайв саунд они не смогут делать, потому что это будет скучно. Думаю, группа Port Mone могла бы делать отменные саундтреки для фильмов.

Я не очень люблю критиковать музыку, потому что у всех музыкантов могут быть как удачные, так и неудачные записи — это ведь творчество. Интересно, что мы можем много узнать о культуре страны, слушая слова. Когда я слушаю арабский рэп, который пишут мне студенты, я всегда могу понять, что они хотят от жизни. Один парень написал, что он хочет белую женщину и крутой спорткар — это все, что ему надо, он будет чувствовать себя абсолютно успешным. Вот в такой свободной подаче текста вылазит то, что человек на самом деле думает.

Скажу банальность: музыка — это довольно сильное оружие. Есть классическая история про времена короля Джона, который в какой-то момент стал воплощением зла — люди начали слагать песни о том, насколько плох король. Так в 14–15 веке распространялась информация. Я думаю, это самая важная штука, которая может произойти с песней.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Колледж ECLAB: «Ситуация с ЕГУ сыграла на руку: вот они, замечательные преподаватели, которые остались без работы»

Культ

ECLAB — это бесплатные вечерние курсы по модели Liberal Arts Education, на которые можно записаться до 14 сентября. Занятия проводят Ольга Шпарага, Алексей Браточкин, Лидия Михеева и прочие белорусские интеллектуалы, у которых стоит поучиться хорошему. Редакция KYKY побывала на презентации ECLAB, чтобы понять, в чем суть неформального обучения.