В «Звездные войны» почти всегда набирали актеров, которые еще не успели надоесть зрителю на экране. Свежую кровь, если хотите. И этот прием срабатывал идеально – открывая карьеры молодым актерам и давая подтвердить репутация мастеров тем «старичкам», которых позвали приглашенными звездами. И раньше актеры не старались играть так, будто их позвали на детский утренник – с переигрыванием и очень сильными… драматическими… паузами. Даже прелестный рыжий Донал Глисон и внушающий доверие Бенисио Дель Торо в этой ленте кривляются, будто им сказали играть, как Джонни Депп в свои последние годы. А лучше всего на экране выглядит Кэрри Фишер, по которой мир до сих пор скорбит.
Несмотря на то, что Фишер отлично отыгрывает своего персонажа, именно персонаж Леи сломает этот фильм еще на этапе завязки. Я не буду говорить вам, что случится, но это кое-как связано со способностью человека перемещаться и дышать в открытом космосе. Насколько бездарно слить весь сюжет в первой трети надо уметь. Я боюсь, что еще нескоро смогу забыть этот кадр – он определенно возглавил рейтинг бездарности сценаристов. Райан Джонсон (режиссер «Петли времени») писал сценарий вроде бы совместно с Лукасом, но, мне кажется, Лукас просто забил – потому что это было ну очень плохо.
«Звездные войны» примечательны как раз тем, что не выросли ни из какой книги, не основывались на каких-нибудь комиксах или легендах – это порождение отличного воображения Джорджа Лукаса. Своя отдельная аутентичная вселенная, в которой логика противоборствующих сторон всегда была предельно ясна, отношения героев отличала дипломатичность, джедаев и ситхов – стальное спокойствие, а сцены боя нравились нам не эпатажем, а красивой и лаконичной хронологией. «Последние джедаи» больше похожи на «Властелина Колец» или «Гарри Поттера». Люк, словно Бильбо Бэггинс прячется в долине хоббитов. Лея совершает магические трюки, прямо как Гермиона. Ну а когда Рей глядит в зеркало и просит показать своих родителей – чувство дежавю по «мальчику, который выжил» уже повышает артериальное давление.
Мотивация героев утоплена полностью. «Почему?» – «Потому что». Примерно так принимаются решения в этом фильме. Только персонаж Оскара Айзека По старается быть адекватным.
Из хорошего – тут есть вымышленные животные. Очень милые, эмоционально заряжающие и вставленные хотя бы ради нескольких шуток. Художники по животным – молодцы. Но это же не «Тайная жизнь домашних» животных.
В фильме просто чудовищные диалоги. Особенно эта телепатическая связь между Рей и Кайло. «Ты монстр» – «Я знаю» – и драматичная пятисекундная пауза, которая заканчивается просто ничем. «Ты клади турбку первая» – «Нет, ты» – вот что это напоминает. Но зачем жалеть хронометраж, если зритель все равно досидит до конца верно?
Абсолютно бесполезный ввод магистра Йоды. Абсолютно бесполезный диалог с ним. В прошлых фильмах, когда на экране появлялся важный персонаж, он ВСЕГДА нес смысловую нагрузку. В этом фильме разговор Люка и Йоды, в котором второй учит первого тому, чему Люк должен научить Рей, не приводит, например, ни к чему. Зато магистра Йоду засветили и показали, что новейшие технологии позволяют неплохо косить под старого, глючного Йоду из самых первых частей, где он еще был куклой.
Обычно сюжет «Звездных войн» строился так: всё плохо, и чтобы спасти мир, нужно совершить невозможное. Для этого кто-то один полетит на очень дальнюю планету за каким-то очень редким прибором, второй отправится по всей галактике искать единственного персонажа, который может помочь, все остальные в это время будут разбираться с текущими проблемами и стараться не погибнуть. Тут воспользовались старой (и уже любимой нами) моделью, но рассыпали и её. Из-за того, что персонажи постоянно сомневаются и мучаются выбором, сюжет становится рыхлым. Этот фильм развивается по схеме Рокки, только почему-то в конце никто не выигрывает.
«Звездные войны» умели мастерски использовать грамотную, лакончиную ЭПИЧНОСТЬ, на которую не осталось и намёка. Вспомните, как Вейдера первый раз показали в черной маске – и только попробуйте соврать, что у вас не пошли мурашки по коже. Здесь такого нет и близко, героям не прописывают свои запоминающиеся музыкальные темы – расходимся.
Фильм отдал дань экологам (защита животных) и феминисткам (защита женщин от объективации). Сравните молодую Лею в первых частях в железном купальнике, который стал предметом восхищения всех мужчин и женщин того поколения… И Рей или Роуз – абсолютно лишенных половых признаков героинь.
У создателей было два пути: продолжать стилистику и тематику старых фильмов или создавать абсолютно новый контент. Но повторить с успехом не получилось (за это ругали даже неплохой, по сути, эпизод «Пробуждение силы»), а выдумать не уступающий старому новый сюжет, мир и героев не удалось. Поэтому они просто слепили коллаж из всего и сшили его капроновыми нитками – но их видно аж из космоса. Из всего этого можно сделать вот какой вывод: сценарист психанул и запил, поэтому три четверти фильма – скорее, пародия на фильм «Звездные войны». Операторы и художники спецэффектов взяты с «Игры престолов», некоторых еще успели подцепить с «Форсажа» – для сцен драк. Актерам нужно было доработать давно подписанные контракты, и влиять на сценарий они никак не могли. Основного персонажа Люка Скайуокера попытались выпилить из сюжета настолько грубо и неумлело – будто наждаком погладили по лицу. «Зло» так и не решило, чего оно хочет. «Добро» просто оттянуло время, но не очень понятно, зачем.
В конце фильма немолодая уже принцесса Лея говорит, что устала жить надеждой. Вот и я – на следующий фильм уже просто не пойду, мне очень горько наблюдать этот крах. «Новой надежды» не будет. Да и откуда ей взяться, если даже создатели ее уже потеряли?