«Поезд в Пусан» (Реж. Ён Сан-хо, 2016 г., Южная Корея)
Для тех, кто не страдает клаустрофобией и любовью к ожившим мертвецам.
Не все азиаты владеют каратэ и кунг-фу. Большинству приходится сжимать ладошки в кулаки и идти на врага, засучив рукава. Правда, в Корее тоже знают, кто такие зомби. А тут остаётся действовать либо самому и с музыкой, либо по схеме Рика Граймса из «Ходячих мертвецов»: выстрелил, подумал, добил. Романтика…
Как вы поняли «Поезд в Пусан» – это балансирующий на гранях вымысла и реализма фильм ужасов про зомби-апокалипсис. Тема заезжена дальше некуда, но даже тут смелые корейцы удивляют хотя бы подачей и интонацией. Почти всё действие картины происходит в стеснённых обстоятельствах скоростного железнодорожного рейса, на который проникает смертельный вирус, превращающий людей в офисных работников начала недели. Однако, несмотря на простоту завязки, фильм преподнесёт пару сюрпризов любителям жанра триллер.
Мировая премьера картины состоялась на Каннском кинофестивале, а в родной Корее фильм стал самым популярным в 2016 году. А это неслабая заявка на просмотр триллера.
«Рейд» (Реж. Гарет Эванс, 2011 г., Индонезия, США, Франция)
Для тех, кто вырос на фильмах с Джеки Чаном, но тем не менее не страдает клаустрофобией.
Слоган фильма гласит «Спецназ против мафии. Брат против брата. 30 этажей ада». И это три истины, которые нужно знать про этот уникальный фильм. Здесь и краткий пересказ сюжета, и основной сюжетный поворот, если это можно так назвать, и самое главное – чувство постоянной опасности и состояние беспредельной жестокости.
Рейд стал культовым сразу после выхода и изувечил жанр современного боевика, как группа Limp Bizkit – музыку конца 90-х. В этом фильме просто феноменальная постановка боевых сцен, уникальный режиссёрский почерк и много экшена. Очень много экшена.
По сути, фильм про то, как крутой парень дерётся со «злой индонезийский перец», и раз за разом босс становится всё сложнее. Но как же это красиво снято! А ещё музыку к фильму написал Майк Шинода, тот самый рэпер из Linkin park.
«Тора! Тора! Тора!» (Реж. Киндзи Фукасаку, Тосио Масуда, Ричард Флайшер, 1970 г., Япония, США)
Для тех, кому не понравился фильм про Перл Харбор с Беном Аффлеком.
Первый фильм в нашем списке с заявкой на японскую классику кино. Картина повествует о событиях седьмого декабря 1941 года, а именно нападению японской армии на военно-морскую Перл Харбор в США. Кости этой теме перемыли немало режиссёров, но, пожалуй, лучший фильм про разгром американского флота – этот.
Великолепно поставленные взрывы и воздушные бои, практически документальная манера повествования (даже старина Майкл Бэй обзавидуется), ну и конечно «Тора! Тора! Тора!» – своеобразная дань уважения провинившихся в годы Мировой войны японцев. Красочная и эпичная дань.
Фильм получил оскар за лучшие визуальные эффекты. И это, напоминаю, произошло до выхода «Звёздных войн». А ещё до Киндзи Фукасаку японскую часть картины снимал Акира Куросава, но в конечном варианте фильма осталась лишь минута от культового режиссёра. Но не переживайте, следующий фильм списка как раз о нём.
«Жить» (Реж. Акира Куросава, 1952 г., Япония)
Для тех, кто любит чёрно-белое, да чтобы погрустнее.
Акира Куросава воистину культовый во всём кинематографическом мире режиссёр. Тем, кто слышал о нём, объяснять нечего, а тем, кто не может даже выговорить его имя, стоит знать хотя бы то, что этот парень в своё время был удостоен орденом дружбы народов СССР. Неплохо, правда?
Фильм «Жить» рассказывает незамысловатую историю старика, который вынужден скоропостижно умереть, которого бросила семья, и который потерял вкус к жизни. Он всеми силами пытается добиться от чиновников разрешения на строительство детской площадки и периодически меланхолично рыдает на камеру. Картина, как и все фильмы режиссёра, переполнена всеми возможными метафорами и символизмом. Главное, смотря его, не упустить самое важное – что в этом всём метафоричном калейдоскопе прослеживаются терзания простого русского человека, ведь снят фильм по мотивам повести Льва Толстого. Не зря же режиссёру орден вручили.
«В другой стране» (Реж. Хон Сан-су, 2012 г., Южная Корея)
Для тех, кто без ума от французских мелодрам.
Нетипичный для азиатского кино фильм рассказывает три разные истории трёх разных женщин, которых играет одна французская актриса Изабель Юппер. Эти три «полярности» волей судьбы встречаются в одном месте, и каждой из них есть что рассказать. Одиночество, любовь и связь между людьми – три темы, о которых несомненно заставит задуматься фильм.
Фильм с избытком полон простых житейских бесед на вечные темы, кофе и сигарет, полон осенней хандры и неспешности. Если вы понимаете, о чём идёт речь, и если вам это близко, тогда смело залезайте под плед, заваривайте какао с зефиром и включайте этот фильм, чтобы погрузиться в него всем телом и душой. Он вас не разочарует.
«Служанка» (Реж. Пак Чхан-ук, 2016 г., Южная Корея)
Для тех, кто «love has no gender».
Тема ЛГБТ-сообщества, равноправия мужчин и женщин и однополой любви имеет очень целостный и крепкий фундамент в современном мире. Сегодня не так просто быть радикальным гомофобом, и жить при этом спокойно и легко. Этой теме посвящено множество музыки, мероприятий, предметов художественного искусства и, конечно же, произведений кино.
«Служанка» не так сильно взбудоражила умы, ведь это уже сделали в своё время скандальные «Любовь», «Нимфоманка» и «Жизнь Адель». А может, корейцам это позволительно? В некотором виде это и психологический триллер, и одновременно идеально выстроенная драма. Но на самом деле «Служанка» – эротическая новелла от самого известного корейского режиссёра о соприкосновении двух слоёв общества, однополой любви и подозрительно похожей мотивами и общей атмосферой на «Мемуары гейши». Много смысла и секса, отличный сюжет и великолепная операторская работа. Что ещё нужно-то?
«Легенда о Нараяме» (Реж. Сёхэй Имамура, 1983 г., Япония)
Для тех, кто любит крепкую легенду в духе реализма.
Японская деревня погибает от нехватки пищи. Голодная смерть ждёт любого, кто осмелится оставить «бесполезных членов семьи в живых» – новорождённых детей убивают на месте, а стариков относят умирать на гору. 69-летняя женщина согласна умереть, и она уговаривает своего сына совершить ужасный ритуал. Этот фильм получил пальмовую ветвь в Каннах, и при этом уже тогда в нём было множество запрещённых цензурой сцен. Будьте к нему не слишком придирчивыми, ведь наивность и стилистическая простота фильма в полной мере объясняется привязанностью японцев к силе и уважению к собственному роду. Тем более любого не оставят равнодушными сцены с умерщвлёнными родственниками героев. Что поделать? Это искусство.
«Расёмон» (Реж. Акира Куросава, 1950 г., Япония)
Для тех, кто хотел бы увидеть произведение Агаты Кристи про самураев.
Второй фильм культового японца в этом списке. Только «Расёмон» имеет ещё большую кинематографическую и культурную ценность, чем «Жить». Детективная драма рассказывает историю изнасилования женщины и убийства её мужа-самурая. Четыре точки зрения на эти события, четыре мнения, и каждое из них стремится быть единственным и самым правдивым. Хотелось бы сказать, что этот идеальный с точки зрения структуры детектив напоминает фильмы Финчера и книги Кена Фоллета, но нет. Слишком огромная пропасть в культурах двух миров.
Этот фильм в своё время открыл всему миру культурные особенности жизни японцев, их бытовые и общественные порядки. Ведь сами знаете, японцы до недавнего времени были людьми закрытыми. А оказывается, что они тоже способны создавать нечто поистине прекрасное.
«13 убийц» (Реж. Такаси Миике, 2010 г., Япония, Великобритания)
Для тех, кто чтит кодекс бусидо.
После того, как фильм заслужил четыре престижные награды в родной Японии, его на всякий случай свозили и на Венецианский кинофестиваль, где он тоже сорвал овации и признание. Повествует он про времена японского сёгуната, который вот-вот должен рухнуть. Миссию убрать последний кирпичик в этой системе возложили на команду из 13 самураев. Можно предположить, что фильм похож на картины про друзей Оушена: смышлёные парни при помощи своих умений проворачивают крупное и опасное дельце. Только вместо денег тут человек, а вместо грабежа – убийство. Своеобразная азиатская метафора. Однако этот фильм имеет под собой более серьёзную основу и натурализм. Не ищите тут голливудского лоска, но если вам интересен быт и культура Японцев, то лучшего фильма вам не сыскать.
«Кабеи» (Реж. Ёдзи Ямада, 2008 г., Япония)
Для тех, кто смотрит мелодрамы про войну.
Очередной японский фильм про события мировой войны. Но на этот раз освещаются другие события и на другом конце земного шара, менее масштабные, но более человечные. Мужа молодой героини Кабеи сажают в тюрьму. Но в непростые времена она не отказывается от своего любимого, при этом сражаясь с голодом, посылая последнее кимоно мужу за решётку, при этом таща за собой на плечах своих детей. Эта история – пример преданности и слепого человеческого героизма, во имя которого не жалко и отдать жизнь, хоть он и совершается во имя жизни.
А ещё. На секундочку прикинусь Михаилом Задорновым (пусть земля ему будет пухом). Заметьте сходство беларуского слова «Кабета» и имени главной героини. Что это, как не остатки общекультурного символизма? Замужняя женщина, которая противостоит суровой реальности, но не отказывается от своего имени даже в самых сложных жизненных неурядицах. А может, простое совпадение? В любом случае, «Кабеи» – это красочная, не лишённая смысла и сострадания к героям, картина, которая так нужна для осознания собственной значимости перед лицом реальности.
«Ушедшие» (Реж. Йодзиро Такита, 2008 г., Япония)
Для тех, кто предпочитает драмы с «сюрпризом».
Одногодка предыдущего фильма, но более признанная в мировом кино. Эта картина в 2009 году удостоилась премии Оскар как лучший фильм года на иностранном языке. Драма повествует о виолончелисте, которого увольняют с работы в оркестре. С горя и вместе с женой он переезжает в родной провинциальный городок, где устраивается в транспортное агентство. На деле же его новая работа – обмывать трупы в морге.
«Ушедшие» – невероятно жизнеутверждающий и философский фильм. Внешне он напоминает современные скандинавские драмы с элементами комедии, ведь здесь много простого житейского юмора, но при этом непростых ситуаций, в которые умудряется попадать главный герой. Лента пропитана духом философии синтоизма, и если вы придерживаетесь стоического мнения «умрёт каждый, но что в этом плохого?», то вам придётся по духу такое японское кино.
«13» (Реж. Чукайт Саквееракул, 2006 г., Тайланд)
Для тех, кто боится смотреть «Пилу».
13 – не только дьявольское число и повод пугать детишек по пятницам. Это и идеальное таиландское воплощение триллера на больших экранах. На глазах у парня-неудачника рушится его собственная жизнь. Он теряет работу, от него вот-вот сбежит девушка, на кошелёк давит целая куча долгов. Неожиданно ему звонят с незнакомого номера и предлагают выполнить простое задание, за которое ему тут же переводят огромную сумму на счёт. А всего заданий будет 13, и их сложность будет увеличиваться, за всю игру можно будет получить $100 млн.
Поверьте, фильм интригует не меньше синопсиса. Дело в том, что он затрагивает самые тонкие душевные ниточки, и невозможно остановиться, глядя, как человек идёт против самого себя ради выживания. Хотите узнать, на что способен человек, раскрывший самые тёмные уголки своего сознания?
В американском кино есть ремейк этой картины, под названием «13 грехов». Эффект тот же, хотя, как обычно, меньше мыслей и больше действия. Но нет того самого культурного очарования, которым славится азиатское кино. Атмосфера, дамы и господа, совершает чудо.
«Робогейша» (Реж. Нобору Игути, 2009 г., Япония)
Для тех, кто без ума от «Операции «Мёртвый снег» и «Живой мертвечины».
Настало время трэша, коего в азиатском кино предостаточно. Просто есть такие фильмы, про которые невозможно не рассказать. Это то самое чувство, когда ты читаешь одно только название картины и понимаешь, что ближайшие два часа тебя ждёт нечто невероятное.
Сюжет… А он нужен? Если вас заинтригует внешний вид гейши-пилы, милой девушки, у которой из-под мышек вылезают острые, как бритва, лезвия, и ее подружек, которые выпускают из груди кислоту и одним взмахом руки превращаются в мини-танки, то вы пришли по адресу. Как ни странно, японцы в подобном жанре добились невиданных высот, – вспомнить хотя бы их реалити-шоу. Так что, уж если и учиться у кого-то снимать подобное, то только у них. Снова же, фильм может понравиться зрителям, которым не хватало экшена в знаменитых «Мемуарах гейши».
«Орудие смерти» (Реж. Ли Гю-ман, 2011 г., Южная Корея)
Для тех, кто любит детективные фильмы с Джилленхолом.
Фильм основан на реальной истории, которая произошла в Корее в 1991 году. Пятеро детей ушли собирать лягушек на горе, но назад они так и не вернулись. Тщетные поиски всей страной ни к чему не привели. Дело закрыли. Но спустя десять лет случайно нашли останки пятерых детей.
Детективная драма снята в лучших традициях все того же Дэвида Финчера, но выполнена с документальной дотошностью, что противоположно финчеровской любви к идеальной визуальной составляющей и любви к деталям. Оператор картины проделал превосходную работу, а сценаристы добавили в и без того популярную историю кинематографического драматизма.
«Норвежский лес» (Реж. Чан Ань Хунг, 2010 г., Япония)
Для тех, кто любит книги Харуки Мураками и фильмы про ломающихся подростков.
Как вы уже могли понять, фильм снят по мотивам одноимённого романа японского писателя Харуки Мураками. Он насквозь пропитан философской поэзией любви автора, и его поразительным знанием человеческой психологии.
Мужчина средних лет внезапно вспоминает свои университетские годы, трагическую смерть лучшего друга и нелёгкий выбор между двумя совершенно разными девушками. Фильм стал участником Венецианского кинофестиваля, но особым успехом у критиков не пользовался.
Говорили, что режиссёр выкроил из и так неоднозначного произведения все его литературные достоинства и убрал намёки на Мураками. И всё-таки фильм придётся по душе любителям мелодрам, наполненных до краёв подростковой претенциозностью в очень красивой обёртке.
«Шоколад» (Реж. Прачья Пинкаю, 2008 г., Таиланд)
Для тех, кому всё-таки не понравился «Рейд».
Если вы соскучились по старым добрым фильмам, где главный герой за правое дело сражается с кучей бандюганов по схеме «Рокки», то очередной киношедевр стиля Джеки Чана – для вас. Но таиландская любовь к реализму не позволила режиссёру спуститься до уровня практически вычурного романтизма и выхолощенной до отвращения истории.
Боевик «Шоколад» показывает шикарную постановку боевых сцен и хорошую историю в основе. Девочка-аутист с рождения одарена интуитивным навыком владения боевыми искусствами. Она со своим другом зарабатывает деньги на лечение больной матери, устраивая представления. Но однажды она узнаёт, что маме крупно задолжали в прошлом, и направляется прямиком к недругам выбивать из-них кровные, не подозревая в какую опасную игру ввязывается. И стоит ли напоминать, что игра с рассерженными тайцами действительно вредна для здоровья (привет от Квентина Тарантино).
«Один пропущенный звонок» (Реж. Эрик Валлет, 2007 г., Япония, США, Германия)
Для тех, кто ещё не забыл, как закрывал глаза на жёстких сценах «Пункта назначения».
Очередной совместный фильм для нескольких стран в этом списке. Но тут дело скорее культурного достояния. Ведь «Звонок», пожалуй, самый часто переснимающийся фильм в мировом кино. А изначально эта идея пришла как раз японцам.
Многие уже наслышаны про эту историю. Незнакомый номер, звонок, поднимаешь трубку и слышишь, как голос а-ля простывшая Алла Пугачёва говорит, что вы скоро умрёте. Но в этой картине всё немного иначе, более инфернально, пугающе и реалистичнее что ли. На телефон поступает звонок от самого себя, на записи ты слышишь свой же голос перед самой смертью, которая случится через три дня. Что дальше? Дело техники!
Современная экранизация фильма более актуальна и понятна, чем её дальний родственник. Но в фильме 2003 года совсем другое очарование, поэтому чтобы не остаться разочарованными, посмотрите на всякий случай и оригинал.
«Угорь» (Реж. Сёхэй Имамура, 1996 г., Япония)
Для тех, кто любит проштудировать на досуге философские трактаты.
Ещё одна картина этого списка, которая получила Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. Драма Сёхэя Имамура повествует о простом клерке, который узнаёт об измене любимой жены и убивает её. Отсидев восемь лет в тюрьме, он радикально меняется, и помогает ему не сойти с ума его единственный друг – угорь. Это не опечатка, угорь как философский символ безответной любви и слепой дружбы, как своеобразный камень преткновения главного героя на пути к нормальной, рутинной жизни, образует целые, вполне конкретные очертания отторжения. Герой в страхе перед собственными чувствами прячется за своим единственным барьером от окружающего мира, которым оказался обыкновенный угорь. Ничего не поделаешь, нужно как-то выкарабкиваться из тленного хаоса бытия.
Этот фильм переназначен далеко не для всех и понравится немногим, учитывая его специфическую тематику и своеобразный стиль повествования. Но если вам важно мыслить, чтобы существовать, то вы по адресу.
«Мебиус» (Реж. Ким Ки Дук, 2013 г., Южная Корея)
Для тех, кто любит экспериментировать.
Ким Ки Дук – один из немногих популярных режиссёров, которые заработали свою известность и признание благодаря типичнейшем арт-хаус драмам. Своеобразный корейский Джим Джармуш. Этот азиатский фестивальный любимчик умудряется снимать кино без единого слова, и наполнять его искренними эмоциями и чувствами.
«Мебиус» – это рассказ про женщину, которая застаёт своего мужа за изменой и решает насильно его кастрировать. Но парень умудряется отбиться, и женщина в гневе кастрирует своего сына. И когда она сбегает из дома, а сын и отец остаются наедине, начинается настоящий хаос. Этой характерной чертой своих картин Ким Ки Дук так любим на различных фестивалях – он привносит абсурд и ужас внутренних подсознательных страхов человека в повседневность. Так что берегитесь, это действительно ужасающее кино.
«Бездомный пёс» (Реж. Акира Куросава, 1949 г., Япония)
Для тех, кто любит по-настоящему хорошее кино.
Третий фильм Куросава в этом списке – не намёк на то, что его фильмы всё-таки стоит посмотреть. Несмотря на их, скажем так, устаревший внешний вид, они подталкивают к размышлениям на вечные вопросы, вечные и вечно актуальные.
Эта картина – одна из первых в творчестве режиссёра. Тогда у него ещё не было мирового признания. Но даже в начале своего пути он доказал, что способен рассказать отличную историю. Молодой полицейский обнаруживает, что его пистолет украден. Не в силах вынести своего позора, он пытается самостоятельно найти пропажу. И в итоге запутывается в дебрях криминального мира. В простой, но интересный детективный сюжет Куросава умудрился поместить трогательную иронию и драму, а также своеобразный архетип вечной жизни, который прослеживается через продолжение главного героя в его напарнике. Эта мысль покажется абсурдной, но это один из лучших фильмов в мировом кино. Попробуйте сами разгадать эту тайну.