История кровавой женщины
Елизавета, или на венгерский манер Эржебет Батори, родилась в 1560 году в родовом замке Эчед в городке Ньирбатор. Род Батори был на пике европейского влияния: дед Елизаветы по материнской линии был палатином Венгрии, то есть премьер-министром и верховным судьёй в одном лице, а дядя Стефан Баторий в 1575 стал королём Польши и Великим князем литовским. Кстати, благодаря Стефану, чья королевская резиденция размещалась в Гродно, Ньирбатор впоследствии стал побратимом города на Нёмане. Мать Елизаветы, Мария Батори, выходила замуж трижды, причём третий брак, в котором и родилась Эржебет, был кровосмесительным: отец Дьёрдь Батори происходил из другой ветви древнего трансильванского рода. Родители умерли, когда графине было десять. По слухам, среди наследства, полученного Елизаветой, были эпилепсия и склонность к вспышкам необоснованной ярости. Вместе с тем, Елизавета была проницательна и умна, к тому же получила отличное образование: графиня знала греческий, латинский и немецкий.
В 12 лет Эржебет обручили с представителем ещё одного влиятельнейшего венгерского рода — Ференцем Надашдем. В подарок на свадьбу графиня получила от мужа Чахтицкий замок, в котором провела практически всю жизнь. Через сотню лет после смерти владелицы замок был разрушен, но его остатки сохранились до наших дней. Ныне Чахтицы принадлежат Словакии, а замок законсервирован до реконструкции.
Муж Елизаветы в 23 года стал командующим венгерских войск, которые пытались отвоевать у османов свои территории. Во время длительных походов Ференца красавица Елизавета вместо воспитания детей (по разным источникам их у четы было то ли трое, то ли шестеро) окружала себя многочисленными поклонниками и поклонницами. Причем, Батори отнюдь не ограничивалась партнёрами мужского пола. Тогда же графиня задолго до маркиза де Сада открыла в себе возбуждающую тягу к чужой боли: за любые провинности Батори лично наказывала служанок пощёчинами, палками и плетьми. В некоторые дни, согласно легенде, Эржебет приказывала всей прислуге работать голышом.
муж Елизаветы, Ференц Надашдь
Ее супруг Надашдь, тем временем, прославился на всё королевство — невероятным мужеством и столь же невероятной жестокостью по отношению к турецким воинам. Ференц одолжил у противника практику публичного сажания на кол; за это современники сравнивали его с другим венгерским полководцем Владом «Колосажателем» Цепешем, более известным как граф Дракула. Турки окрестили вселяющего ужас венгра «Чёрным витязем».
Графиня инициативы мужа всячески поддерживала: Елизавета сама заинтересовалась различными формами пыток и даже делилась с Ференцем удачными находками. Жертвами Батори становились юные крестьянки из близких к Чахтицам деревень, родители которых отпускали дочерей в замок в качестве прислуги, надеясь на лёгкий заработок. В арсенале Елизаветы нашлось место прижиганию рук раскалёнными монетами, связыванию с последующим поджиганием волос на лобке, обливанию ледяной водой на морозе и насильственным медовым ваннам близ осиных гнёзд. Лидером личного пыточного чарта графини стали иглы — под ногтями, в губах, в груди. В общем, время графини текло нескучно.
Однако за тридцатилетним юбилеем внезапно обнаружилась проблема: Елизавета начала стареть. Травяные настои и масла уже не помогали сохранить свежесть кожи, и Батори беспрестанно искала новые методы. Легенда гласит, что во время одного из утренних причёсываний неосторожная служанка вырвала у графини волос, за что тут же была наказана ударом наотмашь по лицу. Несколько капель крови из разбитого носа жертвы упали на руку Елизаветы, и та вскричала эврику и отправила служанку в магаз за бутылочкой токайского: кожа на месте упавших капель, на взгляд Батори, ощутимо помолодела. Графиня решила обсудить этот случай с некоей Анной Дарвулией, которую разные источники называют то прислужницей, то любовницей Батори. Дарвулия увлекалась чёрной магией и была кем-то вроде придворной ведьмы графини. Чернокнижница подтвердила эффект омоложения и прописала Елизавете Батори ванны из крови девственниц. И тут, как говорится, завертелось.
Согласно мифу, графиня обустроила комнатами пыток все подземелья дворца. Утверждают, что в распоряжении Батори имелась машина «железная леди», но в эту сказку поверить совсем трудно: пыточная машина была придумана двумя столетиями позже. Елизавета сколотила из прислужниц спецотряд по реализации планов кровяного сбора, и юные крестьянки стали исчезать в замке десятками. Жители близлежащих деревень начали прятать своих дочерей по подвалам и чуланам, дабы не потерять их навсегда. Количество похорон в Чахтицком замке удивляло местных священников, однако в руках Батори была сосредоточена немалая власть, а потому церковь молчала. К тому же чисто юридически гибнущие крестьянки были собственностью графини: рабство в Венгрии ещё не отменили.
В 1604 от неведомой болезни прямо на поле боя умирает Ференц Надашдь. Утрата мужа делает Елизавету ещё жёстче: во вспышках ярости Батори срывает кожу с лиц жертв голыми руками и даже выгрызает куски мяса с живых тел. К тому же процедуры никак не помогают графине помолодеть. Ее придворная ведьма Дарвулия предполагает, что простая крестьянская кровь не несёт должных целительных свойств, и предлагает перейти на ванны с аристократическим голубым оттенком. Батори начинает зазывать в замок молодых девушек дворянского происхождения; их родители глупым кровавым слухам не верят и дочерей отпускают, надеясь, что в Чахтицких гинекеях те получат необходимые навыки придворного этикета. Число трупов растёт с каждой неделей, и тела начинают закапывать рядом с замком без должных почестей. Слухи о деяниях Батори расползаются всё шире по стране и наконец доходят аж до двора Габсбургов. Король Матиас II поручает венгерскому палатину Дьёрдю Турзо разобраться в ситуации. В 1610 Турзо приезжает в Чахтицы — и, согласно официальной версии, находит орудия пыток, тазы с засохшей кровью и прочие неопровержимые доказательства вины графини Батори. По слухам, среди доказательств была и парочка свежих трупов.
Время скрывает от нас точное число жертв Эржебет Батори. Одни источники твердят, что их было около 30, другие приводят число 650, благодаря которому Чахтицкая пани спустя четыре столетия войдёт в Книгу рекордов Гиннесса. За такие злодеяния суд, безусловно, присудил бы Елизавету к смертной казни, однако благодаря громкой славе рода Батори графиня смогла избежать процесса. Прислужниц Эржебет сначала лишили пальцев, а потом сожгли на костре как ведьм; саму Батори замуровали в её же замке, в темнице без окон, где графиня на хлебе и воде провела свои последние годы.
Есть ли в этой истории хоть немного правды, узнать не удастся уже никогда. Конечно, не нужно быть ни математиком, ни биологом, чтобы прикинуть, что даже 650 тел на еженедельные ванны из крови не хватит. К тому же практически все документы, связанные с делом графини, а также «кровавый дневник», в котором она будто бы подробно описывала свои «забавы», были по приказу властей уничтожены. Сохранилась стенограмма подробного опроса Дьёрдем Турзо трёх сотен свидетелей преступлений; однако в среде историков существует мнение, что и этот документ, и всё дело об убийствах могло быть сфабриковано католической церковью. Дело в том, что Елизавета, как ранее и её мать, была лютеранкой и публично поддерживала Реформацию, и Габсбурги вполне могли просто убрать влиятельную даму прочь со святого пути католицизма.
Что почитать о графине
1. Валентина Пенроуз «Элизабет Батори, кровавая графиня», 1962
Пенроуз в своих творческих поисках глубоко исследовала женский оккультизм, а с конца 30-х всё больше интересовалась лесбийской тематикой, так что выбор французской писательницей графини Батори в качестве героини романа кажется более чем логичным. Пенроузовский пересказ легенд о Эржебет считается эталонным, к тому же роман стал главным успехом в карьере писательницы. В своё время книгу похвалил «эротический философ» Жорж Батай.
2. Леопольд фон Захер-Мазох «Вечная молодость», 1886
Славный уроженец Львова просто не мог обойти стороной легенды о графине Батори. При написании рассказа господин Мазох, разумеется, интересовался не столько результатами деятельности графини, сколько самим творческим процессом.
3. Хулио Кортасар «62. Модель для сборки», 1968
Один из самых известных и, пожалуй, самый сложный роман латиноамериканского гения. Сам Кортасар отзывался о книге как о «мучительном в рождении, самом уродливом, но любимом ребёнке». На протяжении всего романа мысли главного героя то и дело возвращаются к образу некоей графини — какая история легла в основу этого образа, вы можете догадаться сами. Подскажем, что перед написанием романа Кортасар читал книжку Пенроуз.
Что послушать
1. Группа Bathory
Мультиинструменталист Томас Бёрье Форсберг, он же Квортон, назвал свою группу именно в честь Чахтицкой пани (а совсем не в честь Стефана Батория).
Шведский бэнд, большую часть своего существования состоявший из одного-единственного Форсберга, стал фундаментом аж для двух музыкальных стилей: викинг-метала и грозного скандинавского блэка. Про самого Квортона ходили слухи о том, что он живёт в пещере и питается младенцами; враньё, конечно, но мрачная музыка Bathory может и не на такие мысли навести.
2. Siouxsie and the Banshees »An Execution», 1984
Сьюзи Сью всегда тянуло к всевозможным мистическим историям, а некоторые она даже превращала в песни.
«AnExecution» — зарисовка-воспоминание о казни, одном из моментов, которые впоследствии сделали графиню Елизавету столь жестокой. Изначально песня вышла в свет всего лишь как би-сайд к синглу «CitiesinDust», но впоследствии грустную сказку включили бонусом на CD-издание отличного альбома «Tinderbox».
Cradle of Filth»Cruelty and the Beast», 1998
Третий и, пожалуй, лучший диск английских металлистов рассказывает историю Батори во всех мифологических подробностях. Немножко о становлении прекрасного чудовища, немножко о смерти — и очень-очень много о извращениях, кровище и трупаках.
Впрочем, поёт Дэни Филс так, что вы всё равно ни слова не разберёте. В комплекте кровавая ванна на обложке и отсылка к Захер-Мазоху (песня «VenusinFear»).
Что посмотреть
«Кровавая графиня — Батори». Режиссёр Юрай Якубиско, 2008
Фильм лучшего словацкого режиссёра ХХ века со слоганом «Чем меньше доказательств, тем больше легенд».
Якубиско обратился к обратной стороне истории графини Батори: согласно версии режиссёра, Елизавету подвергли гонениям как лидера протестантов Западной Венгрии, а Дьёрдь Турзо сфальсифицировал все улики (и тем самым создал образ «кровавой графини») исключительно с целью наживы на богатых землях Батори. В роли короля Матиаса II в. картине засветился первый «Джанго» Франко Нери.
«Графиня Дракула». Режиссёр Питер Сэсди, 1971
По мнению Allmovie, это один из самых недооценённых фильмов в каталоге культовой хоррор-студии Hammer. В основе сюжета лежит упомянутая книга Валентины Пенроуз, а саму картину создавали в Великобритании эмигранты из Восточной Европы: режиссёром стал бывший венгр Питер Сэсди, а роль графини исполнила польская красавица, «королева вампиров» из 70-х Ингрид Питт. Кровь, интриги, трупы, похищения и, конечно, секс — классика кино категории B. Кстати, позже Питт читала «закадровый» текст на упомянутом диске CradleofFilth.
«Носферату. Симфония ужаса». Режиссёр Фридрих Вильгельм Мурнау, 1922
Вообще, «Носферату» — фильм настолько эпохальный, что посмотреть его можно и без всяких дополнительных причин. В картине нет ни слова о графине Батори (и дело не в том, что это немое кино), зато главный герой Мурнау, граф-кровопийца Орлок, согласно сюжету, владеет пресловутым Чахтицким замком. «Носферату» принято считать вольной экранизацией Брэма Стокера, однако вполне вероятно, что немецкий режиссёр равно вдохновлялся легендами и о Чахтицкой пани, и о графе Цепеше. Кстати, именно Мурнау (и именно для этого фильма) выдумал смерть вампиров от солнечного света. Внимание: трейлер фейковый, к тому же со спойлерами.