Политическая жизнь в Беларуси – явление новое, непривычное. Наверное, поэтому у многих наших претендентов в кандидаты на пост президента уже есть спичрайтеры, но еще, видимо, нет толковых имиджмейкеров. KYKY решил разобраться, что не так с аутфитами людей, претендующих на власть в Беларуси, и показал их луки эксперту по мужским костюмам. Еще неделю назад этот человек готов был говорить с нами открыто, но в свете последних событий решил остаться анонимным.
Я не профессионый политический консультант. Но в нашей стране давно не было интересной политической жизни, потому и такие профессионалы были не нужны. Хотя я уверен, что у действующего президента есть политические имиджмейкеры, которые также «ведут» и его внешний вид. Может, когда-нибудь все изменится, в том числе, и для меня.
«Бабарико одевается приемлемо, но костюм не сидит»
Поскольку Виктор Бабарико долгое время представлял такую консервативную сферу, как банковская, он привык носить одежду классического стиля: брюки, сорочка и пиджак. Видно, что новоиспеченный претендент в кандидаты не транжира – у него довольно простые костюмы – ничего экстра дорогого. Типичный образ делового беларуса. Для своего телосложения, возраста и статуса Виктор Бабарико одевается абсолютно приемлемо и правильно. Ему не нужно ничего улучшать. Единственное, что хотелось бы поправить в его луке – посадку. Навскидку можно сказать, что Виктор либо похудел, либо не смог найти одежду подходящего размера. Он мужчина крупный, а в нашей стране для «неформатных» фигур готовые костюмы практически не шьют, их лучше делать на заказ, но это требует ресурсов. Возможно, у Виктора нет времени заниматься этим вопросом, или желания и самоцели выглядеть дорого. Ему действительно лучше всего носить сорочку, брюки и пиджак – это одежда при грамотном подходе скрывает особенности фигуры, полноту, например. Главное, повторюсь, чтобы костюмчик сидел.
В последнее время Виктор появлялся в медиа без галстуков, хотя я считаю, что для политика галстук необходим – это отражение статуса, вкуса либо его отсутствия. Борьба за президентское кресло требует максимальной строгости в одежде, хотя молодые политики могут со мной не согласиться.
«На Цепкало костюм из прошлой жизни»
Полосатый костюм, в котором Валерий Цепкало посещал ЦИК, ему велик, но все же сидит лучше, чем на Бабарико. Возможно, Валерию просто безразлично, как он выглядит, либо костюм был куплен на скорую руку. Также возможно, что Цепкало похудел, но по ощущениям, костюм на политике будто из прошлой жизни. Хотя я не знаю, был ли Валерий крупнее раньше.
Стиль Цепкало среди других претендентов в кандидаты на пост президента отличается лоском и дороговизной, но есть нюанс: костюмчик не сидит! Как по мне, лучше иметь дешевый костюм, который отлично смотрится, чем дорогой, который не подходит. В этом смысле даже Бабарико с его мешковатыми американскими пиджаками выглядит более органично, чем экс-айтишник.
К дизайну костюма Валерия у меня претензий нет, но для политической жизни более уместны однотонные ткани. Полоска воспринимается, как атрибут финансиста или банкира, ассоциируется с капиталистическими настроениями. И это может сыграть против потенциального кандидата, ведь бытует мнение, что банкиры – толстосумы.
Поэтому для похода в ЦИК и первой пресс-конференции Цепкало все же стоило отказаться от полоски. Если он хотел отстроиться от конкурентов, выглядеть моднее и быть «своим» для части аудитории, которая представляет бизнес, полоска могла иметь место. Но в таком случае костюм должен быть с иголочки, звенеть от того, насколько хорошо он сидит, чтобы подчеркивать моложавость и современность политика. Но повторюсь, от полосатых и клетчатых костюмов в медийном пространстве лучше воздержаться.
Что касается галстука Валерия, он вполне уместный, но мог быть чуть ярче. В США, например, кандидат в президенты всегда появляется в медийном поле в ярких галстуках, потому что он – лидер кампании, мнений, своей команды. Яркие акценты – это классика политического имиджа.
Для публичного человека – это касается и Бабарико, и Цепкало – неприемлемо небрежное отношение к своему образу. Все-таки возможный кандидат в президенты должен олицетворять будущую власть, статус, ответственность – имидж страны, в конце концов.
«Дмитриев – тертый калач, но без модных фишек»
Андрей Дмитриев – тертый калач в политической жизни. И четко понимает, как он должен выглядеть, поскольку в прошлом, наверное, и сам консультировал потенциальных кандидатов в президенты. Претензий к костюму и в целом к луку Дмитриева у меня нет – наряд соответствует ситуации. Белая рубашка, темно-синий костюм, коричневые ботинки – Андрей никогда не отличался модными фишками, он транслировал понятный большинству избирателей образ свободного политика. К тому же у Дмитриева хорошая фигура, думаю, у него нет проблем с выбором готовых костюмов – на такое телосложение работает большинство представителей индустрии мужской классической одежды. В этом смысле ему точно легче, чем Бабарико, например.
Бабарико, Цепкало и Дмитриев получили за стиль 6-7 баллов из 10
KYKY попросил оценить образы потенциальных кандидатов в президенты по десятибалльной шкале – я бы всем троим поставил шестерки, ну, может быть, Дмитриеву – семерку. Человек, который идет в политику и хочет представлять интересы большинства, должен выглядеть более аккуратно. Быть выутюженным, пусть не до звона, но тем не менее. Заигрывание в простоту ушло в далекое прошлое, особенно, когда мы говорим о людях статусных.
Что касается психологического восприятия образов, то Бабарико и Андреев выглядят намного органичнее. Виктор в своих костюмах смотрится живо. Пухлый, дородный дядька, его в этом смысле можно сравнить с Лукашенко – оба массивные и надежные. Дмитриев тоже вполне понятен: классический лаконичный костюм без выпендрежа. А вот Цепкало… Мне показалось, что его полосатый костюм – попытка нарядиться, он ряженым и выглядел.
Ни Цепкало, ни Бабарико, ни Дмитриеву я не готов поставить высшие баллы. Но по моей шкале большинство беларуских мужчин не получили бы тоже выше 6-7. В нашей стране люди почему-то ставят культуру внешности, тела и здоровья на последнее место: мы будем больными и некрасивыми, но умными, и это – беда. Когда мне захочется поговорить об устройстве мира, я, безусловно, пойду к умному человеку. Но в повседневной жизни мне хочется, чтобы меня окружали еще и красивые, аккуратные люди.
Когда в медиа-пространстве персоны не знают, не понимают, как себя подать в наиболее выгодном свете – это проблема. Мне кажется, большинство мужчин считают, что они уже всего достигли и могут не думать о внешности. Тем не менее, одежда, в том числе, формирует образ руководителя. И получается, что бизнесменами и политиками ты гордишься, а людьми – нет.
«Анна Конопацкая – не Елизавета II. У женщин образы простоваты»
Женщины в беларуской политике – пока редкость, поэтому мне сложно их оценивать. В мировой политике наиболее яркие образы у Маргарет Тэтчер, Хиллари Клинтон. Это женщины-политики из консервативных, патриархальных систем, когда эмансипация в обществе была не так сильна, как сейчас. Но идеал – это королева Британии: видно, что для нее одежда значит многое.
Но мы все прекрасно понимаем, что Анна Конопацкая – не Елизавета II, и доходы имеет совсем другие. Для женщины в политике очень важно быть аккуратной, сдержанной в своем образе. И на фото Анны из ЦИК мы видим ухоженную женщину, которая, наверное, олицетворяет большинство женщин нашей страны. Анна явно думает про свой образ – не так просто она с бело-красно-белыми цветами в ЦИК пришла.
Наша страна, особенно если судить по высказываниям президента, все еще достаточно патриархальна, и с этим стоит считаться. Не думаю, что большинство беларуских женщин разделяют экстремальные феминистские взгляды, скорее, их суждения близки к домострою. Поэтому в образе женщины-политика в Беларуси деловой костюм или платье намного важнее, чем проявление прекрасного тонкого женственного вкуса. Но каждый выбирает свой стиль в качестве коммуникации, которая играет на определенного избирателя.
Образ Светланы Тихановской из ЦИК – это образ эмансипированной современной женщины. Но на мой дизайнерский взгляд, деловой костюм был бы уместнее, чем просто брюки и сорочка.
Понимаю, что человек, который выдвигает кандидатуру на пост президента, лично мне ничего не должен. Но есть такое чувство – испанский стыд, когда тебе стыдно быть самим собой, частью своей нации, страны. Его может вызвать демонстрация вещей, неприемлемых на общечеловеческом уровне. Если говорить про повседневные образы четы Тихановских, как определенный ход коммуникации с народом, здесь проблем нет. Это нормальные образы молодых политиков с радикальными оппозиционными взглядами.
Мне сложно поставить баллы Конопацкой и Тихановской. Образы для похода в ЦИК у них похожи, разница лишь в том, что Конопацкая была в юбке, а Тихановская – в брюках. В целом у обеих получился лук «белый верх, черный низ». Как по мне, это простовато. К образу женщин, как и к мужским образам, в политическом поле предъявляются классические требования: деловая одежда, которая должна соответствовать статусу мероприятия. Это может быть юбка либо брюки, белая сорочка, пиджак или жакет, главное – не скатиться в студенчество.
«Лукашенко – самый выглаженный, и на фоне остальных выглядит молодцом»
За 26 лет у Лукашенко выработался определенный политический имидж, и в этом смысле его сложно критиковать. У Александра Григорьевича всегда правильный костюм, есть красный галстук. Не кривя душой, из всех кандидатов он выглядит молодцом: подтянутый мужик в добротном, правильно сидящем костюме. Отчасти именно поэтому простые люди видят в нем правителя. И это действительно правда, и у меня нет желания польстить ему. Лукашенко – самый выглаженный, он олицетворяет власть во всех смыслах. Ему можно поставить за образ высший балл.
Понятно, что у Лукашенко есть все ресурсы. Но давайте говорить честно: у Цепкало и Бабарико тоже есть возможности, чтобы выглядеть хорошо. Просто раньше у них не было в этом острой потребности. Одно дело, когда тебя приглашают на пресс-конференцию поговорить с айтишниками, или на открытие выставки. Другое дело, когда ты вступаешь в президентскую гонку – в этом случае нужно четко продумывать имидж. Надеюсь, большинство потенциальных кандидатов в президенты уже ведут работы по улучшению своего образа. Иначе у будущих избирателей может возникнуть когнитивный диссонанс: вроде читаешь предвыборную программу и тебя все устраивает, а потом смотришь на этих кандидатов и не понимаешь, где же политик. За кого я собирался голосовать?
Как на самом деле должен одеваться президент: забавные носки могут стать фишкой, а могут сделать клоуном
Образов у президента может быть много. Например, на встречах с простыми людьми нужно быть к ним ближе и не напрягать чрезмерной напыщенностью. Но если мы говорим про появление в медийном пространстве, президент должен быть одет в классическом стиле.
За время существования политических процессов выкристаллизовалась конкретная цветовая гамма, которая лучше всего воспринимается избирателями. Костюм должен быть темно-синего, темно-серого цвета, но никак не черный или белый – мы не в Южной Африке. Однозначно должна присутствовать белая сорочка – голубые или розовые остаются для повседневной жизни, а черные или клетчатые – идут в утиль.
Если президент отказывается носить галстук, пускай. Если же решит его надеть, подойдет бордовый, красный, малиновый, лиловый. Уместны еле заметные рисунки: крапинка или полоска, но в целом галстук должен быть ярким пятном – это стандартное требование к медийному образу. Из обуви – темные, деловые «оксфорды» или другие туфли. Они могут быть простыми, но главное – насыщенными и аккуратными.
Политик, на каком бы уровне он ни был, остается человеком и имеет право на самовыражение. В рамках общепринятой культурной парадигмы своей страны и общества можно и нужно проявлять свою индивидуальность. Избиратели должны видеть человека и понимать кто он, что из себя представляет. Поэтому я приветствую яркие детали – это изюминка, но с ней нужно уметь обращаться. Забавные носки могут стать фишкой политика, а могут сделать его клоуном.
В целом образы президента должны быть четкими понятными и контрастными. Одежда – это всегда чувство вкуса. У кого-то оно есть, у кого – увы. Тем не менее, вкус можно развивать, например, сотрудничая со стилистами. И это актуально не только для политиков, но и для рядовых беларусов.