Главное отличие байопика от, например, исторических картин в том, что первый повествует о конкретной личности и её влиянии на события, в то время как исторический фильм последовательно рассказывает о случившемся. Сейчас байопики выглядывают из-за каждого угла. Особенно полюбились людям фильмы в жанре драмы. Обратите внимание на списки номинированных и награждённых Оскаром картин за последние несколько лет: «Игры разума» про знаменитого математика-шизофреника Джона Форбса Нэша, «Авиатор», за которого ДиКаприо таки не получил Оскар, «Операция «Арго» про героя Бена Аффлека, вытаскивавшего людей из Ирана, «Рэй» про легендарного слепого музыканта, «Харви Милк» про одноимённого гей-активиста, «127 часов» про Джеймса Франко без руки, «Социальная сеть» про Марка Цукерберга, «Боец», «Капоте», «Игра в имитацию» и другие. Награждение байопиков в различных номинациях на Оскар занимает сегодня большую часть всей церемонии.
Золотой век золотых людей
Чёрт с ним с Оскаром, порой становится страшно от мысли, что людям действительно нравится смотреть как инвалиду-учёном, простите, меняют памперс. Или как человек, вынужденный выживать в экстремальных условиях, пьёт свою мочу, крупным планом. Или как папаша-новатор нагло врёт в лицо и отказывается признавать собственную малолетнюю дочь. Хлеб да соль, ребята, люди счастливы. Но есть ли смысл в том, чтобы показывать подобную моральную обнажёнку на экранах кинотеатров?
Великие люди бывали теми ещё гондонами. И это их дело. Кого-то вынуждали обстоятельства, у кого-то действительно был скверный характер.
Похоже, именно поэтому большинство байопиков про мягко говоря неординарных людей выходят после их смерти.
Чужие ошибки никого не учат, особенной гедонистической функции также не несут. Просто народ кушает, много и обильно впитывает в себя чужие проблемы, страсти и бесчувственность, ограждаясь тем временем от собственных неприятностей. А порой и замечая в гениях частичку себя любимого, отчего самооценка растёт, несмотря на уменьшение объёма кошелька.
Комик, учёный и музыкант. Акцент на личной жизни
Начнем с самого безобидного. Во второй половине 20 века в Америке прославился американский комик Энди Кауфман, неординарный абсурдист, которого обожала и одновременно ненавидела толпа. Милош Форман в 1999 году решил поведать его историю. Фильм «Человек на луне» с Джимом Керри в главной роли показал Кауфмана как несчастного подонка, осуждаемого публикой за его же странность. Парень слишком рано умер, ему было плевать, что его никто не понимает. Зритель остался счастлив – идем дальше. В 2014 году вышел фильм с Бенедиктом Камбербэтчем «Игра в имитацию» – о заунывном учёном-гении Алане Тьюринге. Человек тихий и расчётливый неожиданно для всех оказался гомосексуалистом, что во времена Второй мировой было той ещё трагедией. Несмотря на то, что по идее фильма, кажется, именно этот человек остановил войну, личностный акцент картины сведен к нетрадиционной ориентации главного героя, показанного мучеником. Еще один пример – фильм Антона Корбайна «Контроль». Картина повествует о жизни и творческом становлении Иэна Кёртиса, лидера самой меланхоличной и депрессивной группы столетия Joy Division.
Музыкант в раннем возрасте женится чуть ли не на первой попавшейся девчонке, которая впоследствии рожает ему ребёнка. А потом он бросает обоих в игнор, гастролируя с группой и по ходу увлекаясь молодой журналисткой. Актер Сэм Райли в роли мерзавца убедителен, и заканчивается всё не очень радужно, о чём с пристрастием наблюдает зритель. Как говорил Маяковский: все мы немного лошади. Но далеко не все наши грехи транслируют нонстопом в кинотеатрах и заливаются на торренты.
Предлагаю снять фильмы по мотивам жизни всех гениальных негодяев, прихлебателей и отщепенцев поочерёдно – та ещё будет потеха. Волонтёры кино берут самое сочное, на что могут клюнуть люди, самое отвратительное и ненавистное, и превращают это в полноценный продукт. Как гласила строчка пророческой книги из «Бойцовского клуба»: «Я кучка испражнений Джека».
Перейдем к Стиву Джобсу
И вот на экраны выходит ещё один фильм про Стива Джобса, основателя компании «Apple», завоевавшего миллионы сердец яблочной продукцией. Биографическая драма Дэнни Бойла, в которой герои толком даже голос не повышают, получила рейтинг 18+. Не поверите: на роль Джобса явным фаворитом режиссера был Леонардо ДиКаприо. Но у него срослось с Иньярриту, и Лео отправился сниматься в «Выжившем». И слава Богу. Фассбендер превосходно сыграл роль узурпатора и женоненавистника, которого даже из собственной компании попёрли. Да, он не пытался копировать как Эштон Катчер походку Джобса и его манеру говорить, и не особенно худел для этой роли, в отличие от того же Катчера. Но как же элегантно и невозмутимо Фассбендер показал личную неприязнь бывшего главы «Apple» к самой мысли о существовании собственного ребёнка.
В новом фильме создатели намеренно пытались оградить персону Джобса от всякой критики по поводу его отношений со своей семьёй. Можно даже сказать, что они провели большую работу по приданию культовой персоне статуса неприкосновенности, у них получилось переосмыслить отношения Стива с дочерью, перевести его ненависть чуть ли не в основной импульс его вдохновения. Джобс на самом деле любил свою дочь, хотя далеко не сразу признал её. Он назвал в её честь новый компьютер, он уговаривал мать не отдавать её в чужие руки, как когда-то отдали его. Он защищал дочку и платил за её обучение, а в итоге раскаялся перед ней во всех грехах. В фильме всё это есть, и этого с головой. Но, на секундочку, зачем об этом знать людям?
В конкретном случае фильм с Катчером выигрывает по всем фронтам: там создатели показали Джобса со всех сторон, но до святого не дотянулись. Может поэтому у «Империи соблазна» рейтинг всего 12+? Стыдиться то было нечего. Отвратительно, должно быть, осознавать, что ты оголяешь слабые стороны человека на публику. Давайте сделаем из телеканала «НТВ» источник полноценных сюжетов для оскароносных драм и будем рукоплескать сами себе.