В Японии преуспевает бизнес по найму родственников «напрокат». В аренду сдаются мужья, жены, дети, и люди, которые за деньги притворяются вашими друзьями. Фиктивные мужья сопровождают женщин десятки лет и занимаются этим профессионально. Только вот после работы они приходят в свой собственный дом, и не понимают, где настоящая жизнь, а где – выдуманная. В Беларуси тоже есть свой аналог – это «друзья на час». Этот человек может побыть вашими другом за скромную плату в 7-10$ за час, плюс билет в кино или ужин в кафе. Пока в нашей стране подобный сервис не так популярен, но кто знает, что будет через пару лет?
Дома Юити спрашивает себя: «Ну что, теперь я настоящий? Или это тоже актёрская игра?»
Знакомьтесь, этот привлекательный 36-летний мужчина – Исии Юити, и он готов стать вашим отцом, лучшим другом, сыном или возлюбленным. Его компания Family Romance занимается этим бизнесом уже восемь лет. Компания предлагает около 800 актёров, которые могут удовлетворить любой диапазон предпочтений: начиная от стариков и заканчивая годовалыми детьми. Если вам это кажется невменяемым, вспомните, что этот бизнес преуспевает в изолированном и полном формальностей японском обществе. Сам Исии Юити видит в этом перспективы, как у безумного нефтяного стартапа. Он предсказывает дальнейший экспоненциальный рост своей компании, так как во всём мире люди становятся к друг другу всё равнодушнее.
Всё началось, когда подруга Юити попросила сыграть отца для её сына. Она была матерью-одиночкой и из-за этого ребёнка не принимали в местную школу. Эта несправедливость возмутила Юити, и он с радостью попробовал помочь. В тот раз ничего не вышло, но позже Юити создал компанию и решил помогать людям профессионально. Его первый успех перерос в восьмилетнюю историю, где он до сих пор притворяется папой для одной девочки. Она страдала от школьной травли из-за того, что у неё не было отца.
Мама наняла Юити и сочинила для дочери историю о том, почему его не было все эти годы. Недавно девочка окончила школу, а он так и остался для неё единственным отцом.
Мать девочки попросила, чтобы он был очень добрым отцом, который может дать мудрый совет. Тогда Юити стал смотреть семейные фильмы, чтобы подготовиться к своей роли. Собственно, это всё – он не ходил на актерские курсы, а только посмотрел очень много кино. Обычно они встречаются и ужинают с его «дочерью», потому что по легенде у него есть другая семья. Или ходят в парки вроде Диснейленда. А раз в месяц они ходят вместе на шопинг. Мама девочки платит 200 долларов за четыре часа и оплачивает любые издержки. Юити говорит: «Когда она со мной, спрашивает, почему я всегда ухожу так рано. Это неприятно, но это понятные чувства. Она действительно любит меня. Её любовь легко почувствовать. Она делится со мной секретами и интимными эмоциональными переживаниями».
У такой работы есть и обратная сторона. Для Юити это проще, потому что у него нет собственной жены и ребёнка, но он постоянно чувствует ответственность за эту девочку. Когда они расстаются, он начинает испытывать вину за то, что обманывает её. Ему даже снятся сны об этом, но он не чувствует любви. Иногда он приходит домой, садится смотреть телевизор и спрашивает себя: «Ну что, теперь я настоящий? Или это тоже актёрская игра?»
Сомнение в собственной реальности перекликается с футуристичным слоганом компании: «больше, чем реальность». Чтобы справиться с этим, Юити старается проводить время со своими настоящими родственниками. Во снах же он иногда говорит девочке, что он не её настоящий отец, но в ужасе просыпается после этого. Но Юити, как и любой сотрудник, не имеет права рассказать правду, поэтому он спрашивает у каждого клиента: «Вы действительно готовы сохранять эту ложь?»
Мать девочки не хочет шокировать дочь, и поэтому Юити придётся однажды прийти на её свадьбу, как сделал бы отец, а потом, возможно, играть роль дедушки с её детьми. И где конец этой истории – неизвестно.
По правилам компании актёр может иметь максимум пять семей. Дело не только в том, что чем больше работы, тем тебя легче вывести на чистую воду. Просто клиенты всегда просят об «идеальном муже» или «идеальном отце», а это, как вы понимаете, трудозатратно. В анкетах при поиске идеального родственника клиенты указывают даже пожелания к прическе, бороде, чувству стиля и чертам характера актера. Ласковый или строгий, разговорчивый илил уставший после рабочего дня – всё это тоже прописано в договоре.
Сыграть жениха за 18 000 долларов
Корпоративный мир Японии имеет свои странные особенности. Когда кто-то из работников компании делает ошибку, он должен громко принести свои извинения, стоя на коленях прямо в офисе. Обычно в этот момент рядом стоит настоящий виновник, который нанял Юити отчитываться перед злым боссом. Сотрудников компании так же часто нанимают играть роль любовников, с которыми жена или муж изменили своему партнеру. Когда муж или парень узнаёт, что у девушки кто-то был, он ищет конфликта с этим человеком. Актёр заменяет любовника, чтобы муж мог выяснить с ним отношения. Перед этим они создают легенду, что он связан с японской мафией Якудза. Актёр падает на колени при виде мужа клиентки и извиняется, муж не ищет конфликта с Якудза – и все остаются довольны.
Юити не планирует заводить семью, он уже переполнен отношениями с людьми на работе. Он даже не хочет искать девушку. «Настоящие свидания – как работа. Тебе надо постоянно заботиться о другом человеке». Иногда женщины зовут его, чтобы он был с ними во время родов вместо их семьи. Некоторые предлагают выйти за него замуж по-настоящему. «Ты не любишь меня. Ты влюблена в актёрскую игру», – обычно отвечает в этом случае Юити. «Многие из них – прекрасные и добрые девушки. Но в том, как я веду себя с ними, нет моей настоящей души, поэтому я не могу согласиться».
Вообще Юити любит играть жениха. Обычно это огромные деньги, потому что вместе с женихом нужно нанять около 50 гостей с его стороны, чтобы свадьба выглядела правдоподобно. Юити был женат таким образом уже три раза. Актёрские услуги в таком масштабе стоят около двух миллионов йен, то есть 18 тысяч долларов. А значит, фотограф – это не самая большая статья расходов на чьей-то свадьбе.
Раньше возлюбленных искали только женщины старше 50 лет. Теперь услугой чаще интересуются 30-летние клиентки.
Зачастую фиктивная пара просто общается и гуляет, потому что правилами компании запрещено целоваться и заниматься сексом с актёром. Да что там, с ним запрещено находиться наедине в закрытом помещении!
Когда у Юити спрашивают, как будет развиваться его бизнес дальше, он говорит, что благодаря соцсетям его дело будет только набирать популярность. Люди хотят выглядеть в них популярными. Один клиент даже заплатил огромную сумму, чтобы слетать с пятью сотрудниками компании в Лас-Вегас и сфотографироваться вместе для профиля в Facebook. Рассуждая о слогане компании «больше, чем реальность», Юити утверждает, что они предоставляют вариант действительности, в котором нет непонимания и конфликтов. Их реальность идеальнее и чище настоящей: «Я считаю, что реальному предают слишком большое значение. Взять, например, Facebook. Фотографии, которые вы там видите или выкладываете – это отражение реальности? Даже если людям на фотографиях не заплатили. Я думаю, что мир изначально несправедлив и поэтому мой бизнес существует. У кого-то нет парня или отца. Мы же просто пытаемся им помочь». Ну а на вопрос «как мы можем быть уверены, что наша реальная семья – это не наёмники?» Юити смеется и отвечает: «Хороший вопрос, потому что никто не может быть уверен!»
Друг на час в Минске: «Беларусы не признают, что им нужны друзья»
Алексей, «друг на час» в Минске, как и другие люди, которые оставляли объявления о готовности побыть за деньги «другом на час», уверен, что в Беларуси время для такого бизнеса еще не пришло: «Честно, удивительно слышать про то, что в Японии это так популярно. В Беларуси это практически никому не нужно. У меня два «заказа» за пару лет, я просто повесил объявление на «Онлайнере» году в 2015. Часто люди звонят и предлагают выпить вместе, при этом они не хотят платить тебе, а просто предлагают напоить за свой счёт. Это, наверное, беларуская дружба во всей красе. Но на такие вещи я не соглашаюсь и пропускаю мимо.
Расценки такие: 15 рублей за час прогулки. Обычно такой услугой пользуются люди с особенностями. Они считают, что не нравятся другим, это люди с болезнью или каким-то отклонением в плане общения. Однажды мне звонила молодая мама и искала друга для своего сына. Но когда услышала мой голос, то оторопела – ее-то сын был школьником и не ладил с одноклассниками. В общем, поле для спроса существует, но пока оно очень маленькое. Беларусы не готовы признать, что им нужны друзья, они этого стыдятся или их это просто не интересует. Может, в нашей стране нет одиноких людей?»