22 января: Imagine Dragons
Imagine Dragons выстрелили в 2012 году супер-сексуальным хитом «Radioactive». До этого друзья четыре года выступали в кабаках, казино и стрип-барах родного Лас-Вегаса за копейки. На первые концерты в «Hollywood Cabana Club» Imagine Dragons пришлось продавать билеты по одному доллару, чтобы хоть как-то заполнить зал, а потом жизнь коллектива резко изменилась – платиновый альбом («Night Visions»), тысячи фанатов на концертах и премия Грэмми.
Фронтмен Дэн Рейнольдс признавался: «Последние несколько лет стали высотами для меня и, безусловно, низами» (The last few years have been the highest highs for me and certainly the lowest lows. – оригинальная фраза). Дело в том, что Рейнольдс много лет страдает депрессией – и последние два года, когда группа достигла немыслимого успеха, она приняла самую тяжелую форму. Первый сингл «It's Time» (довольно жизнеутверждающий) Дэн записал на кухне во время очередной депрессии. А теперь о самом концерте. Если вы на него пойдёте, обязательно запостите селфи: после каждого выступления фронтмэн ищет фото в Instagram по хэштегу концертного зала, чтобы понять реакцию зрителей.
Организатор: «Мы специально делали максимально доступные цены: в той же Литве на десять евро дороже»
Как удалось привезти Imagine Dragons в Минск, KYKY рассказал организатор концерта – компания «Артинтер Менеджмент»: «Договориться было достаточно сложно, потому что у группы интенсивный тур, а тут – визы и много документов для таможни. У Imagine Dragons предложений по концертам больше, чем они могут сыграть, поэтому они могли выбрать и другой маршрут. Скорее всего, менеджмент оценивал и финансовые моменты, и насколько удачно это ложится в общую логистику тура. Но нам приятнее думать, что возможным решающим фактором было желание побывать в Беларуси и поесть настоящих драников (Рейнольдс в интервью «Комсомолке» рассказал, что с нетерпением ждёт, когда сможет попробовать драники, потому что любит картошку. И что хочет посетить Национальную библиотеку, потому что она попала в список самых странных зданий в мире – прим. KYKY).
Почему Чижовка-арена? Последние концерты молодежных групп вроде «30 Seconds To Mars» и «Three Days Grace» проходили в Чижовка-арене, потому что для таких выступлений она оптимальна по вместимости. Мы специально делали максимально доступные цены: билеты в Минске – самые дешевые во всем европейском туре Imagine Dragons. В той же Литве на десять евро дороже. Если бы не изменения курса, точно уже вышли бы в плюс, а так будем считать после концерта. Конечно, нам хотелось бы, чтобы был аншлаг – девять тысяч. И есть шансы, что так и будет».
31 января: «Ленинград»
Сергей Шнур – парень с мозгами, харизматичный и сакрастичный. Его коллектив одинаково уважает рабочий МАЗа, студент-хипстер, бизнесвумен, профессор химии и гик-стартапер. С рабочими вопрос понятен, а вот что привлекает интеллигенцию? Аудитория Шнура – «вот эти бывшие дворовые пацанчики, которые стали менеджерами высшего звена и на перекурах кроют матерком: «Бл*ть, начальник, пид*р еб*ный». Шнуров четко попал в этот сегмент. Он для таких поет и в таком русле работает», – считает белорусский музыкант Сергей Пукст. Сейчас в «Группировке Ленинград» пятнадцать участников. Полностью раздеться, бухать и материться на сцене – привычное дело для «группировки». Но всё это только образ: в обычной жизни Шнур не страдает алкоголизмом и не дебоширит. Даже рисует картины. В последнее время перешёл от «музыки для мужика» к песням про «лабутены».
«Еще совсем недавно мужской подводный мир был большим и многообразным. В нем водились спившиеся интеллигенты, жизнелюбивые тунеядцы по призванию, технические романтики, философствующие слесари человеческих душ, обаятельные прохиндеи, честные авантюристы и множество всяких диковинных, необыкновенных субъектов. С ними было очень занятно. Но потом они вымерли… Женский же мир за это время усложнился и стал многообразен настолько, что все культурно значимые процессы перетекли в него. Более того, женский подводный мир стал диктовать стилистическую повестку дня», – говорит музыкант, пока его новое видео «Экспонат» набирает в ютубе восемь миллионов просмотров.
Организатор: «Их привозить менее рискованно – надо же, чтобы было что-то стабильное в неустойчивом мире»
В Минске группа бывает часто. Было ли сложно организовать концерт, или привезти «Ленинград» – как соседа на чай позвать? Комментирует директор агентства «Атом Интертеймент» Андрей Алексеев: «Каждый приезд артиста немного отличается от предыдущего. Система работы плюс-минус одинаковая, но, бывает, требуются разные подходы – в продвижении, например.
«Ленинград» – это наши старые знакомые: мы когда-то делали их первый концерт в клубе. Да, их привозить менее рискованно – надо же, чтобы было что-то более-менее стабильное в неустойчивом мире. Мы разговаривали об этом концерте сразу после предыдущего – захотели сделать Минск-арену, потому что считали, что сможем обеспечить посещение большего количества людей. Я думаю, что все будет хорошо, и концерт должен окупиться. По крайней мере, билеты вполне могут закончиться, и скорее всего, будем вводить дополнительные».
16 февраля: Manowar
Если вы никогда не слушали металл, о группе Manowar вряд ли что-то знаете. Если в 15 лет у вас были длинные волосы и косуха, то, наверняка, приезд коллектива вызвал в вас теплую ностальгию. Сегодня Manowar – это бодрые длинноволосые старички (почти) в кожаной одежде и стилах. Кстати, обладатели рекорда Гинесса как самая громкая концертная группа мира. «Одна девушка в Германии рассказала мне о причине, почему на концертах Manowar так много девушек – больше, чем у любой другой металлической группы в мире.
Это потому что вибрация от баса идет через пол, через их туфли, поднимается по их лодыжкам, по их ногам и доходит до их клитора – и так весь концерт!» – рассказывал басист Джоуи ДиМайо. Так ли это – минчанки могут проверить сами. На самом деле, Manowar отличаются от типичных хэви-металл-групп Iron Maiden и Motörhead – и звучанием, и текстами. Но в своих взглядах они остаются классической рок-группой: «Наш девиз для Manowar таков – мы были рождены делать рок, пить и трахаться», – заявлял ДиМайо.
Организатор: «Не каждый может признаться, что слушает Manowar. Это такое детское чувство неполноценности: я слушаю Металлику, а ты – Manowar, значит, ты лох»
«Мы очень рады, что наконец-то нашелся организатор с яйцами и мы смогли приехать в Беларусь. Раньше было много заявок и мейлов, но ничего из этого не выходило, потому что все всегда упиралось в деньги, это действительно очень дорого», – сказал Джоуи ДиМайо на пресс-конференции в Минске. Басист приезжал, чтобы проверить площадку. «Они же дикие перфекционисты: если едут куда-то в первый раз, обязательно проверяют, где играть. ДиМайо сказал, что Дворец спорта неплох, и если после саунд-чека Manowar он останется стоять на месте, концерт состоится», – рассказывает PR-менеджер «Атом Интертэймент» Саша Рогач. Андрей Алексеев продолжает: «На самом деле, в Беларуси с мужскими концертами есть вопросы: Минск перекормлен рок-концертами, и конкуренция большая.
За 30 лет существования они ни разу не выступали здесь, но группа считается одной из лучших. Да, они разговаривали с многими агентствами, но выбрали именно нас – не знаю, чем конкретно руководствовались. После школы я продавал кассеты на рынке: группа Manowar была популярной, и их хорошо покупали. Понятно, что через 20 лет их популярность поубавилась – но это хороший повод вспомнить молодость. Плюс, Джоуи ДиМайо решил разыграть Harley Davidson. Группа решила не делить своих фанатов на тех, кто хочет посидеть и постоять – цена для всех одинаковая, 1 млн 20 тысяч белорусских рублей. Мы рассчитываем на 2,5 – 3 тысячи человек. Правда, есть момент, что не каждый может признаться, что слушает Manowar. Это такое детское чувство неполноценности: я слушаю «Металлику», а ты – Manowar, значит, ты лох».
15 марта: Земфира
Земфира олицетворяет движение, которого до неё не было – «женский рок». Про неё пишут много: хорошее и плохое. Ясно одно – она перфекционистка, у которой все должно быть на высоком уровне, ибо делать вполноги – это не уважать себя и глумиться над своими поклонниками. «Мой тур называется «Маленький человек». Но когда я говорила, что я «звезда», имела в виду, что с детства мне дано чуть больше, чем сверстникам.
Так мне казалось в подростковом возрасте. Затем мы уравнялись, это ощущение пропало. Но! Потом я занялась музыкой и на фоне однокурсников в училище опять же выделялась. Это сухой анализ. Так что вкладываю в слово «звезда» наличие чуть большей одаренности. Да, в этом слове есть отрицательный оттенок. Но какой синоним ему можно подобрать? А вообще, понятия «звезда» и «маленький человек» не противоречат друг другу. «Звезда» – это не нечто большое», – говорила Земфира в недавнем интервью Владимиру Познеру (первом за восемь лет).
Организатор: «За Земфиру надо было повоевать»
Андрей Алексеев говорит: «С Земфирой мы знакомы 15 лет (с первого альбома) – у нас хорошие взаимоотношения и с ней, и с менеджментом. Мы делали все концерты в Минске, кроме одного. Но это не значит, что в этот раз нам просто «дали» Земфиру – за неё надо было повоевать. «Чужая кость» всегда привлекает конкурентов, и они делали альтернативные предложения: ситуация была непростая. Мы выиграли этот концерт в честной борьбе… Не бывает «безрисковых» артистов – как в любом бизнесе, здесь нет гарантий, что ты заработаешь.
Я рассматриваю не конкретные концерты, а ситуацию, когда ты закрываешь расходы на длительной дистанции: артист собрался в тур, мы заключили контракт в одно время, а выступления проходят намного позже. Мы крупное агентство с большим штатом сотрудников. Есть и другие затраты каждый месяц — одним успешным концертом не обойтись. Конечно, Земфира в этом плане нам помогает, но, если посмотреть на количество концертов, что мы проводим, – не только благодаря ей мы живы».
10 апреля: Zaz
Изабель Жеффруа многие знают по лёгкой песне «Je veux» (на самом деле, ее текст – о презрении к обществу потребления). Певицу нередко сравнивают с Эдит Пиаф. По крайней мере, в их историях о пути к успеху точно есть что-то общее. Карьеру Zaz начинала с уличных выступлений в Париже, а когда впервые вышла на публику, её закидали яблоками. Популярность пришла к певице вместе с первым альбомом – «Zaz».
Среди её поклонников – Рассел Кроу. 5 июня 2014 года он написал у себя в твиттере, что под пение Zaz можно подняться и в гору (он в этот момент сам поднимался в гору и слушал «Eblouie par la nuit»). А через пару дней уточнил, что первый альбом Zaz – его любимый. Примерно через год актер был в Париже и участвовал в телепередаче. Ему показали видеозапись, которую Zaz сделала для него в Южной Америке. Она попросила его пригласить ее в Австралию, чтобы они вместе погулять по «сумасшедшим местам». Кроу в ответ сказал, что «постарается помочь ей приехать». Что было дальше – история умалчивает.
Организатор: «Договориться о приезде Zaz было намного проще, чем по Земфире»
Андрей Алексеев говорит: «Иногда проще договориться с «новым» артистом, о котором никто не думает и вообще в ту сторону не смотрит, чем с тем, кто уже выступал. Конкуренты видят, что на его концерт пришло много людей – и предлагают больше денег, начинаются ценовые войны. Поэтому договориться о приезде Zaz было намного проще, чем по Земфире.
Раньше возможности привезти ее не было, а сейчас сложилось. У неё планировался тур, а я случайно встретился с её агентом, у нас был разговор – и мы решили попробовать. Французскую музыку белорусы любят, и артистка очень интересная. Мы не планируем на Zaz собрать целый Дворец спорта. Думаю, если будет 2,5 – 3 тысячи человек, мы будем довольны».
13 апреля: The Prodigy
Британцы уже выступали в Минске: были хэдлайнерами UltraMusicFestival в 2009 году. Тогда на стадионе «Динамо», по разным мнениям, собралось не то 13 тысяч человек, не то 5-6 тысяч. Хоть организаторы и планировали больше – 30 тысяч, по количеству людей это должен был быть самый большой концерт восточно-европейского тура. Заслуга The Prodigy в том, что они вывели британский танцевальный андеграунд на мировую сцену, а потом отказались почивать на лаврах, и до сегодняшнего дня пишут новые песни и гастролируют.
Их нынешний тур – в поддержку нового протестного альбома, выпущенного в марте 2015-го: «The Day Is My Enemy». «Почему пластинка получилась такой агрессивной? Я вам скажу – это наша реакция на то, что происходит сейчас в музыкальной индустрии, – объяснял Лиам Хоулетт журналу Rolling Stone. – Электронная музыка превратилась в смазливую попсу! Она слишком коммерциализована и находится на грани исчезновения. Нашей целью было вернуть ей былую жесткость!»
Организатор: «Добивались «в крови» – была жесткая конкуренция среди организаторов, минимум три или четыре альтернативных предложения»
Андрей Алексеев вспоминает самое первое выступление группы в Минске: «В 2009 году, когда впервые приезжали Prodigy, бизнес-модель была неправильной: организаторы не отдавали себе отчет в емкости рынка. Мы не опирались на тот опыт – просто решили сделать. Добивались «в крови» – была жесткая конкуренция среди организаторов, минимум три или четыре альтернативных предложения. Мы выиграли, но, поверьте, в этих победах всегда есть определенная горечь. Вместо логичного для рынка предложения приходится переплачивать деньги, что увеличивает риски.
Западные артисты, кроме гонорара, смотрят на репутацию организатора. Есть много тонких моментов, которые иногда позволяют получить артистов – но это бизнес-тайна… Мы не рассчитываем собрать целую Минск-арену – но рынок покажет. Я имею в виду, что есть концерт, есть спрос, есть предложение. Предложение мы сделали, а сейчас пытаемся собрать деньги с рынка, боремся за своего клиента».