«Пробуждение силы» ожидаемо сорвал джек-пот зрительских симпатий. Оценки зашкаливают, Абрамса боготворят, а серьезные и уважаемые люди (за исключением дизайнера Артемия Лебедева) во весь голос твердят о том, что 7-й эпизод – лучший из всех. Я не согласен с этим «масс-эффектом», и привожу 7 аргументов «против» звания лучшего фильма во вселенной «Звездных войн». Надеюсь, уже все посмотрели, но если нет – предупреждаю: спойлер на спойлере и спойлером погоняет!
1. Донельзя вторичный сюжет
Никто и никогда не говорил, что 7-й эпизод будет ремейком, а по факту получилось именно так. Ну, практически. Просто перечислим сходства с фильмами оригинальной трилогии. Главный герой, промышляющий рутинной работой на пустынной планете? Есть. Дроид, транспортирующий в себе тайное электронное послание? Имеется.
Побег с планеты на «Тысячелетнем соколе»? Всенепременно. Пленение имперцами и побег от них? В наличии. Главный злодей в страшной и ужасной маске? Допустим. (Хотя ее необходимость большинству так и не стала понятной из контекста фильма). Новая «Звезда смерти»? Присутствует. Ее уничтожение путем меткого бомбометания в уязвимое место? А как же! Видать, имперцы за пару десятков лет так и не научились защищать столь колоссальные денежные вложения. Перечислять можно и дальше, но основную идею вы поняли. Можно иронизировать о том, что у Диснея после четырёхмиллиардной сделки банально не осталось денег на толковый сценарий, но дело явно не в этом. Боялись напортачить и не угодить фанатам. Боялись настолько сильно, что решили почти под копирку перенять лучшие сюжетные ходы Лукаса. И фильм получился очевидно вторичный по отношению к предыдущим.
2. Плохой кастинг
О вкусах, конечно, не спорят. Но давайте на секунду оставим в стороне светлые эмоции от просмотра и взглянем на главных героев трезвым взглядом. Поговорим именно о точности выбора типажей, а не об актерском мастерстве. К девушке претензий особых нет, хотя на ее месте могли оказаться тысячи других и без особого ущерба для фильма. Идем дальше. Штурмовик Финн. Если оставить в стороне априори спорные разговоры о толерантности и политкорректности, мы видим паренька, который идеально вписался бы в образ Мухаммеда Али, но из которого плохой «джедай» и еще более плохой герой-любовник. Вспомните трио Хан-Лея-Люк. Это были три идеально подобранные части одного целого, которые не смотрелись рядом друг с другом нелепо. Когда впервые показывают Финна и Рей на расстоянии поцелуя, всем становится понятно: тапок к ноге не подходит.
Отдельное «фи» заслуживает выбор исполнителя роли Кайло Рена – главного злодея эпизода. Актер Драйвер, конечно, старался, но, то ли у него драйвер на персонажа «встал криво», то ли порочности не хватило, но без шлема этот лопоухий (хорошо, не прыщавый) подросток на последователя Вейдера никак не тянет. Мы бы и рады его не сравнивать с Вейдером, но создатели сами оставили для этого жирный намек. Да, многие говорят о том, что так и было задумано. Мол, Рен – мятущийся в душе подросток, находящийся на пике гормонального взрыва, усугубленного взрывом мидихлорианным. Недолюблен в детстве, отчаянно сопротивляется тлеющему внутри Свету. Так-то оно, может, и так, но не легче ли такие вещи отдавать на откуп актерскому мастерству, а не внешности?
3. Слабая мотивация героев
Почему Финн, не желавший стрелять по отстреливающимся аборигенам и дрожавший, как осиновый лист, когда ему приказали их добить, уже спустя полчаса хронометража, не моргнув глазом, выкашивает штурмовиков одного за другим? А ведь это люди, с которыми он жил и тренировался долгие годы. Его собратья. Хоть какое-то раскаяние можно было изобразить? Можно, но не нужно – видимо, так посчитали создатели. Переход от пацифистского амплуа к боевому уж очень резким получился.
Девушка Рей кого-то ждала всю жизнь на пустынной планете, ставила зарубки на листе металла и копошилась в мусорках ради куска хлеба. Но стоило ей сказать, что дожидаться уже некого – как она тут же поверила, пару раз моргнула мокрыми ресницами, и пустилась во все тяжкие. С глаз долой – из сердца вон.
У Люка Скайуокера, проведшего бездну времени на богом забытой планете, по-видимому, тоже были веские на то причины. Жаль, зрителю о них остается только догадываться.
4. «Самообучаемость» героев дуэлям на световых мечах
Видимо, меч Скайуокера за время использования основным владельцем настолько пропитался Силой, что в джедая превращается каждый, кто возьмет его в руки. Иначе чем можно объяснить умение Рей и Финна (который, на минуточку, вообще штурмовик-сантехник) так ладно махать «шашкой»? Причем, герои не просто красиво размахивают клинком, но и умудряются успешно противостоять, пускай и раненому, но могучему адепту Темной стороны. Противостоять сразу, сходу, без предварительных ласк и долгих лет обучения. Даже Энакину, в котором мидихлорианы били ключом, понадобились годы, чтобы достойно отвечать в дуэлях «темным» соперникам. У героев нового времени на это нет времени (извините за тавтологию). Такой себе «джедайский стартап»: саблю в руки – и вперед, к победе! Не берусь утверждать, но сдается мне, что Йода бы в могиле перевернулся, если б такое увидел.
5. Бесполезность фильма в отрыве предыстории
Если вы по каким-то причинам попали на сеанс неподготовленным (читай – не потратили 12+ часов своей жизни на пересмотр двух предшествующих трилогий) – у вас проблемы. Нет ничего более забавного, чем наблюдать барышню, весь фильм вопрошающую своего спутника «А кто это? А почему он это делает? А что это такое? А зачем?»
Да – фильмы оригинальной трилогии в отрыве от общей истории тоже имели спорную «самостоятельность». Но не настолько спорную.
6. Отсутствие хоть сколько-нибудь толковых объяснений о том, что происходит в мире
Что за «Первый орден»? Кто такой Сноук? Кто вообще «рулит» Галактикой и с каким счетом? Чему сопротивляется сопротивление? За подробностями – милости просим в магазины за книгами и комиксами «новой волны». Там все объясняется. Правда. Но столь меркантильное отношение к зрителям совсем не радует. Сложно поверить в то, что создатели не нашли способа вставить в фильм хотя бы пару коротких диалогов, проливающих свет на события в мире. Зато они вставили довольно бесполезное выступление генерала Хакса – долгое, пафосное, и ни черта толком не объясняющее (кроме его вполне очевидных амбиций).
7. Неубедительная актерская игра
Редкий зритель в зале удержался от улыбки в момент, когда Финн, задрав очи к небу кричал «ноооооооуууу!» в камеру. Отрадно, что Абамс решил постебаться над одним из самых замшелых кино-клише именно таким образом. Погодите, как это – не стебался?.. Ну ладно, Бойега – актер молодой, ему сказали – он сделал. Как мог. А вот за Кэрри Фишер обидно. Все ее недолгое экранное время экс-принцессе пришлось изображать ошеломляющую внимательность, учтивость и заинтересованность в том, что рассказывают ей другие персонажи. Она очень внимательно слушала, и очень проникновенно отвечала всем, с кем вела диалог. Собственно, на этих двух свойствах вклад актрисы в фильм и закончился. Тоска по брату, материнская тревога за сына, десятки эмоциональных оттенков, которые можно было органично вплести в первую после лет разлуки встречу — оказались упразднены или заменены скупыми строками текста.
Про пантомимы Кайло Рена в исполнении Драйвера лишний раз даже вспоминать не хочется. Тот случай, когда нужно говорить или хорошее, или – ничего. Окидывая взглядом весь фильм, подмечая десятки досадных мелочей, приходишь к неутешительному выводу. Единственный, к кому нет вообще никаких претензий по актерской игре — это вуки. Молодцом, Чубакка, так держать!