Новый альбом Старого Ольсы можно по сути назвать записью по заявкам. Финансирование фанатами в наши дни уже скорее общее место, чем диковинка. Однако обычно музыканты просто собирают на новую запись абстрактно, максимум – показывают предварительные версии одной-двух песен. В нашем же случае было точно известно, что получится на выходе – записи классических рок-хитов на исторических инструментах, более того, по крайней мере часть композиций уже звучала на концертах, так что оплатившие точно понимали, что приобретают за свои деньги.
Поп-фольк с густым налетом ВКЛ
В каком-то смысле очень честная сделка – практически, работа на заказ. Обычное дело в мире искусства и вовсе не препятствие к изготовлению шедевра. Музыканты «Старого Ольсы» отработали честно и четко, представив заказчику именно то, что он и требовал, но шедевра, к сожалению, пожалуй, не вышло.
Старый Ольса – группа по-хорошему профессиональная. Хоть жанр поп-фолька под вывеской средневековщины и с густым налетом ВКЛ мне и не близок, нельзя не отметить, что в этих рамках они – самая крепкая белорусская группа. Настоящие аутентичные инструменты, четкое профессиональное исполнение, драйв, наконец. Отлично оформление, скажем, для реконструкторского рыцарского турнира. И идея вплетать в концерты в качестве милой музыкальной шутки одну-две относительно современных мелодии, сыгранных на старых инструментах в рамках живой программы очень выигрышна – публика, в конце концов, приходит на шоу и развлекать ее – дело благое. Особенно если учесть, что слушатель такого рода фолка очень часто любит и уважает классический рок, так что попадание в аудиторию стопроцентное.
Даешь «Нирвану» на лютне и волынке
Однако то, что мило звучит в качестве трехминутной шалости на концерте совсем не обязательно станет хорошим альбомным материалом. Несмотря на то, что цирковая составляющая сильна и увлекательна и на записи – а ну даешь «Нирвану» на лютне и волынке – с музыкальной стороны результат откровенно скучен. Ну да, можно так сыграть – и что? Никакой новой глубины, содержания или смысла старым композициям не прибавляется – это даже с трудом можно назвать новым прочтением, потому что по сути и прочтения-то никакого нет. В сочетании с достаточно странно в рамках рока звучащим вокалом по большому счету уже треку к третьему диск ничего кроме легкой скуки и недоумения не вызывает. В целом получается в лучшем случае фан-сервис, а в худшем просто-напросто китч, где в качестве кошечек выступают золотые рок-хиты, а в качестве росписи по кошечкам – народные инструменты.
Справедливости ради, большой вины музыкантов Ольсы тут нет – обычно так и получается, когда рок-стандарты пытаются вытащить в жанры с хоть сколько-нибудь более сложным звучанием и аранжировками. При всех своих достоинствах рок – музыка примитивная. Типично это простенькая гармония, одномерные партитуры и мелодика, по сложности уступающая даже многим поп-жанрам. В своем натуральном виде это не столько минусы, сколько плюсы – низовая, но доступная и сильная музыка с хорошей мощной энергетикой и аутентичным звучанием. Однако, будучи ободранной до костей – в виде гармонии и партитур, и сыгранной то ли камерным классическим составом, то ли в рамках фолка, то ли в джазовом ключе, она обнажает свою нищету – и поэтому и всякие Апокалиптики и концерты Металлики с оркестром – по сути один большой мешок китча. Старый Ольса тут ничем не хуже и не лучше.
Заплатившие за альбом вперед не будут разочарованы – они получили ровно то, на что рассчитывали.
В кругах завсегдатаев рыцарских турниров и ролевых игр он будет пользоваться большим успехом – благодаря попаданию в аудиторию. И даже будет иметь некоторый коммерческий потенциал благодаря своей цирковой, трюкаческой составляющей.
Однако я предпочту подождать очередного номерного альбома с оригинальным материалом.