Британский умница-режиссер Пол МакГиган в 2000-х был на коне: выходившие под его началом «Одержимость», «Счастливое число Слевина» и «Пятое измерение», хоть и не становились большими кассовыми хитами, моментально превращались в своего рода культовых любимчиков, уверенно зарабатывая приличные деньги на продажах DVD. Возможно, именно такое стечение обстоятельств и вынудило талантливого шотландца связать свой дальнейший карьерный путь с телесериалами, за что Вселенная его еще не раз отблагодарит, ведь именно МакГиган, в каком-то смысле, дал миру «Шерлока» и Бенедикта Камбербэтча. Достаточно потусовавшись в хороших и откровенно средненьких сериалах, режиссер вернулся на большой экран с довольно-таки амбициозным проектом.
Исторически сложилось так, что персоны Виктора Франкенштейна и его верного горбатого помощника Игоря в общественном сознании чаще всего пропадают в тени их легендарного творения. Так что идея фильма, где повествование будет сфокусировано на отношениях двух друзей и одержимости создать жизнь из пустоты, была изначально не так уж и плоха. Даже после выхода трейлера вопрос о смотрибельности «Виктора Франкенштейна» оставался открытым. До вчерашнего дня.
Открывающая сцена фильма как нельзя точно настраивает на остальные полтора часа этого жанрового беспредела с самыми избитыми клише и неубедительными мотивациями. Описание цирковой жизни никому не нужного, бедного и несчастного Горбуна, уродливого телом, но, с-ка, доброго душой, который в свободное от выступлений время штудирует книги по анатомии и талантливо рисует внутренности, невозможно смотреть без этой «ты так старался, повесим твой рисунок на холодильник» улыбки.
Главная проблема всплывает на первых же минутах: «Виктор Франкенштейн» понятия не имеет, чем он вообще является. Экшн высосан из пальца и возмутителен своей глупостью.
Детектив строится на отсутствии улик и самым дешевым образом переходит в религиозное преследование с вилами и факелами. Драма, на которую как бы должен быть упор, неуверенно мечется в углу, время от времени все-таки выпрямляется во весь рост, выкрикивая, к сожалению, предсказуемые речи своих персонажей.
Хоррором здесь и вовсе не пахнет, не хватило яиц.
Неловкости поджидают почти на каждом углу. Например, в определенный момент зритель вдруг понимает, что на экране героями прожит уже приличный временной отрезок, а со стороны кажется, что вся история длится максимум неделю. Также вопросы вызывает странная со стороны режиссера и оператора одержимость крупными планами, часто заставляющая актеров произносить реплики на расстоянии считанных сантиметров друг от друга. Такие вещи напрочь уничтожают хоть какую-то правдоподобность игры и блокируют должное восприятие происходящего. Даю голову на отсечение, что «Виктор Франкенштейн» изначально задумывался сериалом.
Давайте попробуем о хорошем. Первым делом я бы хотел назвать имя человека, который в каком-то смысле спас этот фильм от безвозвратного фиаско.
Зовут ее Ив Стюарт, она является художником-постановщиком картины и выполняет свою работу на немыслимо прекрасном уровне. Если кто-то и полюбит этот фильм за атмосферность, то только благодаря госпоже Стюарт. Операторская работа, в свою очередь, тоже в определенные моменты попадает в цель. Например, сцена оживления того самого монстра смотрится эффектно и захватывающе. Да и само чудовище Франкенштейна откровенно впечатляет.
Иногда бывает, что никудышный актерский состав способен держаться на уровне благодаря гениальному сценарию. Иногда случается наоборот: слабости сюжета окупаются харизмой и мощностью исполнителя. В случае с «Виктором Франкенштейном» ситуация двоякая. Животная энергия МакЭвоя, конечно, пленит и манит за собой, однако если вы смотрели хотя бы парочку его фильмов за последние несколько лет, то вы должны согласиться с тем, что этот его когда-то свежий подход успел набить небольшую шишку и вот-вот начнет бесить.
После Поттерианы я всегда старался давать Дэниэлу Рэдклиффу определенную скидку, учитывая, как сложно было парню отцепиться от образа Гарри. Он определенно со всей ответственностью подходит к выбору новых ролей и порой приятно удивляет (например, «Рога»). В роли Игоря он выполняет свою задачу на все сто, жаль только, что от самого персонажа в фильме не требуется ничего, кроме доброй души и телячьих глазок.
Самым приятным глазу в этом полном огрехов фильме нежданно становится Эндрю Скотт в роли слепо верующего в Божий Промысел инспектора сыскной полиции. Большинству актер знаком по роли Мориарти все в том же «Шерлоке». Скотту сейчас явно прет и хочется пожелать ему выбирать роли аккуратнее, дабы не погрязнуть в пучине второстепенности.
Дорогой Голливуд, ты снова начинаешь беспокоить
По своей сути «Виктор Франкенштейн» почему-то очень напомнил мне «Годзиллу» 1998 года, когда американский развлекательный кинопром находился в состоянии временного упадка. Схема проста: а) выкупить права на что-то культовое и популярное, б) правильно провести рекламную компанию, в) забыть снять нормальное кино.
Уверен, Голливуд, что никому из нас не выгодно возвращаться в ту страшную эпоху, когда «Space Jam» был полноценным блокбастером.