«Волк с Уолл-Стрит», реж. Мартин Скорсезе, 2013
30 июля в Минске прототип героя Ди Каприо Джордан Белфорт соберёт «Минск-Арену» с тренингом «Прямая линия убеждения». За возможность попасть на закрытую вечеринку с самим Волком с Уолл-Стрит после выступления просят ни много ни мало $2800. Мировой успех бывший брокер заслужил во многом благодаря ленте Мартина Скорсезе. На самом деле, родители Джордана Белфорта хотели, чтобы тот стал стоматологом. Но на лечении зубов не заработаешь – подумал Джорди, и стал заниматься махинациями на бирже. Но самое главное – отмывать свои кровно заработанные через офшорные счета. За все неудобства, причинённые государству, Белфорт благополучно отсидел чуть менее двух лет в тюрьме и заплатил штраф в размере $110 млн. Собственно, это и есть сюжет фильма. Плюс – бесконечный слив денег на весь ассортимент товаров для поддержания интереса к жизни: от личного вертолёта до ежедневной аптечки с сильнодействующими наркотиками. В отличие от других фильмов про американскую брокерскую мечту, этот эксперимент с живым воплощением богатства на экранах стоил создателям $100 млн. Скорсезе так разогнался, что многие страны запретили фильм к показу. Белфорт определённо рад такому повороту событий.
«Аферист», реж. Джеймс Дирден, 1999
Не самый знаменитый банковский работник Ник Лисон написал книгу о том, как он наварил деньжат и обанкротил банк «Бэрингз». Через пару лет по мотивам книги был снят фильм, в котором даже не стали менять имя главного героя. Так, сообразительного Ника берут на работу в уважаемый банк, чтобы он торговал на бирже и занимался учётом активов. Заработав огромную сумму денег и получив заслуженное уважение, Ник теряет голову и допускает кучу ошибок, которые впоследствии приводят к полному банкротству фирмы. Монументальный банк, простоявший более 200 лет, выдержавший Великую депрессию и две мировые войны, продали с молотка нидерландцам за 1 фунт стерлингов.
Фильм «Аферист» – для тех, кто помимо финансовых интриг хочет увидеть в картине молодого Юэна МакГрегора в костюме расцветки пчелы или обнажённого Юэна МакГрегора, а также яркую палитру модных галстуков 90-х (мало ли, такие люди действительно найдутся).
«Уолл Стрит», реж. Оливер Стоун, 1987
Легендарный фильм Стоуна, вдохновлённого одноимённой лентой 1929 года, является классикой жанра денежных махинаций в кино. Картина рассказывает про хваткого яппи-брокера (так зовутся молодые выпускники престижных университетов, которые хотят быстро и максимально комфортно заработать денег, чтобы впорхнуть в мир большого бизнеса) Бада Фокса. Этот паренёк желает видеть весь мир у своих ног. На своём пути он встречает матёрого банкира Гордона Гекко, сделавшего себе имя и состояние на махинациях с продажами акций и играми на бирже. Этот финансовый гений и выводит героя на скользкую дорожку, где жадность является не только синонимом успеха, но и непременной философией богатства. Главные роли в фильме сыграли Чарли Шин (Фокс) и Майкл Дуглас (Гекко). Картина принесла Дугласу «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль, а фраза «жадность, за отсутствием подходящего слова, – это хорошо», сказанная его героем, входит в сотку самых популярных фраз в кино ХХ века. «Уолл-Стрит» – это лестница человека, который слепил сам себя, как говорится, из того, что было. В 2010 году Стоун снял сиквел своего фильма со стареющим Майклом Дугласом и Шайей ЛаБафом в главных ролях. Но про этот фильм не говорят, и мы не будем.
«Игра на понижение», реж. Адам МакКей, 2015
Слоган картины: «Неправдоподобная, но правдивая история» – полностью соответствует его содержанию. «Игра на понижение» – фильм про то, как кучка великолепных актёров (Кристиан Бэйл, Райан Гослинг, Стив Кэрелл, Брэд Питт, Финн Уиттрок), играющих роли хватких и соображающих парней, пытается заработать деньги на упадке американского рынка ипотечных кредитов. Фильм основан на реальной истории. Действительно, в 2007-2008 годах было несколько умников, которые своим даром предвидения заработали себе неплохое состояние. Одним из главных в банде выступает герой Кристиана Бэйла, который первым догадался про близкий крах банковской системы. Все актёры превосходно воплотили образы, на буйство красок и эмоций интересно смотреть, даже закрыв глаза на вереницы беспощадно заумных диалогов на специфическую тематику. В отличие от «Афериста», этот фильм будет интересен тем, кто хотел бы увидеть краем глаза обнажённую Марго Робби, но при этом терпеть не может Ди Каприо (возможно, такие есть).
«Бойлерная», реж. Бен Янгер, 2000
Предшественник «Волка с Уолл-Стрит» с крайне амбициозным и эпичным слоганом: «Если ты такой умный, где же твои деньги?». Картина рассказывает историю молодого выпускника колледжа, который устроил у себя дома подпольное казино. Один из его богатых клиентов предлагает перспективному махинатору работу, которая будет приносить ему в десять раз больше денег. В США 90-х именно столько заколачивали брокеры. В фильме можно услышать бархатный тембр Вина Дизеля (нетипичная роль для актёра, который в кои то веки никому не бьёт морду), увидеть нынешнего Бэтмена Бена Аффлека, только отошедшего от сумасбродной роли ангела в фильме Кевина Смита «Догма», а также Джованни Рибизи в главной роли, засветившегося у Линча и в сериалах «Секретные материалы» и «Друзья». Кино получилось провальное, но с интересными сюжетными поворотами: на пути главного героя к разгадке тайн из шкафов так и сыплются кости. Есть здесь и попытка разобраться в том, что такое свобода – заниматься тем, чем душе угодно, несмотря на закон, либо шагать в ногу с массой.
«Предел риска», реж. Джей Си Чендор, 2011
Если вы с комом в горле вспоминаете обнажённый торс Кевина Спейси в «Красоте по-американски», почему бы не глянуть на его костюм президента США в «Карточном домике»? Или более раннюю роль серьёзного банковского работника, который, как и многие банкиры в 2008 году, стоит на краю пропасти из-за надвигающейся финансовой бури. Сюжет фильма во многом дублирует вышеописанную «Игру на понижение». Только здесь повествование исходит от пострадавшей стороны: банковских работников, которые рискуют знатно проиграться на всеобщем понижении. Большая часть фильма проходит в духе «12 разгневанных мужчин»: это затянувшаяся почти на половину хронометража ночная сцена в офисе, во время которой герои решают, как не вляпаться в наступающий уже утром кризис. Ведь с рассветом, по заверению персонажей, бумажки, являющиеся всем капиталом банка, станут стоить меньше, чем семечки старушки в Брест-Московском поезде. Саспенс присутствует, но гораздо в меньших дозах, нежели у Хичкока. И ещё кое-что. Если вы уже посмотрели «Карточный домик» и приходите в восторг от дубляжа Кевина Спейси, то лучше не смотрите русскую версию «Предела риска».
«ПираМММида», реж. Эльдар Салаватов, 2011
Картина, которая в своё время наделала гораздо меньше шума, чем виновник торжества – в своё. «Афера века, о которой ты ничего не знаешь» – гласит слоган фильма. Кажется, на родине «ПираМММиды» об этой афере многие знают совсем не понаслышке. Россия, конец Советской эпохи. Люди в панике, из-за потери стабильности, из-за смены режима. На арену боевых действий выходит очередной умник (главным бандитом выступил Сергей Мавроди, о творении которого и был снят фильм), который предлагает народу деньги собственного производства. Народ быстренько скупает валюту мошенника. На другой стороне – банкиры и власти, которые, капая валерьянку в гранённый стакан, наблюдают за происходящим в стране хаосом. Людям, жившим в 90-е, история кажется до боли знакомой. Белорусскому же зрителю фильм в первую очередь будет интересен тем, что большинство съёмок проходило в Минске. Например, здание офиса «МММ» – наш родной Дворец профсоюзов.
«Поймай меня, если сможешь», реж. Стивен Спилберг, 2002
Очередной фильм, в главной роли которого снялся молодой Леонардо ДиКаприо. Очередной фильм, который основан на реальных событиях из жизни известного в узких кругах афериста. Очередной фильм, где имя главного героя не скрывают. Ну и конечно, очередной фильм Стивена Спилберга. Фрэнк Абигнейл за свой 21 год успел поработать на многих работах, в частности, побыть пилотом пассажирского лайнера и врачом. Всё это благодаря умелой подделке документов. Мошенничество приводит к тысячам фальшивых чеков и заработанным с их помощью миллионам долларов. Чтобы привлечь Фрэнка к награде за смекалку и отменную харизму, его разыскивает агент ФБР Карл Хэнрэтти (Том Хэнкс). Преследование растягивается на весь фильм. Изначально Спилберг хотел видеть в главной роли Джонни Дэппа. Риторический вопрос: разумно ли было выбирать между ними, учитывая, что у Лео уже есть «Оскар», а Депп до сих пор посредственный актёр без статуэтки?
«Банкиры Бога», реж. Джузеппе Феррара, 2002
Если вам по душе разоблачения крупных корпораций, то «Банкиры Бога» – определённо ваша стихия. Плюс ко всему, здесь у руля стоит целое государство. А именно – Ватикан. Банкиром Бога зовут главу крупнейшего банка Ватикана. Его убийство вызывает расследование, в ходе которого выясняются подробности грязных дел самого маленького государства в мире. Как оказалось, на территории главной католической церкви совершались потрясающие махинации по отмыванию денег мафии. В картине чувствуются нотки Дэна Брауна с его «Ангелами и Демонами», и если второй вам определённо нравится, то непременно посмотрите и это художественное разоблачение святых. Картина основана на реальных фактах из жизни банкира Роберто Кальви, который после разорения банка повесился под мостом в Лондоне. Но тогда никто не поверил в официальную версию самоубийства Кальви – говорили, это дело рук мафии.
«Инсайдеры», реж. Чарльз Фергюсон, 2010
Документальный фильм, в котором Мэтт Дэймон читает закадровый текст. Да, документальным картинам тоже дают «Оскара». Лента-расследование Чарльза Фергюсона рассказывает про нехудожественную сторону финансового кризиса 2008 года. Действительность была куда менее поэтична, суммы терялись не менее баснословные, нежели в кино. Миллионы людей тогда лишились всех своих накоплениий, работы и даже домов. Картина говорит о том, как это было на самом деле. А если вы забьёте в Google название фильма, то увидите, что помимо Мэтта Дэймона в нём задействованы такие замечательные актёры, как Джордж Буш Уокер, Барак Обама, и другие.
«Фальшивомонетчики», реж. Штефан Руцовицки, 2007
Очередной оскароносец в списке. На этот раз получивший статуэтку за лучший фильм на иностранном языке. Действия ленты разворачиваются в преддверии Второй мировой войны в немецком концлагере, куда берут в плен еврейского гения-фальшивомонетчика по имени Соломон. По личному приказу Гитлера немцы заставляют группу захваченных мошенников печатать поддельные деньги для США и Англии, чтобы подорвать и без того хрупкую экономику врагов. История основана на реальных событиях, в основе фильма лежит книга, по большей части ситуация стандартная. Но есть в фильме некий европейский шарм, что делает его более эстетически ценным по сравнению с западными эквивалентами жанра. Это не совсем типичный фильм о денежных махинациях, здесь в основу легла непростая жизнь заключённых. А позже – более раскованная жизнь фальшивомонетчиков на свободе под присмотром гестаповцев. Тем не менее, евреи понимают, что по окончании этих финансовых операций от них быстренько избавятся, чтобы замести следы. Обязателен к просмотру всем любителям европейского кино.
«Афера», реж. Джордж Рой Хилл, 1973
Последний и самый старший фильм в списке. В середине 70-х картина собрала 7 «Оскаров», в том числе за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучший адаптированный сценарий. Можно сказать, что «Афера» – это «Бёрдмэн» своего времени, только про игры с мафией. Действие фильма разворачивается в 30-е годы ХХ века и повествует о двух парнях, которые хотят отомстить боссу мафии за убийство их друга, обанкротив его при помощи хитроумной аферы. Лента считается классической в жанре «фильм-ограбление», а её универсальный сюжет про двух приятелей, попавших в непростую ситуацию, до сих пор интерпретируется многими режиссёрами. И хотя картина не напрямую затрагивает тему финансовых афер, здесь очень изящно обыгран сюжет противостояния двух сторон аферистов. В фильме сыграли Пол Ньюман и Роберт Редфорт (не путать с Джордан Белфорт), которые играли главные роли и в предыдущей картине режиссёра «Бутч Кэссиди и Санденс Кид». Одно время Редфорт сомневался насчёт съёмок в фильме, и его место чуть было не занял подходящий кандидат – Джек Николсон. Тем не менее, афера получилась что надо.