Хорошо, что существуют коллеги. Читая experty.by понял, что пропустил майский релиз Super Besse. Непростительный непрофессионализм с моей стороны, коллектив интересный и точно стоит того, чтобы о нем поговорить. Исправляюсь.
Пост-панк – один из немногих стилей, с которым русскому року в свое время очень повезло. Так получилось, так встали звезды, что советские пост-панк группы, в отличие от своих коллег, играющих арт-рок, панк и тому подобное, не просто не отставали от западных музыкантов на 15-20 лет, но порой были на мировом уровне. Флагманом, конечно, выступало цоевское «Кино»:
Ранний «Наутилус» с молодым накрашенным Бутусовым, впрочем, звучал не сильно хуже.
В качестве менее очевидного, но более интересного – в этом же стиле, в общем-то, выступал молодой Вася Шумов со своим «Центром». Музыка и песни до сих пор не утратили актуальность.
Поэтому так уж получается, что к тому, кто берется играть русскоязычный пост-панк изначально требования довольно высоки – все-таки не на пустом месте дело происходит. Плюс сам по себе стиль этот довольно строгий. С одной стороны, пост-панк – это, в первую очередь, аскетичный минимализм, пустое, почти стерильное звучание. Здесь негде спрятаться и все на виду – и вокал, и инструментальная часть. С другой стороны, это стиль очень изобретательный. Там, где нельзя выделиться за счет разнообразия инструментального состава или сложной формы, пост-панк берет запоминающимся риффом, яркой мелодией и магнетичным вокалом. В этом смысле, кстати, «Кино» – практически идеальная пост-панк группа.
Такой подход к песням способствует их долговечности – в отличие от необычного звучания хорошая мелодика и качественный вокал гораздо увереннее выдерживают проверку времени, ну а уж депрессивная молодежь, любящая песни в миноре, найдется всегда. Так что Йен Кертис и сегодня наше все, и завтра будет, и, видимо, послезавтра. Но при этом, конечно, возрастают и требования к музыкантам – тут одного умения играть мало, нужен еще и хороший композиторский талант.
А теперь про белорусский пост-панк Super Besse
Имея в виду вышеизложенное, работа Super Besse вызывает смешанные чувства. С одной стороны, звучание у ребят очень мощное, почти шаманское. Пустой, немного угрожающий звук этого альбома – это то, как и должен звучать возрожденный пост-панк в начале 21 века. Энергичный и агрессивный, очень мужской, почти маниакальный вокал Максима Кульши в части подачи, тембра и особенно – интонаций, почти идеален, он гипнотизирует и его хочется слушать и слушать.
В этой части группа не просто не вызывает у меня никаких нареканий – по правде, она просто великолепна, и я не могу придумать, что бы тут хотелось улучшить.
С другой стороны, должен с сожалением констатировать, что десять песен альбома уж слишком похожи друг на друга. Каждая из них по отдельности прекрасна, послушать подряд штуки три – большое удовольствие, но в формате альбома все они сливаются в один большой трек, который – увы – скучноват. Почему так происходит, достаточно понятно. К сожалению, на аранжировочном фронте все не так хорошо, как на исполнительском или звуковом. Песням не хватает хуков, и даже самих мелодий. Группа это понимает и пытается использовать другие приемы, чтобы выйти из этой ситуации. Но риффы, к сожалению слишком примитивны и не запоминаются, а рефрены слишком размазаны и пролетают мимо ушей. Отчасти этому способствует небольшая проблема с вокальной техники Максима – переодически из-за не слишком четкой дикции текст сливается в неразборчивую кашу. Толстый слой реверберации, в которой утоплен вокал, тоже не помогает услышать слова.
В итоге мы имеем группу с громадным потенциалом, но с заметными проблемами в материале.
Я уверен, что живьем все это звучит отлично – уже хотя бы благодаря энергичности вокалиста, но в качестве альбома пока откровенно не дотягивает до суперсерьезного уровня, который сама же группа и наметила своим взрослым звучанием. Пока этот уровень явно не достигнут, но потенциал тут большой. Посмотрим, что будет на следующем альбоме.