Как и почему белорус злится
Агрессия появляется тогда, когда люди хотят восстановить справедливость в том виде, как они её субъективно понимают. Давайте разбираться. Что стоит у истока агрессии? Для белорусов характерно чувство общности и стремление к добрососедству. Белорусы не эгоистичны, открыты сердцем. И поэтому вполне естественно их желание находиться среди таких же добрых людей. Но следует помнить, что Беларусь очень часто оказывалась в гуще разного рода противостояний и мировых войн. Преодолеть трудности белорусам помогала их способность объединяться и полагаться друг на друга. Опереться же можно только на сильное плечо ближнего. В связи с этим высокие требования друг к другу стали характерной чертой белорусов.
Наш народ смирен в хорошем смысле слова. Нет, он не склонен безропотно смиряться с дерьмом, которое ему то и дело подсовывают власть имущие и прочие прохиндеи.
Но и не кидается в крайности. Белорусы прекрасно понимают, что любая революция ведет только к бардаку. Поэтому, пока нет ясности, что делать, предпочитают ждать. Однако ускорение темпа современной жизни, по чьему-то умыслу или небрежности, мешает оценивать обстоятельства адекватно. На скорости мы только скользим вниманием по поверхности явлений, упуская суть происходящего.
В результате поверхностного понимания проблем их решения часто порождают множество других. Такое положение вещей мало кого устраивает. Поэтому злость, гнев и агрессия становятся частыми гостями в эмоциональных переживаниях белорусов. Но не эти эмоции опасны. Опасность кроется в другом. Об этом позже.
Белорус прокалывает шины соседу, потому что ГАИ не справляется со своими задачами
Стало ли в Минске больше агрессии? Трудно сказать, не имея результатов соответствующих исследований. Мы живем в период преобразований, подстегиваемых событиями, которые многие именуют кризисом. А преобразования и кризис без недовольства и гнева, как космос без звезд. Например, кто-то хочет быстрых изменений, а кому-то подавай виноватых за былое. Одни хотят свободно творить и распоряжаться своими творениями, а другие – контролировать им не принадлежащее. В такие периоды изменений особенно трудно избежать пересечения интересов и поэтому находится место для проявлений агрессии. Но тут возникает вопрос, а всегда ли агрессия – это плохо?
Важно понимать, что функция злости, агрессии или гнева как эмоций – мобилизовать человека на устранение препятствий или угроз. Остается только осознать, что, разозлившись, совсем не обязательно причинять вред тому, кто дал повод для той самой мобилизации. Если в вашу железную дверь кто-то ломится, то достаточно взять в руки биту, позвонить в милицию и стоять на страже до приезда уполномоченных, вместо того, чтобы открыть дверь и наносить увечья обидчику. К последнему следует быть только готовым, на случай крайней необходимости (см. УПК РБ).
И в тоже время, когда перестают работать должным образом правоохранительная система, государственное управление, территориальные администрации, образовательные и общественно-правовые институты, люди начинают самостоятельно восстанавливать справедливость и организовывать свое жизненное пространство. Но это может приобретать гипертрофированные формы. Скажем, кто-то прокалывает шины автомобилей, припаркованные с нарушением функциональности двора, взяв на себя функции следствия, судьи и пристава. Уж как могут, так люди и наводят порядок.
Возможно, подобное отчаянное «возмездие» в определенной ситуации можно оправдать. Но практика показывает, что доморощенными «судьями» чаще оказываются люди, мягко говоря, мало адекватные.
Под адекватностью я понимаю способность отличать мнение от фактов. Подменяя факты мнениями, человек в своей голове рисует превратную картину мира. Соответственно, решения, принятые на основе такой глючной мировоззренческой карты, будут ошибочны. А если учесть, что эмоции появляются в результате субъективной оценки событий, то не удивительно, что, например, такая эмоция как злость, может оказаться неуместна и неадекватна ситуации.
Существует заблуждение, что эмоции иррациональны и приходят, когда хотят. Это совсем не так. Каждая эмоция имеет свою конкретную рациональную функцию. Например, как я уже говорил ранее, злость появляется, когда возникает препятствие к чему-то значимому и при этом оно субъективно кажется устранимым. Если «препятствие» не будет восприниматься как устранимое, то вместо злости может появиться другая эмоция, к примеру, страх или разочарование. Допустим, для человека значимо, чтобы люди общались друг с другом тихо и вежливо. Имея такой стандарт в своей картине мира, человек всегда будет испытывать злость, кода кто-то будет разговаривать с ним дерзко или хотя бы громко. Человека, который считает себя «пупом земли», будут раздражать все, кто своими действиями подвергает это сомнению и ведёт себя с ним как с «пешкой».
Кто такой «пуп земли», и почему он паркуется на местах для инвалидов
Вот еще пример, приезжаешь в магазин, допустим, в «Корону». На парковке для инвалидов, которая находится прямо напротив входа, в основном стоят дорогие авто. А на обычных местах можно частенько видеть, как одна машина занимает сразу два парковочных места, а то и три. Угадайте, какие эмоции будут испытывать люди, в картине мира которых есть ожидание, что все люди должны следовать установленным правилам общежития, или, как минимум, не усложнять жизнь другим людям? Естественно, раздражение, злость, агрессию. Как будут проявлены этих переживания, будет зависеть от других внутренних стандартов и регуляторов поведения, имеющихся в картине мира наблюдателей. Кто-то просто посетует внутри себя, кто-то сделает замечание, а кто-то втихую проткнет шину в надежде, что так «проучит мерзавца» или пробудит его совесть. Но пробудит ли – вопрос.
Еще обратим внимание на то, что в настоящее время в Беларуси нет внятной идеологической концепции, которая стала бы основой культуры народа в целом. Вряд ли все белорусы четко понимают свою национальную роль в современном мире, не говоря уже о том, какой мир мы все сообща творим. Для многих последнее вообще является пустыми словами, потому как они привыкли только потреблять и паразитировать на активности малочисленной группы людей, которая, кстати, тоже неоднородна и имеет весьма разные цели и приоритеты. Глобализация неизбежна, но в каком виде она состоится – вопрос открытый.
Нас ждет всеобщее благоденствие или всё кончится крахом цивилизации? Сейчас неясно. Так вот, находясь в идеологическом вакууме, белорусы заполняют его как могут.
Кто-то обращается к традиционным религиям и философским течениям востока и запада, а кто-то впадает в атеистическую веру или становится адептом воинствующего материализма. Проблема заключается в том, что вся эта разносортица способствует размытию нравственных стандартов. А что значит размытие нравственных стандартов? Это значит, что люди ценят разное. Но беда не в этом, что именно человек ценит, а в том, что он позволяет себе обесценивать то, что свято для других. Например, как в ситуации, о которой упоминалось ранее. Для одного важно не усложнять жизнь другим, а другому на это плевать. Ему важно, чтобы лично ему было удобно, и лишние заботы ни к чему. И когда два этих мировоззрения пересекаются в одной точке, появляется повод для эмоционального напряжения. Ведь даже услышав упрек в свой адрес, тот изнеженный «эгоист» посчитает несправедливым нарушение своего святого права на индивидуальную свободу. Важно понять, что задачи восстановления вселенской справедливости нет. Дело в другом. Например, в том, какой опыт извлекает каждый из нас в подобных ситуациях. Взгляните на это так, как будто каждый «мерзавец» является вашим учителем. Если человек обучаем, то через некоторое время «мерзавцы» и прочие раздражающие сущности перестают встречаться на его жизненном пути. Обычно это называют эволюцией духа. А пока человек незрел, будет происходить всякое, с последовательным ухудшением.
Если даже мыши в клетках вымирают, то как насчет минчан в Каменной Горке?
Научные исследования показывают, что мегаполисы являются мутагенной средой, которая способствует деградации людей, проживающих в городах долгое время. Уже к третьему поколению это особо заметно по состоянию интеллекта и здоровья. Пополнение генофонда в больших городах всегда происходило за счет притока людей из сельской местности. История показывает, что так называемый цвет научной, управленческой и творческой мысли – это люди, приехавшие в город из провинции. Вспомните хотя бы Ломоносова. Что касается конкретно Минска, город мало разрастается в ширь, но при этом сильно уплотняется. Увеличилось количество людей на единицу территории, и это очень плохо отражается на их психоэмоциональном состоянии. Ученые проводили опыты на мышах, создав для них «клетушки» типа многоквартирных домов, при этом поддерживая комфортные условия по питанию и другим параметрам. Не вдаваясь в подробности: мышки с каждым последующим поколением всё больше деградировали в своей жизнеспособности.
Энергетическое поле человека значительно шире, чем границы его тела. То, чего досягает это поле, мы воспринимаем как личное пространство. В многоквартирных домах разнокачественные поля пересекаются, создавая внутреннее напряжение и дискомфорт, причины которого люди вряд ли осознают. Поэтому даже дома человеку бывает трудно отдохнуть.
Угнетенное состояние становится настолько привычным для многих людей, что они его воспринимают как норму. Еще следует добавить, что люди расширяют свое личное пространство за счет приобретения, например, автомобиля, который остается во дворе, часто совсем не обустроенном для нахождения там авто всех жильцов дома. А про гостей и речи не идет. В районах типа Малиновки и Каменной горки стоянки даже не предусмотрены.
Ограничения в пространстве, на которое человек только претендует, тоже вызывают у него раздражение и гнев. Те же эмоции испытывают жильцы, желающие видеть двор без машин, шума и выхлопных газов.
В общем, получается так, что если белорусы и в правду стали выглядеть злыми, то причина этому есть и хорошая, и плохая. Плохая в том, что стала больше ощущаться неустроенность жизненного пространства. Это заметно по состоянию культуры, экономики и быта. И эти проблемы придется решать правительству и персонально каждому. Хорошая в том, что люди стали более активны в выражении своей позиции. Осталось только научиться свой праведный гнев грамотно проявлять.
Советы психолога о том, как справиться с агрессией
1. Если вы испытываете агрессию, то в первую очередь постарайтесь осознать, что именно вы собираетесь защищать и что конкретно является угрозой или препятствием к вашему благополучию. Поняв это, можете приступить к действиям, четко понимая какой результат вы получите. Если такого понимания нет, то лучшее действие — это бездействие.
2. Наведите порядок в своей модели мира. Научитесь отличать желаемое от действительного и различать мнения и факты. Это позволит избежать ложных ожиданий. Предъявляя неправомерные или грубые по форме требования, вы спровоцируете гнев в отношении себя. Будьте внимательны к нравам других и осторожны в словах и действиях. Помните, что любое ваше поведение так или иначе оказывает управляющее воздействие на тех, с кем вы общаетесь. Так пусть это воздействие будет только с позитивным исходом.
3. В чистом виде агрессия — это энергия движения к цели. При попытке заблокировать выход этой энергии – жди беды. Если вы осознали, что цель была ложной или возможности поступить так, как хочется, не было, а энергия при этом аккумулировалась, то ищите ей конструктивный выход. Для этого существует много способов, среди которых: творчество, пробежка, фитнес, контрастный душ, избить подушку или поорать в лесу, в конце концов. Лучшей разрядкой будет искреннее понимание полученного урока и благодарный мысленный посыл тому, кто волей-неволей стал вашим учителем.