KYKY: Вы недавно вернулись с соревнований в Японии. Художественная гимнастика там популярна?
Мелита Станюта: Японцы очень ценят всё прекрасное, ценят искусство: классическую музыку, балет. И в этот список прекрасного они включают художественную гимнастику, что очень-очень приятно. Всегда собираются полные залы, и в зале не только дети, а приходят и взрослые, и пожилые пары. Всё же основная публика художественной гимнастики – это дети, которые ею занимаются.
KYKY: А кого больше среди взрослых зрителей – мужчин или женщин?
М. С.: Женщин больше, всё-таки это женский вид спорта. Хотя почему бы и мужчинам не посмотреть на прекрасное! Очень приятно, когда на трибуны приходят люди не из спорта, не кто-то, у кого дочка-внучка-знакомая занимается художественной гимнастикой. Помню, стояла год назад в очереди за билетами, и услышала разговор молодой пары. Девушка говорит: «О, скоро же будет этап Кубка мира по художественной гимнастике! Надо обязательно пойти!» – и парень отвечает: «Да, конечно, давай сходим». Я едва в ладоши не захлопала!
KYKY: А где художественная гимнастика наиболее популярна? Куда приезжать всегда приятно?
М. С.: Италия, Испания, Япония. В Испании проводят не только соревнования, но и ежегодные гала-шоу. Я себя там чувствую звездой на уровне Шакиры или Леди Гаги! Вот недавно, кстати, была в Испании, в Бильбао.
KYKY: В Беларуси часто бывает повод ощутить себя звездой?
М. С.: Я себя звездой не чувствую, да и само слово «звезда» у нас в зале обычно звучит как негативное. Звездой можно почувствовать себя во время выступления – там ты просто обязана быть звездой, показывать лучшее. А ежедневно – нет, и это мне подходит.
KYKY: А внутри команды борьба есть? Каждая девушка хочет быть самой звёздной в команде?
М. С.: Я надеюсь, что каждая девочка в нашей сборной хочет быть лучшей: без этого не было бы шагов вперёд, движения дальше. Но мы все очень дружим. Сюда я, например, пришла с Катей Галкиной – пока она второй номер в сборной, но она очень талантливая девушка. Поедем вместе с ней в Рио-де-Жанейро, будем бороться.
KYKY: Карьера у гимнасток начинается в самом раннем детстве. Правду ли говорят, что гимнастки взрослеют раньше большинства людей?
М. С.: Да, мы рано начинаем и рано заканчиваем, и очень рано становимся взрослее. Разъезды с самого детства, и без самодисциплины, почти спартанской, никак. Вот, например, опаздывает на тренировку девочка 10 лет или даже 7. Понятно ведь, что её родители привезли, скорее всего – но тренеры требуют именно с неё, учат самостоятельности. Может, это делается, чтобы сгладить момент, когда проявляется юношеский максимализм. В 15-16 лет девушки уже переходят из юниорок в сеньорки, и это время, 16-17 лет, для нас самое важное. Мне часто говорят: «Пока с тобой не поговорил, думал, что тебе 18. А теперь думаю – наверно, 25». Отвечаю: «Посерединке!» (смеётся)
KYKY: Это сложно для родителей - отдать ребёнка в художественную гимнастику?
М. С.: Занятия бесплатные, для них ничего не требуется. Конечно, нужна форма, а потом надо будет купить скакалку, обруч, мяч, булавы и ленту. И, конечно, шить купальники. На костюмах возникает стопор для многих родителей. Мои костюмы стоят больше $1.500 – но это уже уровень международных спортсменок, соревнований высокого класса и статуса, и мы шьём костюмы не из своего кармана. Костюмы для детей стоят порядка $300-400. Смотрите сами, дорого это или нет: моя лучшая подруга – бальница, и её платья в моём возрасте стоили в два раза больше. Главное, мне кажется, чтобы ребёнку нравилось – вот и всё.
KYKY: Художественная гимнастика – очень сексуальный спорт…
М. С.: Да ладно! А мы всё пытаемся от этого откреститься! Мы просто хотим, чтобы это было красиво.
KYKY: А назойливых поклонников много? И стало ли их больше после того, как Вы снялись в рекламе Bonaqua?
М. С.: Нет, или меня не достают, или я просто не обращаю внимания. Больше поклонниц – детей, которые подходят и говорят: «Мелита, я хочу стать как вы!» Это лучше всяких похвал, когда ребёнок, занимающийся гимнастикой, так на тебя смотрит. Я каждой желаю, чтобы к ней тоже потом подошла такая девочка лет через 7 и сказала: «Хочу стать как вы».
KYKY: Не секрет, что многие спортсмены просто не успевают получить образование, потому что рано идут в профессиональный спорт. Так что со многими и поговорить не о чем. Как с этим обстоит дело у гимнасток?
М. С.: Я ломаю эти стереотипы! (улыбается) Книги – мои лучшие друзья в любую свободную минуту. В последнее время на классическую литературу потянуло. В сборной у девочек есть и литературный голод, мы советуем друг другу книги, передаём прочитанное – получается такой круговорот. Я знаю два языка, и это знание мне помогает по жизни. Да и не всем спортсменам ставят экзамены в университете автоматом. Я сама всё учу, потом бегаю за преподавателями, сдаю.
KYKY: Знаю, что ещё Вы любите театр.
М. С.: Да, когда бываю в Минске, то всегда просматриваю афиши театров, стараюсь попасть на что-то интересное. Купаловский люблю, Театр белорусской драматургии. Для меня это эмоции, я ими питаюсь, тренируюсь. Я иду уже 19-й год в спорте за счёт тех эмоций, которые идут ко мне со сцены. Кино – да, тоже хорошо, но театр мне нравится больше. Ещё люблю постановочные шоу – «Тодес», «Сухишвили», танцы на льду.
Мне нужны хлеб и зрелища! Но зрелищ больше, чем хлеба. Потому что хлеба много нельзя (улыбается).
KYKY: Мне кажется, из всех видов искусства театр ближе всего к спорту – и там, и там всё происходит только прямо сейчас, только один раз.
М. С.: Наверное. Плюс художественная гимнастика – это очень эмоциональный вид спорта. Четыре упражнения – четыре разные музыкальные композиции, четыре разных образа. У нас в гимнастике тоже есть понятие, как держать зал, как быть харизматичной, как вести своё выступление от начального сигнала и до конца. Это чувствуется. Если вы не можете оторвать взгляда от гимнастки, это говорит о её высоком классе.
KYKY: А жизнь гимнастки вся такая – от сигнала и до конца, от будильника до отбоя?
М. С.: Да, у меня очень насыщенная жизнь. От перелёта до перелёта, с утра до вечера. Тем не менее, я люблю куда-то выйти, напитаться эмоциями. Сюда вот пришла с тренировки: в 7 вечера ушла из зала, в 8 была здесь. Так и приходится жить. Но мне это нравится, я пока другой жизни не представляю. У меня каждый выходной расписан по часам, но я от этого не устаю. Есть один день в три недели, когда я просто лежу и думаю, что никуда не могу пойти просто физически.
KYKY: А отпуск у гимнасток бывает?
М. С.: Очень короткий. Надеюсь, отдохну на Новый год – пока надо поработать, сейчас идёт работа над постановкой новой программы.
KYKY: Готовитесь к Олимпиаде?
М. С.: Да, конечно. Ищем музыку – это самое сложное. Надо отыскать такую, которая тебе подходит, и при этом нравится не только тебе, но и тренерам, судьям, зрителям. Есть музыка сильнее или слабее тебя, а нужно выбрать такую, чтобы она поднимала тебя ещё выше, чтобы совпала с твоим нутром.
KYKY: Отдохнёте после завершения карьеры, выходит?
М. С.: Да, отдохнуть хочется. Думаю, после завершения карьеры уеду куда-нибудь, где нет ни души, на какой-нибудь остров, недели на три.
KYKY: Слышал, после завершения карьеры Вы хотите открыть спортивное пиар-агентство.
М. С.: Боюсь, что это утопическая идея, но я себе не прощу, если не попробую. Ещё приглашали работать на телевидение – это тоже интересно. Сейчас я сотрудничаю с Управлением верховного комиссара ООН в Беларуси по делам беженцев, недавно ездили в Гомель на мероприятие, посвященное 70-ти летию ООН. Мне недавно предложили это сотрудничество – возможно, свяжу будущее с этой организацией. Пока мы делаем только первые шаги, но мне очень нравится: помогать людям – это очень здорово.