Поводом поговорить с Ольгой стало открытие ее интернет-магазина и выпуск новой коллекции. Интервью с дизайнером проходило в сером здании завода «Горизонт», где была фотоссесия минских селебрити в новых свитшотах от Kardash. Посмотреть на Канаплев+Лейдик, Анну Бонд и Мелиту Станюту в качестве моделей можно будет в октябрьском номере журнала Icon. А пока – бекстейдж со съемок от KYKY.
Когда вы заходите в холодное здание завода, есть ощущение, что ничего хорошо в этом месте происходить не может. Но стоит подняться в оранжевую студию на четвертом этаже – и все меняется.
KYKY: У нас есть рубрика «афиша», где герои рассказывают о своем гардеробе. Практически все отдают предпочтение вещам из обычных магазинов и секонд-хендов, и только некоторые покупают брендовую одежду. Какой смысл приобретать дизайнерские вещи?
Ольга Кардаш: Масс-маркет – это очень большие тиражи одинаковых вещей. А многие люди не хотят выглядеть как все. Есть такое понятие – бридж-бренд, мост между дизайнерской одеждой и масс-маркетом, так сказать, модный мидл. Моя цель – делать именно такую одежду, сохраняя качество, хороший дизайн и доступную цену. По сравнению с россиянами и украинцами, у белорусов очень выражена индивидуальность, поэтому я считаю, что в гардеробе каждого должен быть микс из масс-маркета и дизайнерских вещей. Так делают во всем мире: закупают базу типа брюк, рубашек, футболок в H&M и сочетают ее с интересными вещами и аксессуарами. Понятно, что сейчас в стране экономический кризис, и не все могут себе позволить каждый день покупать дорогие вещи. Но раз в месяц стоит потратиться и приобрести себе что-то, выделяющее вас из толпы.
KYKY: Одна из героинь нашей афиши сказала: «Сегодня майка за $5 ничем не отличается от такой же за $10 и даже $50». Но, как я понимаю, бридж-бренды – это и есть одежда стоимостью примерно $50?
О. К.: Смотря где покупать. Если брать за пример ZARA и Massimo Dutti, в этом случае – да, MD по стоимости больше, но принципиальных отличий от ZARA нет. Моя задача как раз таки состоит в том, чтобы сделать одежду и близко не похожую по качеству и стилю на эти марки. Еще один плюс дизайнерской одежды в Беларуси – возможность работать с клиентами индивидуально и подгонять вещи под определенного человека. Все мы не идеальны, кому нужно что-то ушить, другому – наоборот, сделать вещь больше. Поэтому когда я решила запускать интернет-магазин, определилась с тем, что на онлайн-витрине будут не все вещи. Что-то останется для обязательной примерки.
KYKY: Сколько в среднем стоит ваша одежда?
О. К.: Свитшоты из новой коллекции будут продаваться по цене около $70. У меня нет платьев, которые стоят сумасшедших денег. Все вещи я проверяю на себе: как что носится, стирается. Мою одежду можно эксплуатировать долго. Покупая один свитшот, человек может найти, как минимум, пять причин его надеть. Кроме этого, я делаю комбинезоны, платья – вещи, которые тоже можно надеть куда угодно. Нет задачи сшить что-то на один раз.
KYKY: В нашей стране учат, как шить или что шить?
О. К.: У нас учат, как шить, выстраивать коллекцию. Кроме этого, в Беларуси сильная школа конструирования. Просто у нас дают слишком мало времени на учебу, при этом нагружая студентов обязательной общеобразовательной программой. Они не могут посвятить всего себя созданию одежды, так как необходимо сдавать историю Беларуси и экономику. Это не плохо. Человек должен быть всесторонне развит, просто нужно дать больше времени на учебу. В любом случае, необходимо развиваться, и, если есть возможность, ехать и дополнительно учиться в других странах.
KYKY: В прошлом году в Минюсте официально зарегистрировали организацию «Белорусская палата моды». После этого события что-нибудь в белорусской индустрии моды изменилось?
О. К.: Я не хочу плохо отзываться о людях, создавших палату моды. Может быть, когда-нибудь она что-нибудь и изменит, но сейчас это просто организация. Она никоим образом не помогает нашим дизайнерам. Более того, лично для меня это даже странно: палата моды есть, а дизайнеров в ней нет. Ну, либо я о них не слышала. Моё мнение: просто создали еще одну ненужную организацию.
KYKY: Бизнесмены инвестируют в белорусские «модные» проекты? Или все выживают за свой счет?
О. К.: Дизайнеру в нашей стране очень сложно найти спонсора, и еще сложнее отыскать инвестора. Я считаю, наши состоятельные люди должны понять, что мода – это бизнес. В Европе уже давно научились зарабатывать на модельерах. А у нас… На днях я общалась с одним бизнесменом.
Он сказал мне, что давать деньги дизайнерам – это просто меценатство. Большинство богатых людей не видят перспективы и не понимают, зачем вообще спонсировать модельера.
Чтобы это изменить, в первую очередь нужно выстроить стратегии, понять, в каких процессах смогут работать деньги инвесторов, составить бизнес-план. Заставить бизнесменов поверить в тебя. Убедить их, что ты делаешь что-то стоящее, на чем действительно можно заработать. Без вливания крупных сумм в бренды, ничего не получится: нужно увеличивать мощности, объемы производства, а для этого необходим определенный капитал.
Этой съемкой я хочу показать, что у каждого свой образ, и абсолютно все вещи можно носить по-разному.