Уважаемые коллеги, информирую вас о том, что вчера приказом ректора ЕГУ Михайлова А. А. не продлены контракты со всеми активными сторонниками демократических преобразований в ЕГУ. При этом «за бортом» оказалось всё руководство Сената (председатель Терешкович П.В. был уволен в феврале 2014 г., зам.председателя Шпарага Ольга и секретарь Андрей Лаврухин — сейчас) и всё руководство Профсоюза (председатель Алексей Криволап и зам.председателя Ткачёв Константин). Таким образом, администрация таки не сдержалась и пошла на силовой вариант. Отныне ЕГУ — это уже не только университет в изгнании, но и учреждение, изгоняющее инакомыслящих и цинично пренебрегающее принципами и ценностями Европейского пространства высшего образования. Трудно в это поверить, но это, увы, так.
Вообще случай ЕГУ показателен по многим параметрам: и по ухваткам администрации (она интернациональная, но действует очень по-белоруски: «критикуете — уходите, не уходите сами — мы вас уволим»), и по реакции преподавателей (тишина мёртвая), и по реакции студентов (гробовое молчание).
Но это уже тема отдельного исследования, которым можно будет заняться на интеллектуальном досуге (сейчас, похоже, у меня его будет более, чем достаточно. Должен сказать, что для меня и моей семьи это объявление войны на уничтожение: объявить о своём решении в конце июля — это значит не только выкинуть из учреждения, в котором проработал 17 лет (разумеется, без каких бы то ни было компенсаций и выплат), но и лишить возможности найти работу в вузе региона (нагрузка, как известно, верстается в мае). Примечательно, что сам факт работы в ЕГУ — это чёрная метка для вузов РБ, где существует негласный запрет на приём на работу сотрудников из опального вуза. И это также отдельный кейс: сегодня, в условиях так называемого «мягкого авторитаризма» мы имеем дело с жёстким прессингом и новым диссидентством, когда с лёгкостью можно оказаться между двух огней (государственного авторитаризма и негосударственного волюнтаризма), если, конечно, есть потребность в интеллектуальной независимости. И самое последнее — это феномен вырождения так называемых «альтернативных проектов» в Беларуси.
ЕГУ — очень хорошая иллюстрация тезиса Льва Гудкова (российский социолог, директор Левада-Центра — прим. ред.) о том, что причина невнятности и медленности демократических преобразований в постсоветских странах коренится в крайне слабом освоении новых, демократических социальных практик и их институциализации: за демократической риторикой скрывается махровый авторитаризм и банальная «воля к власти». Но это всё для будущей рефлексии. А что до практики, то впереди суды, общественно-политические акции и скандалы в медиа — скучать точно никому не придётся (следите за новостями!).