Андрей Елисеев, политолог: «Он играл на чувствах и эмоциях людей, прибегая к простым и понятным доводам. Например, его высказывания про жесткий подход к мигрантам – стопроцентная игра на страхах людей, которые обеспокоены, скажем, в некоторой степени неконтролированной миграцией мексиканцев в США. Трамп предложил построить стену. Или зачем тратить столько средств на содержание НАТО? Зачем нам НАТО? Людям нравятся простые решения большой проблемы. Нужно сказать, что экспертное сообщество недооценило электоральную силу простых людей. До недавнего времени складывалось представление, что в западных странах проживает просвещенный электорат, который принимает рациональные решения. Однако практика (возьмите пример с британским референдумом) доказывает обратное. В странах с устоявшейся демократией огромная часть электората голосует во многом на эмоциях, а не разумом. Например, проводилось исследование, которое показало: люди с более высоким уровнем образования выступали за сохранение Британии в ЕС. В городах с наибольшим количеством студентов проголосовавших за выход было меньше. То же самое и в случае с Трампом. В регионах, где проживают более консервативное общество и население менее образованное, голосовали, в основном, за него».
Вадим Иосуб, старший аналитик «Альпари»: «Если говорить коротко, с неожиданным избранием Трампа ни в американской, ни в мировой экономике абсолютно ничего не изменится. Ночью, во время подсчетов голосов, на мировых рынках наблюдалась достаточно нервная и истеричная реакция. Она была связана не с тем, что Клинтон хороша, а Трамп плох. А с тем, что эти результаты оказались неожиданными для рынков. Ночью с 8 на 9 ноября доллар очень сильно падал по отношению ко всем мировым валютам, падала нефть и росло золото как защитный актив. Уже после того, как победа Трампа стала окончательно очевидной, движение рынков началось в обратную сторону – очень сильное падение доллара и нефти было нивелировано. Сейчас по сути все рынки вернулись к уровню, на котором они находились в конце вчерашнего дня. Реакция уже в прошлом. Поэтому, в первую очередь, нам, беларусам, не стоит ждать, что у нас что-то кардинально улучшится или ухудшится. В конце концов, не Трампу заниматься нашей экономикой, а нам самим. Будут реформы – будем жить лучше, не будет реформ – хуже. И не Трамп в этом виноват. Никакой гиперинфляции и превращения доллара в зеленый фантик ждать не стоит. Долгосрочная динамика доллара будет зависеть от решений Федеральной резервной системы, Американского Центробанка. Сценарии, при которых от долларов срочно надо избавляться, не просматриваются».
Андрей Елисеев, политолог: «Американское визовое законодательство по отношению к Беларуси и так довольно жесткое. Вряд ли оно изменится. Если и будут какие-то перемены (что тоже непростой бюрократический процесс), то не раньше, чем через год. Те каналы эмиграции, которые есть, вроде ограниченных студенческих программ и лотереи вроде Гринкарты, сохранятся. Беларусам до сих пор часто приходится ездить оформлять визы в соседние страны, в ту же Россию. У США с Россией есть полноценное консульское взаимодействие, и визовая политика по отношению к России, если сравнивать количество отказов, мягче. Жителям нашей страны и так трудно эмигрировать в США, а учитывая взгляды Трампа к этому вопросу, может быть еще труднее. Даже если отношения между США и Россией будут улучшаться (сейчас они находятся в глубоком кризисе), какими бы не были отношения между Беларусью и Россией в составе Союзного Государства, визовая политика – совсем другое. Ехать в США проще не станет».
Вадим Иосуб, старший аналитик «Альпари»: «С учетом правила не хранить все яйца в одной корзине, половину денег стоит держать на рублевом депозите, учитывая относительно высокие ставки, которые дают по рублям. Вторую половину – в долларовом депозите или в наличном долларе. Значение американских выборов для мировой экономики не стоит переоценивать. Зрелая страна со зрелой политической культурой означает, что когда один президент сменяет другого, или одна партия сменяет другую, политика не развернется на 180 градусов. Более того, американскую экономическую политику, от которой зависит судьба доллара, определяет Федеральная резервная система – Американский Центробанк, который обладает реальной независимостью от исполнительной власти, кабинета и президента».
Андрей Елисеев, политолог: «Если действия Трампа будут совпадать с его идеями, озвученными в различных интервью, то Россия получит большую свободу действий по отношению к Беларуси и другим странам Восточной Европы. Получается, что Беларусь будет в большей степени в зависимости от России, по крайней степени, в краткосрочной перспективе. Нужно понимать, что Трамп как президент, обладающий в Американской системе довольно большими полномочиями, чем президент статистической среднеевропейской страны, все-таки, самые идиотские и резкие решения не сможет реализовать. Его действия будут ограничивать судебный и парламентский контроль США. Тем не менее, позиция Трампа тревожна для Украины, в том плане, что он не позволял себе откровенных антироссийских высказываний по отношению к политике Путина в регионе. США может смягчить свою риторику к России, смягчить санкции и даже занять принять некоторую пророссийскую позицию. В таком случае, если речь будет идти про какую-то военную и другую поддержку Америки Украине, этот вопрос может замяться».
Андрей Елисеев, политолог: «Частично он будет пытаться что-то провести, но нужно понимать, что он – популист. Миграция не останавливается возведением стен на границе. Запретить въезд в страну на основании религиозной или расовой принадлежности ему тоже не удастся. Даже при большинстве республиканцев в обеих палатах Парламента, самые идиотские инициативы будут проходить тщательную проверку экспертов. Правда, не исключено, что какие-то решения, которые будут вызывать вопросы с точки зрения демократических процедур, прав человека, все-таки будут появляться. В таком случае это отрицательно скажется на имидже США».
Андрей Елисеев, политолог: «Если действия Трампа будут совпадать с его словами, возможно появление эрозии в отношениях с Евросоюзом. В военной сфере европейские страны с конца 40-х – начала 50-х годов, зависят от США. НАТО – это важнейшая организация военного сотрудничества. Если Трамп вспомнит о своих заявлениях о том, что США вкладывает слишком большие ресурсы в поддержку НАТО, европейским странам придется заняться общей оборонной политикой и стараться в меньшей степени зависеть от США. Если Трамп начнет продвигать антидемократические идеи, ЕС окажется единственным драйвером демократии и прав человека в мире. Еще один интересный момент. Учитывая, что некоторые беларусы относятся негативно к возможной интеграции с ЕС поскольку считают Европу своеобразной «подстилкой» США, расхождение во взглядах ЕС и Америки может изменить эти взгляды. Понятно, это вопрос не одного дня. Вдобавок, большую роль играет медиастратегия российских СМИ и пропаганда, которая сильно влияет на сознание беларусов и их отношение к важнейшим политическим изменениям».
Андрей Елисеев, политолог: «Общение Трампа и Лукашенко – очень сильно звучит, учитывая, насколько малую роль Беларусь играет во внешней политике США. В целом, американская политика в отношении Беларуси останется практически без изменений, вне зависимости от смены власти. Те люди в Госдепартаменте, которые принимают решения по Беларуси – это среднее звено, их там буквально несколько человек. Они на своих позициях останутся и будут работать так, как и раньше. Каких-то значительных перемен в американо-беларуских отношениях напрямую не будет. Перемены могут быть только косвенные. Если Трамп действительно отойдет от политики предыдущих американских президентов и позволит России свободу действий в Восточной Европе, то Россия будет проводить более активную агрессивную политику по отношению к своим соседям. Путин сможет в большей степени давить на Беларусь и другие страны в продвижении каких-то пророссийских идей. Например, это касается идеи Путина о создании авиационной базы на территории Беларуси. Учитывая предвыборные высказывания Трампа, его избрание – тревожный звонок и для Лукашенко, и для Порошенко и для других восточно-европейских стран. Трамп довольно однозначно благоволил Путину и не высказывался критично по отношению к внешней агрессивной политике России».