«Бизнес делается не на самих субкультурах. Ударься в одну из них — и ты прогоришь. Сейчас в тренде экономика впечатлений, и люди покупают настроение». В Беларусь идет новая субкультура — тви. Кто это такие, как их распознать, а главное, как на них заработать — читаем подробности.
Панки сломали систему, готы отморозили зад о холодные могильные плиты, люберы работают в «Короне» охранниками, а хипстеров просто стало слишком много. Но мир все еще полон новых идей. С Северо-Запада на Беларусь идут орды новых субкультурщиков. Тви — течение, которое по своим масштабам грозит поиметь даже хипстеров — если они в принципе способны иметь хоть кого-то. Впрочем, чтобы поставить диагноз, нужно описать симптомы больного.
Известно, что тви умеют готовить шарлотку с корицей или ванилью, любят фильм «Гранд Будапешт», мультики про Микки Мауса, плачут под инди-рок (в свободное от поездок на велосипеде время) и едят только то, что не имеет признаков жизни. В чем их отличие от хипстеров? Эти люди еще более гуманны, сентиментальны, нежны и толерантны. Одним словом, они «сладкие». Именно от английского слова sweet и произошло название субкультуры. Так это слово произносят английские дети — тви. Американский публицист Марк Спиц написал книгу под названием «Тви: добрая революция в музыке, литературе, телевидении, моде и кино» (Twee: the gentle revolution in music, books, television, fashion and film).
Тви появились вопреки ожесточению мира, насилию, злу и войнам. Они говорят «нет» иронии, сарказму и пафосу (что так типично для хипстеров). Они только излучают милость и светят улыбкой. Хиппи когда-то тоже освящали мир улыбкой, но ведь и достать траву тогда было намного проще.
Улыбки всегда приносят неплохие деньги прагматикам. Если на безработных панках заработать всегда было тяжело, то на новых дорогих субкультурах можно основать хороший бизнес (даже совершенно бесплатная борода иногда нуждается в стрижке и укладке).
Маргарита Конопацкая, совладелица лофт-проекта «Балки»
«Бизнес можно сделать на всем и всегда, если цель твоей деятельности — прибыль. Я бы не ставила вопрос именно с разделением по субкультурам. Когда мы открывали магазин дизайнерских подарков «Якорь», мы тоже думали, что наша основная аудитория — это хипстеры. А к нам пришли скучающие офисные работники и программисты, которые во многом больше прав имеют называться хипстерами, чем девочки 16+ в винтажных платьях. Просто в Беларуси понятие сместилось не в ту сторону, и получилось так, что трушных хипстеров у нас не так-то и много. Тви, возможно, тоже в первоначальном варианте к нам не дойдут. Бизнес делается не на самих субкультурах. Ударься в одну из них — и ты прогоришь.
Сейчас в тренде экономика впечатлений, и люди покупают настроение. Настроение от йогурта с крутыми шрифтами на упаковке, джаза в умеренно прокуренном полусекретном баре, от «деревянного» запаха наших балок, в конце концов.
Хороший пример бизнеса, условно говоря, на субкультурах — вышыванки. Есть аудитория, которой нравится разговаривать на белорусском, и они на самом деле любят свою страну. Вот вам, пожалуйста: вещи, которые приятно надеть и которые четко отражают послание о ваших принципах миру. Немного креативности, ресурсов, хорошего дизайна — и бизнес у вас в кармане.
Идеальный вариант, когда вы делаете что-то для себя, а получается так, что это нужно многим (так, например, у меня с Балками). Но, советую не увлекаться особенно тем, что по вкусу только вам. Моя любовь постоянно цитирует мне Карнеги — «Лично я люблю клубнику со сливками. Но когда я иду на рыбалку, я беру с собой червяков».
Кроме материальной выгоды, субкультуры несут еще и духовную. Конечно, тоже узкому кругу людей.
Юра Клоун, панк-рок музыкант, писатель
«Субкультуры начали вымирать еще с появлением поп-панка, в попытке смешать массовую культуру и протест против нее. Хипстеры, которые утверждают, что переродились из хиппи, уже давно ничего общего с ними не имеют. Какое может быть материальное положение у хиппарей (которых я тоже никогда не любил)? Не может человек называться панком, если он ставит ирокез в салоне, а рваные джинсы покупает в модном бутике.
Блендирование субкультур может происходить только в том случае, когда два течения не противоречат друг другу. Так что хипстеры, а тем более тви, вообще не имеют никакой идеи, логики и смысла. Такая странная сублимация субкультур и попытка прикормить контркультуру кому-то определенно выгодна. Но культивация контркультуры и, как итог, ее убийство многим сильно облегчит жизнь».
Катя Сакович, GETBOB Digital Agency
«Быть хипстером достаточно дорого. Шмотки, вечеринки и органик-фуд стоят больших денег. Наше поколение можно назвать хиппи-де люкс. В книге „Богемная Буржуазия“ описывается классная идея: хипстеры — это новые хиппи, которые захотели нормальные дома, хорошую работу и высокую зарплату, не желая при этом отказываться от здорового питания, необычных путешествий и альтернативной музыки.
Сегодня слово хипстер имеет иронический подтекст. Но черты этой культуры есть в каждом. Просто потому, что субкультура стала „мейнстримовой“ и ее определения слишком сильно размыты. Сегодня даже мою маму можно назвать хипстером. Все мои друзья ходят в „Хулиган“, носят определенные вещи, любят фотографии, выставки и инстаграм.
В Лондоне функционирует огромное количество винтажных магазинов. В самих магазинах я так ничего и не купила, так как они очень сильно пахли секонд-хендом, зато увидела массу людей, которым удается сочетать современные вещи и моду 90-х.
Я слишком часто переезжаю, чтобы позволить себе обзавестись, например, граммофоном. Из винтажных вещей у меня только сережки. Но желание есть накупить массу вещей. Если бы была возможность, я бы зашла к бабушке и забрала всю олдовую посуду, пластинки с граммофоном и фотоаппарат „Зенит“. Но все это входит в конфликт с удобством. Я не прочь фотографировать на „Зенит“, но фотографии неудобно выкладывать в инстаграм. Зато у меня есть велосипед с корзинкой, который я украсила цветочками».
Юрий Кузнецов, дизайнер и арт-директор TBWA
«Хипстеры не придумывали себя сами, их так назвали. В этом отличие от тех же панков. Субкультура имеет место быть только в случае, если есть большая идея. А у хипстеров таковой нет, это люди, попавшие под влияние тренда. Именно поэтому я обижался, когда меня так называли. У нас была своя тусовка, которая состояла из выпускников „Кулька“ и БГУ. Это были художники, музыканты, журналисты. И пускай мы носили „бабушкины“ свитера, но мы что-то создавали, занимались чем-то „настоящим“ и искренним.
В интернете пару лет назад появилось понятие „Випстеры“. От хипстеров они отличаются тем, что сами создают тренды. Эти люди не попадают под влияние моды, а создают ее. Наверное, мое окружение и было випстерами.
Люди всему и всегда давали названия и определения. Но природа не дает названий. Все просто движется и все на этом. А все эти хипстеры — просто игры.
Чтобы быть хипстером, нужны были деньги. Но их не было. Приходилось одеваться в секондах. Так или иначе, в этой субкультуре нет четких границ. Ты можешь носить любые вещи и любую прическу, в то время как, например, хиппи сказали бы „Чувак, ты не в теме“. Да и не движение это никакое, а просто тусовка, которая следует моде и слушает определенную музыку. Я бы назвал их просто — модники.
С любовью к винтажным вещам я родился. Одна гадалка еще в моем детстве сказала, что у меня старая душа и через меня прошло очень много информации. Поэтому я априори люблю старые вещи».