«Иногда хочется уехать в Испанию косить газон, но через полгода я завою и захочу обратно – работать»

Деньги • Дмитрий Мелеховец
Совладелец самого крупного в Беларуси онлайн-гипермаркета «21vek.by» Сергей Вайнилович рассказал KYKY о первом заработке, сложностях, экстремальных видах спорта и личной жизни, а потом дал совет белорусским бизнесменам.


KYKY: Сергей, как ты заработал свои первые деньги?

Сергей Вайнилович, фото из ФБ

Сергей Вайнилович: На втором курсе я поехал в Америку на стройку. Там, в Техасе, я больше был похож на мексиканца, чем на белоруса с желанием чего-то добиться. Мне было неимоверно скучно и абсолютно неинтересно там работать. Тогда я учился на втором курсе, и мне просто надо было как-то провести лето. Скорее, я ехал заработать на машину. Заработал, кстати, крайне мало: денег едва хватило на покупку Volkswagen Golf II.

KYKY: Идея открыть свой бизнес-проект появилась позже?

С. В.: Такие мысли появились только в 2004 году. В принципе, сразу и был реализован проект. Изначально я занялся просто розничной торговлей бытовой техники и электроники. Буквально с первого дня было понятно, что модные объявления в газетах, типа «Из рук в руки», оказались уже совершенно неперспективными, хотя на тот момент они были наиболее популярны. Буквально за одну ночь мы сделали интернет-сайт, который сразу оказался многообещающим, поэтому все силы были направлены туда.

KYKY: В то время ты был студентом, но пока все тусовались и пили пиво, ты пытался сколотить состояние. Не хотелось радоваться жизни, как все твои ровесники?

С. В.: Вначале это было не очень тяжело. Это я сейчас чего-то недополучаю, мои друзья по-прежнему могут пить пиво, а мне приходится работать 24Х7. Наверное, можно было перекроить режим управления бизнесом, но фанатичное отношение к работе не позволяет… Если говорить про первые дни бизнеса, то проигрывала учёба. Закончив юридический факультет, я ни дня не проработал по специальности. Даже не представляю себя юристом.

KYKY: А были ещё какие-то задумки?

С. В.: Было много других бизнес-проектов. На то время мне казалось, что если в любой бизнес войти с полным вовлечением, то, поскольку в Беларуси настолько комфортные условия для развития бизнеса, обязательно должно получиться. Но некоторые проекты провалились в корне. То есть не было ни одного прибыльного периода. Спустя полтора-два года мы перестали верить, что можно заработать на чем угодно и стали концентрироваться на одном. Это прибивало амбиции. Оказалось, что я не настолько крут, как это казалось. Я думал, что можно просто взять и фигачить, но на самом деле это не так.

KYKY: В Беларуси зарегистрировано почти шесть тысяч интернет-магазинов, но именно твой самый крупный. Магазины ничего не производят и продают совершенно одинаковые товары. Почему так происходит?

С. В.: На самом деле продукт – это не только товар, продукт – это ещё и сервис, который клиент получает. Продукт начинается с сайта и заканчивается вовсе не фактом продажи, продукт включает в себя и постпродажный сервис. Почему на производстве получается лучше, чем у других? Вопрос только в том, насколько человек готов вкладывать инвестиции, не гонясь за быстрой прибылью. Первая наша отличительная черта – это то, что мы подошли именно с инвестициями в этот бизнес. До этого интернет-магазин считался бизнесом для студентов: купил телефон, продал его, и можно больше ничем не заниматься. Мы же подошли с более серьёзными намерениями. Открыли свой склад, который сегодня сопоставим со складом крупных республиканских сетей.

KYKY: Ты изначально понимал, что придётся вкладывать столько сил и времени в бизнес?

С. В.: Я не думал, что будет так сложно ☺

KYKY: Это те самые амбиции, о которых ты говоришь?

С. В.: Да, в бизнесе главное – это амбиции. Но без вовлечения и в некоторых случаях фанатизма, ничего не получится. Я вовлечён в бизнес, я не приемлю личных разговоров в офисе, каких-то личных встреч или дел во время работы. Если ты пришёл работать, то ты должен полностью отдаться работе, чтобы тебя ничто не отвлекало. Когда тебе это интересно, то ты готов развивать и делать бизнес-процессы лучше с каждым днём.

KYKY: Амбиции когда-нибудь мешали тебе?

С. В.: Наверное, мои амбиции кому-то мешали. Но не мне.

KYKY: Были масштабные провалы с «21 веком»?

С. В.: Слава Богу, нет. Как минимум финансовых. Конечно, не всегда получается кататься как сыр в масле, но если и были какие-то убытки, то это всё прогнозировалось и контролировалось. Внутри бывают какие-то проблемы, которые ты пытаешься два-три года решить, а через пять понимаешь, что ничего не сделано.

KYKY: Ты доверяешь своей команде?

С. В.: Я общаюсь с меньшей частью команды, потому что иначе я просто не успеваю. Конечно, им я верю. Хотя это только 15-20 человек, это довольно замкнутый круг моего ежедневного общения. Я открывал «21vek.by» с двумя компаньонами Иваном и Павлом. Мы и по сей день ведем бизнес втроем. Павел – это мой одноклассник с 4 класса, я его знаю 20 лет, или даже больше. А с Иваном мы познакомились в университете. Со временем, появился еще партнер – Сергей, с которым также познакомился в университете. Я ценю доверие в команде, можно положиться на партнёров.

KYKY: Но говорят, что если бизнес открывают друзья, то ничего хорошего из этого не выйдет.

С. В.: В нашей истории это оказалось не помехой, но на тот момент рынок не требовал жёсткого, классического подхода капиталиста или бизнесмена, так как он еще не был сформирован. Он и сейчас, честно говоря, достаточно «софт», мягкий.

KYKY: Раньше если на сайте выскакивала ошибка и показывалась цена в 1 рубль, то вы продавали товар за 1 рубль. Сейчас происходит так же?

С. В.: Раньше действительно было так. Мы такие случаи даже больше пиарили. Но полгода назад мы опубликовали публичную оферту, в которой сказано, что если цена отличается от рыночной более, чем на 20%, то мы будем признавать это технической ошибкой и цена не является действительной. Это произошло потому, что выросли масштабы, количество ошибок тоже выросло, конечно, выросло и число желающих этим воспользоваться. Вот недавно, три или четыре месяца назад мы нечаянно продали тренажёр «Кеттлер» за 1,2 млн вместо 12 млн. Заметили ошибку только после того, как клиент забрал тренажёр со склада и его оплатил. Мы попытались произвести клиенту замену на более дешёвый тренажёр, но получили отказ, вина полностью была нашей.

KYKY: Давай отойдём от бизнеса. Кем ты мечтал стать в детстве?

С. В.: Я пошёл на юридический, чтобы не работать с машинами, чертежами. У меня мама-программист, а папа инженер. Мне хотелось работать с людьми. Все люди приятные и красивые, поэтому я люблю общаться. Но, к сожалению, в Беларуси не всегда встречаешь открытых людей. Мне всегда хотелось построить работу на общении с людьми. Но в определённый момент я в этом очень сильно разочаровался.

KYKY: Ты считаешь себя богатым человеком?

KYKY: Хотелось бы уехать отсюда?

С. В.: Хотелось бы периодически уезжать отсюда, но возвращаться. Навсегда уезжать страшно, потому что там добиться какого-то успеха будет достаточно тяжело. А здесь есть положительный опыт, и хочется его развивать. Конечно, иногда хочется уехать в Испанию и косить там газон, но через полгода я завою и захочу обратно: работать. Самый долгий срок, на который я уезжал, – это три недели, когда занимался сёрфингом, но каждый день я находился за ноутбуком, и это не давало мне отрыва от работы, от страны, от команды. Наверное, мне просто лень строить всё с нуля.

KYKY: Нет желания оторваться от бизнеса?

С. В.: Постоянно возникают такие мысли, но в бизнесе очень большая ответственность, мне кажется, что нельзя просто так взять и выйти из бизнеса, или надо к этому очень долго готовиться. А когда я в бизнесе, я рационален и понимаю, что пока это просто-напросто невозможно. Возможно в будущем, если у меня будет перерыв в бизнесе или удастся передать его под управление другим партнёрам, я смогу расслабиться.

KYKY: Ты помнишь, когда у тебя был последний выходной?

С. В.: Не было дня, чтобы я 24 часа не включал интернет. Только если я сутки лечу в самолете. Даже если очень сильно заболею, я буду, так или иначе, на связи. Когда приезжаю в новую страну, я сразу же ищу самых быстрых провайдеров мобильного интернета, гостиницы и места отдыха, чтобы там был выход в интернет. Хотя в последнее время я выбираю такие нестандартные направления как Никарагуа или Коста-Рика. Там, честно говоря, с интернетом очень плохо, и это вызывает определённые трудности. В последней поездке там не было даже электричества, но ничего, справились.

KYKY: Не возникает желания просто плюнуть на все, выключить телефон и интернет и забить?

С. В.: Человек способен привыкать ко всему. И я за 10 лет привык. Это ведь больше, чем работа. Это хобби, бизнес где-то воплощение лидерства. И это даёт силы не задумываться о том, что всё надоело, и я хочу выкинуть телефон и не отвечать на e-mail. Пока держусь.

KYKY: Чем будешь заниматься на пенсии?

С. В.: Я пока об этом не думаю, но я знаю, что пенсия наступит нескоро, очень нескоро. Такое впечатление, что она не наступит. Я почему-то думаю, что если не наше, то будущее поколение, будет жить лет на 20 дольше.

KYKY: Все это время хочешь работать?

С. В.: Да, у меня мало свободного времени. Оно начинается после 21:00 в пятницу. А после такой пятницы в субботу нет сил. Пятница и суббота – это единственные дни, когда можно найти свободное время для встреч с друзьями или чего-то ещё.

KYKY: А где ты отдыхаешь в Минске?

С. В.: Всё определяется компанией и друзьями. Мне не принципиально, где вина выпить, покурить кальян и встретиться с друзьями. Я люблю выпить пару коктейлей в «Блондинках и брюнетках», мне нравятся сходить в какой-то хороший ресторан. А по выходным приглашаю друзей на завтраки в гости.

KYKY: Читательниц женского пола заинтересует, кто больше нравится: блондинки или брюнетки?

С. В.: Провокационный вопрос, учитывая, что я женат :)

KYKY: Бизнесмены часто устраивают личную жизнь к годам 45, такое часто бывает. Наверное, тебе повезло, что женился раньше.

С. В.: В том то и дело, что они женятся, когда становятся такими серьёзными бизнесменами. Я свою жену встретил ещё до тех пор, когда я стал бизнесменом. То есть, здесь я с тобой согласен.

KYKY: В фильмах миллионеры часто переодеваются в бедняков, чтобы знакомиться с женщинами. Чтобы уберечь себя от обмана. С тобой было бы также?

С. В.: На то они и фильмы. Вот у меня друг говорит: «Хочу любви, чтобы во время пробежки по испанскому пляжу я встретил девушку и спросил:

-Ты откуда? – а она ответила:

-Я из Минска

-И я тоже. – Так бы и познакомились».

Я ему говорю: «Андрей, для этого надо хотя бы бегать», вот в фильмах всё очень красиво, думаю, что реальных случаев значительно меньше, чем поставленных сцен.

KYKY: А ты бегаешь?

С. В.: Я бегаю и спортом занимаюсь. Если во всём себе отказывать ради работы, это тоже крайне неправильно. Но мне нравится спорт, и командный, и какой-то экстремальный, и просто фитнес, для себя. Вот я вижу, что некоторые приходят на беговую дорожку чисто с мыслями: «Лишь бы пробежать 6 км и поставить галочку». Это должно быть стилем жизни.

Я позволяю себе слушать свою любимую музыку только во время тренировки, пытаюсь тренироваться так. Это дополнительно мотивирует, у меня есть любимые наушники, я их юзаю только во время спорта или перелётов.

Этот образ - как любимая сумка, которую ты можешь взять только на тренировку – в магазин её взять нельзя. Я пытаюсь себя радовать такими вещами, может, это не совсем правильно, но во всём должна быть мотивация.

KYKY: А в детстве ты тоже себя мотивировал? О чем ты думал, мечтал, когда был ребенком?

С. В.: Я вообще не ставил цель быть бизнесменом. Мне просто нравился экстрим и нужен был стресс. Даже если всё идёт хорошо, я себе обязательно что-нибудь сломаю, чтобы получить какой-то впрыск адреналина. Все едут на велосипеде по прямой, а мне надо упасть, чтобы дальше бояться, но ехать. Мне постоянно нужен всплеск. Я немного наркоман от этого, всегда ищу проблемы, стараюсь в бизнесе их не искать, потому что высокая ответственность, потому что есть партнёры, есть команда. В бизнесе я стараюсь подходить ко всему только рационально, а всё что за рамками… Если со мной что-то и случится, то я буду знать, что сам виноват в этом.

KYKY: Может, в бизнесе ты нашёл постоянный стресс, которого искал?

С. В.: В бизнесе я нашёл постоянное напряжение, но я не могу сказать, что там есть постоянный риск. Учитывая, что бизнес официальный и белый, такой подход наоборот снижает риски. Если перевести бизнес в чёрный рынок, условно, это будет значительный финансовый результат, это будет больше риска, больше адреналина, но это будет нерациональный подход. Потому что сегодня работаешь, а завтра не работаешь. Я не видел ещё ни одной компании, которая вела бы чёрный бизнес, серые схемы использовала и при этом была бы лидером отрасли. Это не для цивилизованных рынков. А Беларусь – это плюс-минус цивилизованный рынок.

KYKY: Ты сейчас занимаешься какими-то экстремальными видами спорта?

С. В.: Мне очень нравится сёрфинг. Мне он нравится тем, что я им занимаюсь четыре года и абсолютно ничему не научился. Каждый раз приезжаешь – и как будто в первый раз. Наверное, я кайфую от того, что все, кому не лень, косо на тебя смотрят, что ты занимаешь его место, пытаешься словить его волну, но ничего путного у тебя не получается. Нравится чувствовать себя совершенно в другой роли.

KYKY: Где можно заниматься сёрфингом?

С. В.: Самое близкое место с плюс-минус нормальными условиями – это Португалия. Дальше – это или Индонезия, или Центральная Америка.

KYKY: Часто получается?

С. В.: Стараюсь дважды в год ездить на сёрфинг и раз в год на горные лыжи. А вот по бизнесу практически не езжу. Поездки ограничивается ближайшими странами: Россия и Украина. Все бизнес-митинги можно проводить по интернету. А всё остальное – это трата времени и денег.

KYKY: Есть что-то, что тебе крайне не нравится в Беларуси?

С. В.: Мало концертов, интересных мест для отдыха и экстремальных мест. Из-за ограниченного количества солнечных дней люди не такие активные, а хотелось бы, так как сам себя отношу к более активной части населения, чтобы и люди вокруг старались, куда-то двигались. Такая особенность у белорусов точно есть – они недостаточно активны. Или большинство из них. Но я сейчас слишком позитивно настроен, чтобы замечать недостатки.

KYKY: Можешь дать совет бизнесменам?

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Умница коворкинг. Берлинский эксперт рассматривает минские пространства

Деньги • Саша Романова

«Большинство владельцев вынуждены сдавать свои коворкинги для проведения вечеринок в ночное время, чтобы получить дополнительный доход. Им не достаточно того, что они зарабатывают, сдавая в аренду столы». Берлинский исследователь коворкингов Жанет Меркель изучила фотографии трех минских коворкингов и рассказала, чем минские креативные пространства напоминают ей немецкие.