Еще в 2016 году Еврокомиссия придумала изменения в законодательство по авторскому праву ЕС в виде проекта директивы. Её основная цель – привести нормы по авторскому праву в соответствие с нашей реальностью. Очевидно, что нормы, защищающие авторское право, плохо работают в цифровой среде и нуждаются в модернизации. Это неудивительно, ведь пресечь нарушения в интернете крайне сложно: на месте одной копии произведения тут же появляется тысяча таких же, а блокировки вопрос либо вообще не решают, либо решают плохо и неэффективно.
Как раньше защищались авторские права в интернете
Начнем с того, что есть две модели борьбы с плохой охраноспособностью произведений в сети:
1) copyleft, т.е. отход от традиционных постулатов авторского права и разрешение достаточно свободно использовать произведения на определенных условиях (например, сам автор может разместить свое произведение на условиях одной из лицензий Creative Commons);
2) традиционный copyright с модернизациями, например, с возложением обязанностей по отслеживанию нежелательного контента на агрегаторов такого контента. Так сейчас, например, точечно блокируются раздачи на торрентах по требованию правообладателей или ограничивается доступ к трекам в соцсетях.
Пока индустрия шла и по первому, и по второму пути, однако изменения, предлагаемые Еврокомиссией, направлены на закрепление именно второго пути на уровне закона. Почему все заговорили об этом сейчас? 20 июня члены комитета по правовым вопросам Европарламента проголосовали за принятие этой Директивы. Ожидается, что окончательное решение по документу примут уже к концу 2018 года.
Как Еврокомиссия хочет изменить охрану авторских прав
В Директиве есть специальный раздел 2 «Определенное использование охраняемого контента онлайн-сервисами», который состоит из одной единственной статьи 13 «Использование охраняемого контента поставщиками услуг информационного общества, предоставляющими доступ к большому количеству произведений и иных объектов, загружаемых их пользователями».
По сути эта статья обязывает те же соцсети, поисковики и другие аналогичные сервисы (их владельцев/администрацию) предпринимать вместе с правообладателями меры по обеспечению действия соглашений, заключенных с последними в отношении использования их произведений или иных объектов. К таким мерам относятся, в частности, технологии распознавания контента. Поставщики услуг должны информировать правообладателей о мерах, которые ими предпринимаются, а также отчитываться о выявленных фактах использования охраняемого контента.
В чем принципиальная разница с механизмами, которые действуют сейчас
Текущие механизмы защиты авторского права в интернете базируются на законодательстве США и Digital Millenium Copyright Act, ключевой принцип которого – блокировка или изъятие охраняемого контента по жалобе правообладателя. То есть речь о разнице в подходах: на данный момент контент блокируется точечно (on demand) при наличии жалобы правообладателя на конкретное размещение, обращенное к конкретному сервису, например, к поисковику. В ЕС же предлагается отслеживать нарушения в автоматическом режиме через использование того же искусственного интеллекта в рамках ежедневного взаимодействия между поставщиками услуг (владельцами/администрацией сервисов) и правообладателями.
Причем сейчас такие автоматические системы хоть и присутствуют у ряда сервисов (например, Facebook автоматически блокирует звуковые дорожки, идентичные охраняемым музыкальным произведениям), но речь идет о совпадении один в один, тогда как Директива предлагает отслеживать не только прямое использование охраняемых произведений, но и любое иное несогласованное с правообладателем использование.
Так причем тут мемы
Мемы в терминологии авторского права могут представлять собой произведения, производные от оригинала, так как при создании мема происходит переработка оригинального контента, и если эта переработка является результатом творческого труда (к примеру, путем переработки оригинальное произведение получает новый смысл/новое прочтение), то возникает новый объект авторского права. Сюда же относятся любые пародии – как переработки оригинального контента. Но проблема таких переработок в том, что, даже будучи самостоятельно охраняемыми, их создание требует запроса согласия автора на переделку/переработку оригинала, что, разумеется, крайне редко имеет место на практике. И, естественно, сложно осуществимо в цифровой среде. Как следствие, блокировке смогут подвергнуться не только оригиналы, но и любые производные от них, включая мемы, пародии и критику. Такие меры уже частично имплементированы на Youtube, но работают они недостаточно эффективно и часто приводят к необоснованной блокировке творческого контента.
Так что в случае принятия Директивы, условно, не только БТ не сможет взять без разрешения фото северного сияния Антона Мотолько, а и все сайты и пользователи соцсетей не смогут транслировать это изображение и делать из него коллажи.
И что тогда будет с авторским правом в интернете?
Применять положения этой Директивы вынуждены будут любые онлайн-сервисы, работающие на территории ЕС, в отношении контента, охраняемого в ЕС. Так что интернет может измениться до неузнаваемости, и целый пласт творческих объектов частично исчезнет из сети как явление (мемы, коубы и пародии). Этого и опасаются противники принятия Директивы и ее статьи 13 в частности.
Важно сказать, что хоть эти новые правила и не глобальны, они могут существенно затронуть работу крупных интернет-площадок, что, безусловно, скажется на интернете в целом. Не говоря уже о том, что эта законодательная тенденция может стать трендом по всему миру, когда вместо ослабления контроля над использованием произведений в сети будет введена автофильтрация и автоблокировка любого аналогичного охраняемому контенту.
При этом даже в случае принятия Директивы в текущем ее варианте, технически внедрить эффективный механизм блокировки контента будет достаточно трудно, по крайней мере на первых этапах. Так что резюмируем: если Директиву примут, то авторское право в интернете уже будет совсем не таким, каким мы его знаем. Так что храните любимые мемы в сберегательной кассе, ну то есть в надежном месте.