Панамские тёзки. Кто из беларуских бизнесменов замечен в офшорах

Деньги • Павел Свердлов
После публикации «Панамского архива» стало понятно, что десятки беларусов используют в своих бизнес-схемах офшоры. KYKY нашёл любопытные совпадения с реальными бизнесами и их владельцами — но поскольку это могут оказаться просто совпадения, мы всех этих людей назовём «панамскими тёзками». А уж тёзки они или реальные владельцы офшоров — решать вам.

Офшоры — это страны или территории, которые дают иностранным компаниям вести бизнес при низких налогах. Вообще-то владение компанией, зарегистрированной в офшорной зоне — не нарушение. Но нередко офшоры используются для того, чтобы спрятать прибыль от налогов и увести в тень настоящих владельцев бизнесов.

Граждане Беларуси перед тем, как зарегистрировать компанию за рубежом — любую, не только в офшоре — должны спросить разрешения у Нацбанка. Но тех, кто не делает этого, вычислить сложно. Вычислить владельцев офшорных компаний сложно в любой стране. Поэтому публикация «Панамского архива» произвела эффект разорвавшейся бомбы. На поверхность выплыли бизнес-связи, о которых никто не подозревал. В том числе и в Беларуси.

Нефть и лекарства

Бенефициаром и держателем акций офшорной компании Stacroloft Inc., находящейся под юрисдикцией Британских Виргинских островов, является некто Михаил Петрович Цыплаков. Этот человек в «Панамском архиве» упоминается несколько раз. Но интересен нам не столько он сам, сколько его совладелец по Stacroloft Inc., которого зовут Владимир Брынцалов. Да-да, так зовут ещё и российского фармацевтического короля из 1990-х. Сейчас бизнесы Брынцалова в упадке, и только олдфаги помнят, как круто он выглядел, когда шёл в России на президентские выборы 1996 года. Ну и что, что занял последнее место? «Жить хотите сыто и богато — голосуйте за Брынцалова, ребята!».

Владимир Брынцалов с женой

Известно, что шесть лет назад Владимир Брынцалов перевёл часть своих активов в Беларусь. В интервью агентству «Интерфакс-Запад» бизнесмен говорил, что в Минске ему принадлежит три предприятия: нефтеперерабатывающее, медицинское и биологическое. Актив Брынцалова в нефтянке «МСП-ОЙЛ» играл заметную роль в поставках российской нефти на беларуские НПЗ. В 2013 году «Белнефтехим» лишил это предприятие лицензии на оптовую торговлю нефтепродуктами. С тех пор о нём не слышно. А офшор, через который некто Брынцалов связан с неким Цыплаковым, внезапно оказался в центре внимания. Кстати, забавное совпадение: гендиректора «МСП-ОЙЛ» звали Михаил Петрович Цыплаков.

Безобидная бухгалтерия из соседнего офиса

Несколько лет я работал на «Еврорадио», минский корпункт которого расположен в доме 15 по улице Карла Маркса. Несколько кабинетов на одном этаже с нами занимала «Дикса» — компания, штат которой состоял из бухгалтеров почтенного возраста. Чем занималась «Дикса» — мы не знали, да и было нам всё равно. Общаться с ними, в общем-то, было не о чем — разве что, они заказывали воду в 19-литровых бутылях на два наших офиса. Года три назад бухгалтеры вдруг снялись с насиженных мест, а дверь «Диксы» неожиданно опечатали.

Каково же было моё удивление, когда я увидел, что DICSA Law Technologies Limited значится в «Панамских бумагах» как посредник при регистрации 18 офшорных компаний! Та самая «Дикса» с четвёртого этажа офисного здания по улице Карла Маркса. Вот тебе и тихие бухгалтера...

Больше я удивился только тому, что даже на окраине Минска, на Богом забытой улице Рафиева, где я живу, нашёлся один владелец офшорчика. Его зовут Ricardo Ivan Fuente, и он гражданин Уругвая. Так глобализация пришла на улицу Рафиева в Минске!

Подстава из города Поставы

Зачем нужен офшор поставскому фермеру, который занимается выращиванием яблок? Мы не смогли найти ответа на этот вопрос. Но факт остаётся фактом: некто Георгий Семёнович Тимичев — глава «Крестьянского (фермерского) хозяйства Тимичева Г.С.» — зарегистрировал офшор Granton Trade Ltd. на Британских Виргинских островах. Хозяйство Тимичева расположено в городе Поставы и занимается выращиванием яблок и грузовыми перевозками.

В одном из документов Тимичев «засветил» свой беларуский паспорт версии ВМ. Когда мы это увидели — поняли, что совпадение более чем чёткое. KYKY попытался дозвониться до владельца яблочного сада и офшора, но выяснилось, что номер мобильного он поменял около года назад. В хозяйстве пока что тоже не отвечают.

Просто бизнесмены. Ничего личного

Тёзок крупных беларуских бизнесменов — таких, чтобы вау! — в «Панамских архивах» нет. Но есть, к примеру, человек по имени Игорь Черный — так же зовут владельца нескольких компаний по производству стройматериалов. Черный под №103 входит в список успешных и влиятельных беларуских бизнесменов за 2013 год. Недалеко от его фамилии в списке владельцев офшоров находим Ольгу Киселёву — так же зовут члена Совета директоров компании «Изобуд», принадлежащей Игорю Черному.

Игорь Чёрный (слева), фото: nationalclass.ru

Имя Игоря Абметки упоминается в панамском списке целых три раза. Его тёзка-беларус владеет торговой сетью «ЛБР-Агромаркет». А человек по имени Валерий Башманов открывает беларускую выборку из документов Mossack Fonseca. Так же зовут бывшего партнёра Игоря Абметки по торговле сельскохозяйственной техникой. Двумя офшорными компаниями: Zen Consultants Inc. и Eachman Assets Corporation — Абметка и Башманов владели вместе. Акции ещё одной: Kellet Assets Limited — принадлежат только Абметке.

Один на троих офшор: Ost Investments Ltd. — есть у неких Вадима Величко, Дмитрия Аэрова и Сергея Мезенцева. О Мезенцеве ничего сказать не можем. Но Величко — или его тёзка — беларуский бизнесмен, владеющий компанией «Профитсистем» по переработке мелкотоварной древесины и выпуску пеллет, а также латвийской торговой компанией Baltimex Trading. Он входит в самый свежий топ-200 успешных и влиятельных — на 172 месте. А Аэров — второй человек в «Профитсистеме».

Под именем Вадима Гитлина может скрываться один из владельцев группы компаний «Альфа-Транс», оказывающей транспортные услуги на беларуско-российской границе. Офшорную компанию Interlink Ltd. он зарегистрировал на Самоа вместе с двумя неназванными дольщиками и неким Евгением Гитлиным. Тёзка Евгения — крупный смоленский бизнесмен, владелец городского стадиона «Спартак» и, что важно, вице-президент «Альфа-Транса». Вот такие совпадения.

У офшоров не женское лицо

Дальше — имена, нашедшиеся в гугле, связи которых с другими владельцами офшоров проследить не удалось. Например, женщина по имени Инна Аникиевич была заместителем председателя совета директоров лотерейных компании «Спорт-Пари». У неё сразу два активных офшора: MED ASSISTANCE LTD. и Canavan Services Ltd.

В списке офшоров есть ещё несколько знакомых имён. Александр Ласкович — так зовут владельца производителя женского трикотажа «Панда» из Брестской области. Некто Андрей Карцев — тёзка директора минской SITEK Group, которая занимается капремонтом станков, дистибуцией и обслуживанием оборудования Siemens и интеграцией программного обеспечения для автоматизации производства.

Андрей Карцев, фото: pressenter.ru

Женщин в беларуской части «Панамского архива» немного. Лариса Василько с офшором Victoria Prime Properties Ltd. — тёзка председателя Наблюдательного совета «Евроторгинвестбанка». А владеет этим банком Владимир Василько, совладелец «Евроопта», №8 в топ-200 бизнесменов за 2016 год. А некто Ася Зубарик — бенефициар Polish Gas Company — однофамилица бизнесмена Артура Зубарика, который как раз занимается дистрибуцией газа.

Что пока что осталось для нас загадкой

Чаще всего – 12 раз – в беларуской части «Панамского архива» упоминается The Bearer. С английского это слово переводится как «предъявитель», то есть акций нескольких компаний, в которых участвуют беларусы, оформлены на предъявителя, имя которого неизвестно. Например, это Aldur Management S.A. (Монако), Tisco Inc. (Люксембург), MK Holding Ltd. (Эстония), Barbale Investor Group Ltd. (Британские Виргинские острова), Arisson Group Corp. (Сейшельские острова). Совладельцами двух последних офшоров являются некто Леонид Белый и некто Зоя Куприенко соответственно.

Как связаны эти люди и кто те предъявители, которые владеют акциями названных выше компаний – для нас загадка. Ни о Леониде Белом, ни о Зое Куприенко сведений нет. В документах может быть ошибка, и речь может идти либо о Павле Белом — хоккеисте президентской команды и владельце строительных компаний, в том числе «Тапаса», либо об Александре Белом — бывшем гендиректоре хоккейного клуба «Динамо-Минск». Кто в обоих случаях может оказаться предъявителем части акций офшоров — страшно представить.

Кстати, не исключено, что в панамских документах о Беларуси есть и ещё одна ошибка. В базе есть некто Sergey Aleksandrovich Tchachuk — фамилия довольно странная. Вероятно, на самом деле этого человека, владеющего сейшельской компанией Saxeme Services Limited, зовут не «Чашук», а Ткачук. Тёзка Сергея Ткачука занимает в актуальном топ-200 беларуских бизнесменов № 47, он совладелец ритейлера «Рублёвский» и нескольких торговых центров. Также он владеет «Мостра-груп» — компанией, которая развивает в Беларуси сеть фастфуда Burger King.

На десерт

Есть в списках, позаимствованных Джоном Доу из Mossack Fonseca, офшорная компания с непритязательным названием F.C. Dinamo Minsk Ltd. Зарегистрирована на Багамах в 1996 году, прекратила свою деятельность в 1998-м. Зачем двадцать лет назад минскому футбольному клубу понадобился офшор? Летом 1996 года из минского «Динамо» в киевское перешли две футбольные звезды: Валентин Белькевич и Александр Хацкевич. Экс-президент минского клуба Евгений Хвастович позже вспоминал, что сумма трансфера, прописанная в договоре, была символической, хотя точных цифр называть не стал. Возможно, именно в этом кроется разгадка офшорной компании F.C. Dinamo Minsk Ltd.

Не обошлось в офшорных откровениях и без Александра Лукашенко. В 2002 году человек с такими именем и фамилией был директором офшора Avonlea Industry Corp. на Британских Виргинских островах. Но в этом случае речь с огромной вероятностью идёт не о президенте Беларуси, а всего лишь о его тёзке.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Психолог, который лечит айтишникам голову

Деньги • редакция KYKY

Среди айтишников бывают не только умнички-трудоголики, которые выстреливают с многомиллионными стартапами, но и корыстные ребята, которые идут в IT-сферу исключительно за зарплатой. Наталья Коротаева — психолог, более семи лет проработавший в HR. Работала с персоналом IT-компаний, в том числе EPAM. Наталья рассказала KYKY, почему «плюшки» и аутсорсинг делают айтишников безответственными.