Предложение, от которого невозможно отказаться

Деньги • Павел Свердлов
На презентации Nissan Tiida молодой человек сделал предложение своей девушке, и она сказала «Да!». Оказавшийся рядом корреспондент KYKY поговорил о перспективах авторынка на фоне рецессии с Алексеем Волосевичем — замдиректора по продажам «ДрайвМоторс», официального дилера Nissan в Беларуси.

В холле торгового центра ARENAcity полно людей. Вокруг снуют фотографы. Все чего-то ждут возле огромной плазменной панели и белой легковушки, стоящей тут же. Любопытные открывают багажник и двери авто, заглядывают внутрь. В какой-то момент молодая парочка устраивается на задних сиденьях. Сейчас будет тест-драйв! Я представляю, что можно вытворять за спиной у водителя. Люди с камерами оживляются. Но на заднем сиденье Nissan Tiida на удивление спокойно.

Вдруг начинается музыка, возле машины появляются танцоры. А когда танец заканчивается, парень прямо в салоне авто становится перед девушкой на одно колено и достаёт кольцо.

— Как впечатления? — интересуется у парня ведущий «церемонии» Иван Величко.
— Просторный салон… 692 милиметра! — читает на двери выбравшийся из авто и ещё не пришедший в себя герой торжества.
— Нет-нет, я не про машину! Я про то, что произошло в машине! — уточняет Иван. Но в машине было столько камер, что всем понятно, что ничего такого там произойти не могло, будь она хоть самой просторной в этой части Галактики.

Пару недель назад Женя — так зовут парня — спросил у форумчан с «Онлайнера», как сделать предложение руки и сердца незабываемым. Что советовали на форуме — история умалчивает. На парня вышли менеджеры «ДрайвМоторс» и предложили подарить девушке кольцо в новом Nissan Tiida. И вот, мы все здесь, в ARENAcity.

Происходящее всё больше напоминает то, с чего, собственно, началось — свадьбу. Начинаются конкурсы. Один из гостей рисует новый Nissan, другой придумывает стишок с рифмой «Tiida» — сюита. Все вместе мы разгадываем задачу: на трассе новый Nissan тратит 6,4 литра на 100 км. Сколько топлива (в граммах) машине понадобится, чтобы проехать минскую кольцевую от начала и до конца? Потом все вместе угадываем последнюю цифру номера телефона, на который нужно позвонить за призом.

— Поднимите руку, у кого хорошее настроение! А теперь — у кого плохое настроение! А теперь те, кому всё равно, что я говорю в микрофон! — Иван Величко всё больше вживается в роль тамады. — Сделайте селфи с #tiida получите сумку-холодильник! Поднимите руку, кто не знает, что такое селфи! Кстати, кто-нибудь знает, откуда пошли истоки селфи?

— Из «Ну, погоди!» — говорит школьница, стоящая за моей спиной. Увы — недостаточно громко, чтобы «тамада» её услышал.Наконец начинается лотерея. Из прозрачного барабана один за другим появляются номерки. Их обладатели получают разнообразные призы от «ДрайвМоторс».

— Какой приз вы хотите? — спрашивает Иван у обладателя следующего счастливого номерка.
— Машину! — не теряется тот.
— Забирайте, если поднимите, — парирует ведущий. А мы-то уже ждали сакраментального: «И главный приз — ааааааааавтомобиль!»

Тем временем топы «ДрайвМоторс» потихоньку перемещаются на второй этаж ARENAcity, где проходит афтерпати. Здесь на несколько вопросов KYKY согласился ответить заместитель директора официального автодилера Nissan по продажам Алексей Волосевич:

— Чем тяжелее зима, тем серьёзнее автомобили, которые выбирают люди, — делится приметой Алексей. — Суровая зима, снежная — хорошо продаются полноприводные машины. X-Trail, Qashqai, Pathfinder. Чуть погода получше — растёт спрос на машины с передним приводом. Причём на те же модели!

KYKY: Ну, кризис-то наверняка внёс в спрос свои коррективы.

А.В.: У автодилеров каждый год какие-то испытания. То пошлины с физлицами разнятся, то утилизационный сбор для нас введут в десять раз выше, чем у физлиц. Мы в кризис сокращаться не собираемся. В 2011 году наша доля рынка была 2-3%, но мы смогли доказать компании Nissan, что у рынка есть потенциал. Сегодня доля дилеров Nissan на белорусском рынке — 11%. Задача — эту долю не снизить. А может даже и увеличить.

KYKY: Мне кажется, нужно быть реалистами.

А.В.: У наших людей хватает денег. Если кто-то наметил себе поменять авто, но не успел поменять в декабре — он всё равно поменяет его. Посмотрите, какие суммы на депозитах лежат — это ярко показывает, что деньги у людей есть.

KYKY: Но рынок сужается — видно по статистике продаж.

А.В.: Когда рынок сужается, а мы продаём прежнее количество машин, то наша доля растёт. Плюс, Nissan оптимизирует производство и логистику. Планируется, что в конце года Qashqai начнут собирать под Санкт-Петербургом. Это позволит снизить издержки и удерживать конкурентную цену.

KYKY: А в Беларуси, как Citroen, не планируете организовывать сборку?

А.В.: Есть производство в России. Эти машины произведены в одном с нами Таможенном союзе, и никакими дополнительными пошлинами не облагаются. Там большое производство, порядка 164 га земли. Кроме конвейера, Nissan подтягивает туда производство автокомпонентов.

KYKY: А транспортные расходы?

А.В.: У всех дилеров они уже в цене. И независимо от того, где располагается дилер: в Москве, Владивостоке или в Минске, цена на автомобили Nissan одинаковая.

KYKY: Курсовые колебания влияют на спрос?

А.В.: Хорошо видна зависимость от курса российского рубля. Когда он укрепляется — 50 рублей за доллар дают, к примеру — покупательская способность сразу падает. 54-55 рублей за доллар — снова видим интерес. Наши люди все цены считают через доллар. А мы говорим так: в России автомобиль стоит, к примеру, 600 тысяч рублей — мы его и продаём за 600 тысяч рублей. Люди делят 600 тысяч на 55 — получают в долларах 11 тысяч. Ага, нормально. Делят 600 тысяч на 50 — получают на тысячу больше. Нет, говорят, дорого это…

KYKY: А если в кредит покупать? Тогда колебания курса уже не так важны.

А.В.: У нас покупатели автомобилей чаще всего исходят из имеющейся суммы. Не «Я хочу эту машину, где бы мне взять на неё денег», а «У меня есть столько-то денег — что я могу за них приобрести?». Нет финансовых инструментов, которые позволяли бы пользоваться сейчас, а стоимость выплатить за три года. Ставку по кредиту в 40% не каждый потянет.

KYKY: Tiida — это машина для среднего класса?

А.В.: Она позиционируется как авто для молодёжи и людей среднего возраста, которые ведут активный образ жизни, выезжают на природу, совершают велопрогулки. Вот я вам задам вопрос: средний достаток — это какой? Десять миллионов, двадцать?

KYKY: Программисты больше зарабатывают.

А.В.: Программисты — люди с высоким достатком. Но они, к сожалению, не активные потребители автомобилей. Очень много работают. Дома или в офисах — не принципиально, но они зарабатывают деньги, и им особо некогда ездить на природу. Впрочем, по городу тоже удобно ездить. Небольшие свесы позволяют удобно парковаться. Конечно, на нём не погоняешь — двигатель 1,6 куба не позволяет вести активную езду. Но это сокращает расходы на топливо и обслуживание.

Отпускаю Алексея к пахлаве и пхали, заботливо разложенным по столам официантами из ресторана «Батуми». И задумываюсь о том, что пора бы пересаживаться на авто. А то всё на велосипеде да на велосипеде. Оно, конечно, экологично. Но медленно. Да и такого шикарного предложения, как мы видели сегодня, не сделаешь.

Фото: Антон Мотолько

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Банк, гипермаркет, студия рекламы и спортклуб. Как белорусский бизнес справляется с кризисом

Деньги • Алиса Петрова

Считается, что для успешной компании кризис – новые возможности. Официально: ввп за пять месяцев упал на 3%, промышленное производство снизилось на 7,7%. KYKY задал вопросы о кризисе белорусам из разных сфер бизнеса: работнику банка, гипермаркета, туристической компании, интернет-портала и других – чтобы узнать, на чем экономят, кого сокращают и как выживают в непростой экономической ситуации.