«Где точно начали экономить, так это на заработной плате». Как выживают гипермаркеты
Магазины типа «совдеп», где на товары нужно «пробить чек», который выдает кассир в другом конце зала, давно в прошлом – их заменили торговые сети. С начала 2015 года в Беларуси открылось почти 25 новых сетевых магазинов, но это самый низкий показатель за последние три года. Плюс, Мингорисполком заявил, что строить новых «гиперов» в столице не будут.
Розничный бизнес напрямую зависит от доходов населения, а они, безусловно, снизились. Цены растут, и чтобы смягчить их влияние на покупателя, крупные торговые сети вынуждены работать в условиях нулевой рентабельности. Во всяком случае, они так утверждают.
Сотрудница сети гипермаркетов «Гиппо», пожелала сохранить анонимность:
«У нас кризис чувствуется, даже слишком! Но больше на самих объектах торговли – офис эта проблема коснулась краем. На объектах полностью убрали дополнительные выплаты, а без них зарплата совсем небольшая. Офис же и без дополнительных выплат получает в разы больше. И на объектах, и в офисе произошло сокращение штата примерно на 10%, поэтому и для тех, и для других объём работы сильно увеличился. Давление на нас тоже увеличилось, причём со всех сторон. Активировались конкуренты в акциях: маркетинговые предложения практически идентичные, цены варьируются одинаково с нашими. В «Гиппо» чаще стали наведываться из санстанции и защиты прав потребителей. Штраф дают за мятую сгущенку – в соседнем магазине другой сети ее месяцами и близко не бывает, а качество и сроки не самые радужные. Упали продажи только определённых групп товаров – не повседневного спроса. В категориях fresh (фрукты, овощи, мясо, рыбо, свежая выпечка) и скоропортящихся товаров все в том же русле».
«Мы стали экономить на аренде офиса, потом сократили расходы на рекламу и зарплату». Кризис в туристической сфере
Это направление также во многом зависит от доходов людей. Из-за кризиса белорусы, и без того не позволяющие себе лишнего, стали экономить на путешествиях, а то и вовсе отказались от поездок за границу. Ситуацию усугубил Нацбанк: раньше клиенты могли рассчитаться с туристическими компаниями валютой, а с 1 марта – только в белорусских рублях. А ведь компании платят гостиницам и другим иностранным партнёрам в валюте. Таким образом, стоимость тура автоматически становится выше: увеличиваются издержки по конвертации.
Директор «Топаз Тур» Андрей Янукович:
«Да, кризис у нас порядочно чувствуется. Клиентов стало меньше, а те, кто всё же планирует отдых, уменьшили допустимый бюджет, который они готовы потратить на путёвку. Поэтому количество продаж снизилось, и средний чек стоимости тура стал значительно меньше. В первую очередь, мы стали экономить на аренде офиса, потом сократили расходы на рекламу и зарплату. Слава богу, хоть увольнять никого нам не пришлось. Давление сто стороны конкурентов не увеличилось, потому что все туристические компании оказались в одной ситуации, поэтому озадачены вопросом выживания – в первую очередь».
«Мы 10% персонала перевели на неполный рабочий день или не продлили им контракт». Проблемы коммерческих банков
В 2015 году Нацбанк отозвал лицензии у нескольких банков. Дельта-Банк, БИТ-банк, ИнтэрПэйБанк – они не удержались на рынке. Нацбанк объясняет это угрозой для интересов вкладчиков и кредиторов банка. Приостановлена лицензия в части банковских операций у Евробанка и Норд Европеан Банка. Остальные держатся. На деятельность банковской системы влияет целая система факторов, поэтому нельзя говорить, что жизнь им портит одна лишь девальвация 2015. Она повлияла только на текущую ликвидность банков (способность полностью и своевременно выполнить свои обязательства) – то есть когда произошла, многие вкладчики просто забрали у банков свои деньги.
Сотрудник коммерческого банка, на условиях анонимности:
«Понятие 'кризис' для нынешнего состояния экономики не применимо. Наша экономика, скорее, находится в состоянии спада. Проблемы соседних экономик вызывают негативные процессы и в Беларуси. Последствия этих процессов отражаются в том числе и на банках. А ведь банки – кровеносная система экономики. У банка существует 4 основных краеугольных камня: 1 – финансы, 2 – клиенты, 3 – технологии, 4 – рабочие кадры. По всем четырём позициям произошло реальное ухудшение обстановки. Например, по внешнему финансированию: зарубежные институты становятся более избирательными к инвестированию, наблюдая тенденции в нашей экономике. Клиенты банка испытывают все те же проблемы – доходность их операций снижается. При этом банк получает меньше доходов. Наш банк вынужден снижать инвестиции в развитие, в том числе и в IT, и в персонал.
Зарплата остаётся на уровне декабря 2014 года, поэтому квалифицированные специалисты переходят в другие отрасли экономики. Мы в несколько раз снизили затраты на рекламу, маркетинг и PR. Где-то 10% персонала перевели на неполный рабочий день или не продлили им контракт.
Но принудительное сокращение мы не проводили. Практически все банки находятся в аналогичной ситуации. Доходность всей банковской системы снизилась – некоторые банки даже терпят убытки. На этом рынке всегда высокая конкуренция – поэтому она осталась на прежнем уровне. Спрос на кредиты сохраняется на прежнем уровне, но банк занимает более жесткую позицию в части оценки рисков. В целом, платёжеспособность и кредитоспособность клиентов снижается. Банк ожидает дальнейший спад экономики – поэтому не кредитует юридических и физических лиц, чья платёжная дисциплина находится под вопросом».
«Среди рекламных агентств ужесточилась борьба за клиентов». На чем экономят студии рекламы и веб-разработки
После кризисного 2011 года затраты на рекламу неуклонно росли – а значит, рос и рекламный рынок. Несмотря на то, что вместе с 2015 годом начался кризис, по экспертным оценкам, рынок продолжит расти: по самым пессимистичным прогнозам – на 5% в валюте, по оптимистичным − более чем на 10%. И Минторг констатировал: белорусские производители стали вкладывать больше денег в рекламу. Конечно, эту информацию трудно воспринимать без скепсиса – многие белорусские компании, в первую очередь, снижают расходы именно на маркетинг и рекламу, поэтому рекламным агентствам сейчас тоже непросто. Что касается веб-разработки, то «на белорусском рынке присутствует более пятисот компаний. Это создает высокую конкурентную среду. Поэтому тот, кто ничего не изменит, получит ноль клиентов. А те, кто правильно сориентируются и применят нужный подход – получат основную часть рынка». По мнению владельца компании «ArtisMedia» Константина Курило, выживут те, кто имеет грамотные стратегии бизнеса, маркетинга и продвижения.
Директор медийного агентства «AIDA Media» Илья Анискевич:
«В целом рынок переживает спад. Работающие на этом рынке компании ощущают на себе его общие негативные тенденции – в той или иной степени. Это нельзя назвать кризисом – скорее, кризис сформировал определенную бизнес-среду, для успеха в которой нужно постоянно корректировать свою стратегию поведения. В компаниях с четкой стратегией развития и пониманием, что нужно делать, кризиса быть не должно. Наша компания пересмотрела структуру бюджета. Мы сократили некоторые затраты не первой необходимости: затраты на обучение, по мелочам много чего, но глобальных изменений не происходило. На рынке стало больше свободных специалистов – мы воспользовались этой возможностью и сделали несколько ротаций в кадрах, чтобы усилить свои позиции с помощью высококвалифицированных сотрудников. Среди рекламных агенств ужесточилась борьба за клиентов. Хотя общее количество наших клиентов не сократилось. Но объемы продаж некоторым клиентам снизились пропорционально падению рынка».
Богдан Коровец, управляющий партнер студии веб-разработки Альянс Astronim*Support:
«В нашей компании кризис не чувствуется. Да и для Беларуси сейчас нет сложной экономической ситуации. Предприятия думают о стратегии, о новых рынках сбыта, об оптимизации издержек и бизнес-процессах — а что еще нужно нормальному веб-девелоперу для счастья? Экономика сама себя стала экономить: всё стало дешевле! Поэтому мы и не увольняли никого. В нашем сегменте сложных веб-интегрированных проектов, порталов, сервисов вдруг из ниоткуда не могут взяться новые участники рынка с достаточной экспертизой и опытом воплощения на реальных коммерческих проектах. С 2015 года рост продаж в A*S налицо — как количественно, так и качественно».
«Рекламодатель считает каждый вложенный рубль и ожидает получить от него максимум эффекта». Могут ли интернет-СМИ зарабатывать в кризис
Доходность коммерческих интернет-СМИ связана не только с количеством посещений, но и с вложениями в интернет-рекламу. Судя по росту популярности интернета как медиаплощадки, электронные порталы дожны быть просто в шоколаде. Хотя по мнению Дениса Блища заработать на интернет-СМИ практически нереально. Юрий Зиссер также уверен, что белорусском рекламном рынке мало денег и он слишком слаб. Руководители Relax.by рассказали нам, с какими трудностями они столкнулись в 2015 году.
Комментируют главный редактор Relax.by Анна Ефременко и руководитель проекта Татьяна Головнёва:
«Вы же мне не поверите, если я скажу, что кризис никак у нас не чувствуется? Чувствуется, но в другой форме. Теперь мы прилагаем еще больше усилий для достижения целей. По последним нашим рекламным активностям может показаться, что мы совсем не экономим. Если серьезно, то мы, скорее, стали думать, как получить максимум выгоды от каждого вложенного рубля. Та же масштабная рекламная кампания Relax.by в марте-апреле с привлечением телевидения и наружной рекламы (вы могли заметить надкрышную конструкцию Relax.by на пересечении улицы Сурганова и проспекта Независимости) была сделана как раз в тот период, когда большинство свернуло свои активности, и цены на рекламу стали немного доступнее. Мы не уволили ни одного сотрудника из-за кризиса. Все увольнения проходили в штатном режиме. Более того, наш штат расширился – как редакционный, так и отдела продаж.
Мы решили форсировать события и сами усилили давление на конкурентов: перезапустили журнал, обновили дизайн, полностью перестроили редакционную концепцию, адаптировали верстку под мобильные устройства, взяли в штат новых журналистов и сделали ставку на контент, выведя его на ключевую позицию главной страницы – на широкоформатный слайдер. Relax еще никогда не развивался и не менялся такими темпами.
Будет глупо сказать, что мы не следим за тем, что делают конкуренты – следим еще как. Но не ждем, когда хорошие идеи появятся у кого-то еще, а пытаемся играть на опережение. Рекламодатель также сейчас считает каждый вложенный рубль и ожидает получить от него максимум эффекта. Но и сами они готовы вкладывать больше усилий в борьбе за клиента. Поэтому мы придумываем новые форматы рекламы, развиваем сервисы – делаем акцент на развитие и эффективность сами, и клиентов этому обучаем».
«Уменьшение числа торговых точек естественно – уже не надо столько этого товара!» Что говорят многострадальные ИПэшники
Увеличение ставки единого налога на 15% и декрет на обязательную сертификацию продукции подкосили и без того страдающий бизнес. По оценкам Белорусского союза предпринимателей, в 2016 году около 15 тысяч ИП, торгующих одеждой и обувью, могут или перейти в другие сферы, или вообще прекратить свою деятельность. Да, многие давно одеваются в брендовых магазинах – но речь идёт о социальной проблеме. Многие павильоны в торговых центрах типа «Паркинга» или «Зеркала» уже закрыты.
Индивидуальный предприниматель Алёна, торгует женской одеждой в ТЦ Зеркало:
«Кризис чувствуется, но дело не только в девальвации. Если раньше мы думали расширить деятельность, открывать ещё павильоны, то сейчас, наоборот, сократились, и будем выжидать. Еще осенью закрылся наш магазин на Ждановичах – он, в принципе, нерентабельный был. Мы там продавали пуховики, поэтому его все время открывали в сентябре – но не в этот раз. Оставшиеся товары продали на народных выставках по 400 тысяч, хотя они закупались в валюте за $100-160 – просто чтобы избавится от товара. Уже тогда ситуация была далеко не сахар. С конца декабря мы перестали торговать дорогими брендами. Многие предприниматели даже перешли на дешёвый китайский товар – закупка дорогая, и на уровне минских цен на дешёвые товары мы проигрываем.
Когда был магазин на Ждановичах, там работал мой муж. Сейчас у нас только одна точка, и я сама продаю. Раньше продавец был необходим – их даже было трое для трех магазинов – и все были официально оформлены. Когда в прошлом году осталось две точки, мы уже отказались от продавцов. На этом здорово сэкономили: и на зарплате, и на социальном страховании.
Было тяжело с молодёжной одеждой (она, кстати, вся по документам): она очень дорогая в закупке. Юбка стоит $100. При этом Collins, Mexx, Mango, Only, «Твоё» торгуют просто за копейки, а молодёжь идет и одевается там, потому что это доступнее. От этого товара мы просто отказались – чистое рыночное регулирование. Зато брендовые магазины не забрали большие размеры – пока, наверное. Что касается конкуренции с другими предпринимателями, честно скажу, я счастлива, что по соседству организовался павильон с вечерними платьями. По сути – мои конкуренты. Но когда их не было, дальше магазина мужских трусов в «Зеркале» никто не заходил (он находится в самом начале торгового ряда – прим. ред.). Ко мне поток людей не идёт, поэтому если здесь станут торговать другие предприниматели, я ничего против не имею. Отмечу, что очень сильно уменьшились количество покупок и средний чек. Торговых центров сейчас много, при том, что покупателей стало меньше – они рассредоточиваются между магазинами».
Чувствуют ли кризис спортивные клубы
Экономический кризис не щадит и мир спорта. Спортивные клубы уповают на спонсорскую поддержку, и так же, как бизнес, стараются по-максимуму оптимизировать свои расходы.
Начальник отдела маркетинга и связей со СМИ Иван Караичев:
«Финансирование клуба осуществляется не из государственных источников – нас поддерживают компании, входящие в окологазпромовскую структуру. В этом сезоне, к примеру, мы пересмотрели рекламную кампанию игр, выбрали принципиально новые, более эффективные каналы маркетинговой коммуникации. Поэтому экономии в классическом понимании нет – есть оптимизация для увеличения эффективности.
Все ведущие спортивные клубы в стране располагают небольшим штатом администрации, и параллели с промышленным производством, к примеру, провести трудно. БГК им. А.П. Мешкова любят в Бресте, работать в клубе считается престижным, сотрудники дорожат своей работой. Кадровой текучки нет. Да и конкуренция совсем не увеличилась. Надеемся, что кризис не сказался на количестве зрителей на матчах. Прошедшие игры финала чемпионата Беларуси показали, что люди готовы и дальше поддерживать команду, заполнять трибуны, причем, не только на самых важных играх. Компании, финансирующие клуб, подтвердили запланированный объем вложений на 2015-й год. Надо сказать, что у нас отличное взаимодействие со спонсорами – это не формальные, а дружеские отношения. Представители спонсоров поддерживают команду на выездах – играх в Германии, Франции, Минске».