Британская The Guardian опубликовала список из девяти стран, которые больше всего страдают от падения российского рубля. Беларуси в списке нет. Бизнесмены Сергей Вайнилович и Дмитрий Мартовицкий рассказали, почему, по мнению британцев, не попадают на пострадавшую сторону.
Девальвация рубля несет серьезную угрозу странам, чья экономика в значительной степени зависит от миллиардов долларов, переведенными гражданами этих стран из России домой, пишет The Guardian. Страны из списка могут потерять $10 миллиардов за 2015 год. От объемов денежных переводов зависит 21% экономики Армении, 12% экономики Грузии, 31,5% — Киргизии, 25% — Молдавии, 42% — Таджикистана, 5,5% — Украины, 4,5% — Литвы, 2,5% — Азербайджана и 12% — Узбекистана. Беларуси в этом списке нет. Однако многие наши бизнесмены сильно завязаны на отношениях с Россией и, естественно, с российским рублем.
Дмитрий Мартовицкий, директор ООО «Развитие Капитал»
Единственная видимая мной причина, по которой The Guardian не включил Беларусь в этот список, — это незнание ими такой страны. Они, наверное, как и большинство американцев уверены, что мы — часть России. Российский кризис очень сильно влияет на развитие нашего бизнеса. Белорусский рубль девальвировался на 45%. Это ни о чем не говорит? Доходы населения в долларовом эквиваленте упали, доходы предпринимателей, соответственно, тоже. Рынок сейчас особенно нестабилен. Конечно, люди покупают меньше, соответственно, бизнес выжидает стабилизации на валютном рынке. Сегодня в белорусском бизнесе нет прозрачности. Еще три недели назад понимания вообще не было никакого, но со временем появляются какие-то наметки, что у курса будет какой-то потолок и какое-то дно. Основные законы экономики включаются, и поэтому можно минимально планировать коммерческую деятельность.
Безусловно, и сейчас кто-то покупает, кто-то продает. Но в любом случае предпринимательская деятельность сводится к минимуму. Но никто же сейчас не хочет забивать склад, будучи неуверенным в том, что он все это распродаст. Я, конечно, не говорю о компаниях типа Беларуськалий, но торговых компаний, компаний-импортеров российский кризис очень даже волнует.
Например, мои поставщики — это российские заводы. То есть наше сотрудничество очень зависит от курса рубля. А они в свою очередь зависят от курса доллара. Их закупки никак не изменились в долларах, но не надо быть бизнесменом и экономистом, чтобы понять, что значит, когда доллар стоит 30 рублей и когда 60. И никто не знает, как поведет себя доллар завтра, все законы рынка «отваливаются». Производителям приходится полностью пересматривать свои цены. Все эти факторы скатываются в огромный снежный ком, когда приходят в Беларусь.
Выиграть на этом кризисе не может никто, кроме нелегалов, которые занимаются спекуляцией. У них теперь все карты. Да и то, ситуация теперь даже для них ухудшилась.
Сергей Вайнилович, совладелец онлайн-гипермаркета «21vek.by»
80% бытовой техники для Беларуси собирается в России. Такие компании как LG, Bosch, Indesit, и большинство других компаний имеют прайсы в российских рублях. Во время кризиса официальный импорт падает, потому что мы становимся неконкурентоспособными.
Серый рынок становится более активным. Он более мобильный, так как у него нет складских запасов по старой цене. Неопределённость на соседних рынках не способствует развитию потребления. Кризис в России всегда на нас сильно сказывается. Так что говорить о росте потребления сейчас точно не приходится.
Но это касательно моей сферы, а в продовольственном бизнесе все иначе. Бизнес в Беларуси проигрывает потому, что падает потребление. В целом, рынок очень плохой в этом году.