«Сделки на $10 тысяч и больше в байнете можно пересчитать по пальцам»
KYKY: Как вам живётся с мыслью о том, что вы — киберсквоттер?
Иван Драников: Киберсквоттеры — это охотники за именами, похожими на известные бренды. А я работаю с обычными словами, которые никому не принадлежат. Я называю это доменным бизнесом. Он похож на бизнес по продаже «красивых» номеров телефона – в прейскурантах любого сотового оператора они идут по отдельной цене. А подойдите, например, в минское ГАИ: там тоже за дополнительную плату можно выбрать себе «красивый» номер. Причём из любой серии — даже из той, которой ещё нет, «ХХ» или «ХО». Почему с «красивыми» доменными именами должно быть по-другому?
Кто-то может кричать о неудобствах и нарушении прав потребителей, но давайте смотреть правде в глаза. Максимальная длина доменного имени — 63 символа. В английском алфавите 26 букв. Плюс, в доменах можно использовать цифры и дефис. Значит, каждый гражданин Беларуси может зарегистрировать примерно по одному миллиарду доменов в зоне .BY. Нехватки доменов не может случиться даже в теории! Допустим, вы не можете выкупить домен stol.by. Пожалуйста, за 150 тысяч рублей свободен stol2.by, stol-stul.by и так далее.
KYKY: Насколько ваш бизнес легален?
И. Д.: Абсолютно легален. Стороны заключают договор, продавец получает деньги на свой счет, покупатель — домен, а налоговая — налог за поступившие по договору средства и договор-обоснование. Учитывая, что в нашей стране можно использовать упрощенную схему налогообложения, проще заплатить 5% с продажи и спать спокойно, чем оставить себе эти 5% и ворочаться на подушке по ночам.
KYKY: О каких суммах идёт речь?
И. Д.: Сделки на $10 тысяч и больше в байнете можно пересчитать по пальцам. Но свои продажи я комментировать не хочу. Скажу только, что самая крупная покупка оформлялась через международный аукцион Sedo. К сожалению, в налоговой не разрешили оплатить 3%, как с экспортной сделки. Там считают, что раз домен .BY, то он так или иначе будет использоваться для внутрибелорусских дел, а значит, продажа не экспортная. Пришлось платить 5% по упрощенной системе.
KYKY: Бывает ли, что покупатели торгуются? С какой цены вы стартуете?
И. Д.: Здесь все крайне индивидуально. Соответственно, торг уместен. Уступки важны с обеих сторон.
KYKY: Случалось ли отдавать домен бесплатно?
И. Д.: Конечно. Недавно отдал домен ребятам, которые за здоровый образ жизни. Хотели купить для пропаганды уличного спорта, турников, создания тематической социальной сети. Как узнал — отдал даром.
«В кризис бизнесы начинают шевелиться и идут в интернет»
KYKY: Кризисы и девальвации на доменный бизнес влияют?
И. Д.: Влияют, но не так, как вы думаете. В кризис интерес к интернету растёт. Такое ощущение, что в «жирные» времена, когда у всех всё хорошо, никто не думает о развитии. А в кризис бизнесы начинают шевелиться и идут в интернет. В Украине, кстати, то же самое. Там сейчас спрос на интернет-рекламу и домены .UA возрос колоссально.
KYKY: Можно ли, продавая домены, заработать на хлеб с маслом?
И. Д.: Шальных денег в домейнерстве нет. По сути, это работа по поиску неликвидного имущества, которое может принести прибыль в будущем. Может принести, а может и нет! Миллионные сделки за международные домены — исключение. В СМИ о них и пишут, как о сенсациях. А люди думают: «Ого, завтра куплю домен kruto.by, а послезавтра продаем его за миллион долларов!» Выброшенные деньги. А есть персонажи, приобретающие сотни доменов, не имеющих продажной ценности.
Если рассматривать домены как инвестиции, то это очень длинные инвестиции, на далекий период времени. Поэтому у всех домейнеров есть другой заработок. Большинство связано с интернетом. Кто-то сидит в IT-компании, у другого интернет-магазин. Можно заниматься только недвижимостью, только автомобилями или только мебелью. Но я не знаю никого, кто бы занимался только доменами.
«Не стоять же на «Ждановичах» с табличкой «Продам avto.by»
KYKY: Как вы пришли в доменный бизнес? И как тогда обстояли дела с «красивыми» доменами?
И. Д.: В самом начале 2000-х домены .BY стали доступны физическим лицам. Лет 15 назад я и зарегистрировал свой первый домен. Тогда ещё студентом был. Отлично помню, что он стоил $100 в эквиваленте. А тогда средняя зарплата в стране была меньше $100. Вот так и обстояли дела. Представьте, что домен .BY стоит сегодня не 150 тысяч рублей, а 500 долларов. Кто-то покупал квадратные метры, а кто-то домены.
При этом домены — неликвид. Есть агентства недвижимости, авторынки, ломбарды — но нет четко обозначенного доменного рынка. Если у вас есть avto.by, и вы хотите продать его за $15 тысяч, это не значит, что вы его завтра или послезавтра продадите. Можно и пять, и семь лет с ним сидеть. Не стоять же на «Ждановичах» с табличкой «Продам avto.by».
KYKY: А был у вас бизнес-план? Когда хотели отбить вложения?
И. Д.: Ничего не было, ведь это не было основным бизнесом. Да и я изначально регистрировал домены для своих проектов. Просто потом понял, что не разумно не брать то, что плохо лежит. Вложения по-разному отбиваются. Могу другу «красивый» домен подарить для стартапа. Люди воспринимают такие необычные подарки очень позитивно. Хотелось бы, чтобы белорусы понимали: «красивый» домен — это, считай, офис около центрального «МакДональдса». Вот вы знаете, где находится компания eda.by? Где все эти суши и пиццы готовят? Вряд ли. Зато весь Минск знает этот домен. С ним не важно, где ты находишься физически, какой у тебя телефон, как обставлен офис.
«Домен должен мне нравиться. Всё»
KYKY: Будете пытаться выкупить какие-то домены в новой зоне .БЕЛ?
И. Д.: Эта доменная зона станет дублирующей для .BY, но никогда не станет основной. Представьте, что вашему партнёру из-за рубежа надо зайти на «адрес.бел», а у него нет кириллической клавиатуры. Что делать? Хороший вопрос. Для серьезных проектов надо выбирать .BY. Есть и ещё проблема у .БЕЛ, это «и» и «i». И то, и другое там будет можно. Значит, по-хорошему, многим придётся для одного проекта регистрировать два разных домена. Типа «лиса.бел» и «лiса.бел». Это лишние затраты.
KYKY: Как вы выбираете домены, которые покупаете?
И. Д.: Домен должен мне нравиться. Всё.
KYKY: Не боитесь, что завтра в белорусском законодательстве что-нибудь поменяется, и окажетесь вне закона?
И. Д.: У нас всё не так уж и плохо. Например, чтобы зарегистрировать домен .US, нужно быть резидентом США, на вашу минскую прописку купить его не получится. А чтобы получить немецкий домен .DE, нужен реальный почтовый контакт в Германии. У каждой страны ЕС свои требования, а из-за бюрократических процедур регистрация может длиться несколько дней. А домен .BY может зарегистрировать резидент любой страны. И происходит это моментально, в реальном времени, по принципу «первый оплатил — первый получил».
«Как же так: день уходит, а ты ничего не нашел!»
KYKY: Насколько это нервная работа?
И. Д.: Это нервная работа только для тех, кто пытается зарабатывать деньги только доменами. А для профессиональных игроков домены – это хобби. Их не сильно волнует, продалось ли что-нибудь за последний месяц. А покупатели-то и правда стучатся нечасто.
KYKY: Есть в вашей коллекции что-то «брендовое», а-ла adidas.by?
И. Д.: Я стараюсь избегать таких доменов, хотя такого принципа придерживаются не все. «Бренд» — хорошая возможность продать домен быстро. Но это и по-другому может закончиться, в Коллегии по делам интеллектуальной собственности. Кстати, там очень неплохо разбираются в вопросах интернета. Один предприимчивый гражданин, например, был вынужден отдать домен google.by.
Сколько времени в день занимает этот бизнес?
И. Д.: Часто этим забивается всё свободное время. Можно часами анализировать, высматривать, сравнивать. Списки, списки, списки. И бесконечная работа «чекера». Есть даже термин — «доменозависимость». Это когда не можешь прожить день без новой регистрации. Мол, как же так: день уходит, а ты ничего не нашел! Вдруг кто-то другой сейчас возьмет твоё «красивое» имя? У меня этот период, к счастью, давно прошел.
KYKY: Не думаете «завязать», пустить свои домены с молотка и все деньги перечислить в детский дом?
И. Д.: Наоборот, я время от времени покупаю домены на благотворительных аукционах. Там выставляется то, за что по каким-то причинам перестали платить предыдущие владельцы. А деньги потом переводятся в детские дома. Бросить всё, распродать и покаяться — это не тот случай. Слишком много трудов во всё это вложено. И больше меня интересуют не продажи, а проекты, которые можно реализовать на моих адресах.